Система дошкольного образования появилась в России во второй половине 1920-х годов, а первый детский сад открылся еще раньше — в 1866 году, в Москве, при пансионе девиц Герке. С тех пор в детской педагогике и психологии произошли кардинальные перемены, да и сами детсады существенно изменились. Однако мы, россияне, все равно привыкли думать, что наши детские сады — самые лучшие, и, в принципе, это утверждение небезосновательно, если бы не несколько НО.
Никто не охраняет детей днем
В половине детсадов страны просто нет дневной охраны. То есть охранник, или, по старинке, сторож (а эту должность нередко занимают женщины преклонного возраста) зачастую приходит на работу только тогда, когда все дети уже разошлись по домам. Конечно, такая ситуация возможна далеко не везде: в крупных городах, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, отсутствие охраны днем кажется немыслимым, а вот на периферии все именно так. По крайней мере, об этом говорят данные расследования, которое «РИА Новости» проводило год назад.
У детей нет свободы творчества
На занятиях воспитанники детских садов учатся рисовать, лепить и делать аппликации. Однако выясняется, что дети могут заниматься творчеством максимум час в день — в остальное время краски, пластилин и клей надежно припрятаны. А зачем дошколятам свободный доступ к краскам и кистям, при помощи которых они могут все перепачкать? Ведь убираться придется воспитателям. Между тем, утверждают психологи, детям нужна свобода творчества.
Книги и игрушки недостаточно разнообразны
В первую очередь это касается старых добрых кубиков. На смену им в большинстве дошкольных образовательных учреждений пришли конструкторы Lego, но это совсем другое дело. Дело в том, что советские кубики развивают крупную моторику, а Lego — мелкую, а значит, это не взаимозаменяемые игрушки. К тому же из больших кубиков дети могут строить что-то вместе, а конструктор проще собирать одному. А зачем мы водим детей в детский сад? Правильно, чтобы они развивались и социализировались.
Что касается книг, то на полках в наших детсадах полностью отсутствует разнообразие. Дети, конечно, маленькие, но тоже люди, и у них, как и у взрослых, разные интересы. Да и развитие должно быть разносторонним: малышам нужно читать и про животных, и про космос, и про динозавров — не только сказки, которые они и так услышат или прочтут дома.
Еда невкусная
Каждый второй помнит манную кашу с комочками, тушеную капусту, говяжью печень и прочие блюда советской кухни, которые редко вызывают у детей аппетит. В этой области никаких перемен не произошло: в детских садах как и раньше, кормят плохо. Дети есть не хотят, а воспитатели всеми силами пытаются заставить подопечных освободить тарелки. Угрозы, шантаж, уговоры — эти методы сотрудники российских детсадов освоили на ура. В результате у детей, которые едят с неохотой, развивается отвращение к тем или иным блюдам, и у некоторых это, кстати, на всю жизнь.
А еще за столом здесь действует правило «когда я ем, я глух и нем». Интересно, что по одной из версий это выражение появилось в советских тюрьмах в 50-х годах прошлого века. Однако воспитатели утверждают, что режим молчания во время еды продиктован нормами безопасности — чтобы дети не подавились. Но сидеть за столом и есть в тишине, право, скучновато.
Группы слишком большие, а воспитателей не хватает
Цель достигнута — очередность в детские сады для детей до 3 лет в большинстве регионов России ликвидирована. Но вот достигали ее в основном не за счет строительства новых дошкольных учреждений, а за счет увеличения числа детей в группах.
Так, в среднем в группе детсада числятся 27–28 воспитанников. При этом в 34% случаев количество детей по списку превысило 30, а в некоторых садиках оно достигает 55! человек. При этом в группе с детьми чаще всего находится всего один воспитатель и один помощник, который занимается исключительно кормлением и одеванием-раздеванием. Все остальное при этом ложится на плечи одного-единственного воспитателя. Разве при таких условиях можно говорить об индивидуальном подходе к каждому ребенку? А за это, между прочим, борются во всех странах мира, и кое-где очень успешно. Например, в Швеции в детских садах на одного взрослого приходится всего шесть детишек.
С детьми не общаются на равных
В основном воспитатели раздают указания: сядь, ешь, спи, убери. Однако двустороннее общение между взрослыми и детьми в детсадах почти не развито: часто воспитатели даже не пытаются прислушаться к тому, что говорит малыш. И в этом, само собой, виноваты не только воспитатели: как можно успеть послушать каждого из 30 детей?
Но и с педагогов нельзя снимать ответственность: квалификация многих из них оставляет желать лучшего. А случаи применения физического насилия над детьми вообще шокируют. К примеру, недавно всю страну потрясла новость о том, что в Казани воспитательница душила ребенка за отказ спать в тихий час, а в Москве женщина напоила детсадовца «Уайт-спиритом». Итак, прежде всего, считают эксперты, в России необходимо изменить систему подготовки и переподготовки воспитателей.
И вот тогда, когда в детских садах будут работать квалифицированные специалисты, число детей в группах снизится, обеды будут вкусными и интересными, а творческие занятия — более продолжительными, дети начнут вставать по утрам с охотой, а мы, взрослые, — с удовольствием провожать их в детсад.
По материалам mel.fm.