4 апреля не стало культового режиссера, сценариста и актера Георгия Данелии. Он умер от остановки сердца на 89-ом году жизни. За свою долгую жизнь Данелия стал создателем и автором сценария множества картин, известных каждому жителю России и постсоветского пространства. И сегодня мы вспомним 5 главных фильмов Георгия Николаевича, которые сохранят память об этом великом кинорежиссере на века.
«Я шагаю по Москве»
Этот фильм, вышедший в 1963 году, стал пятой режиссерской работой Георгия Данелии, но именно он прославил своего автора на весь СССР. Легкая картина о четверых друзьях — метростроевце Кольке, сибирском монтажнике Володе, призывнике Саше и продавщице Алене — стала настоящим глотком свежего воздуха для советских людей, а песню «А я иду, шагаю по Москве», прозвучавшую в финале, не напевал только ленивый. Кстати, спустя годы автор этих строк Геннадий Шпаликов говорил, что если бы каждый, кто поет эту песню, платил бы ему по рублю, он стал бы миллионером.
«Афоня»
Трагикомедия «Афоня» вышла на экраны в 1975 году, и тогда ее посмотрели более 62 млн зрителей, что позволило картине стать лидером советского проката. А в 1976-ом она получила специальный приз на IХ Всесоюзном кинофестивале во Фрунзе.
По сюжету слесарь-сантехник Афанасий Борщев с утра до вечера ищет возможность выпить. Однако со временем лентяй Афоня понимает, что потерял всех, кто ему дорог: женщине, ради которой он воровал раковины, оказалось не до него, тетка, к которой он отправился, разочаровавшись в жизни, умерла, и даже Катя, готовая на все ради него, куда-то уехала. И лишь в самом конце режиссер дает Афанасию последний шанс на спасение, вернув в его жизнь Катю. Надо отметить, что благодаря Леониду Куравлеву главный герой получился таким обаятельным, что ему невозможно было не посочувствовать. Кстати, по замыслу режиссера Афоню должен был сыграть Владимир Высоцкий.
«Мимино»
Спустя два года, в 1977-ом, на свет появилась еще одна трагикомедия Данелии — «Мимино». Это история о летчике местных авиалиний по прозвищу Мимино, который живет в окрестностях небольшого грузинского городка, но, повстречав стюардессу международных авиалиний, решает податься в большую авиацию. Однако в финале герой понимает, что должен жить на родине.
Интересно, что Данелия собирался снимать совсем другой фильм — о деревенской девочке, влюбленной в пилота, который играет на трубе и пишет стихи. Но за месяц до съемок режиссер передумал и начал съемки картины, в основу которой легла история одного из сценаристов — Резо Габриадзе. Тот рассказал Данелии о летчике, который привязывал свой самолет к дереву на ночь. И не зря: в 1977 году фильм получил Золотой приз на Х Международном московском фестивале, в 1978-ом — приз за лучший комедийный фильм на XI Всесоюзном кинофестивале в Ереване, а в 1979-ом — приз «Золотой Лачено» на XIX Международном кинофестивале в Авеллино.
«Осенний марафон» (1979)
Данелия вовсе не собирался снимать фильм по пьесе Александра Володина — в Москве ходили слухи, что писатель не разрешает менять свои сценарии. Поэтому маэстро несколько раз пытался отдать его молодым режиссерам. Но впоследствии Володин лично предложил Данелии поработать вместе, и тот согласился. В результате у них получился «Осенний марафон» — картина о переводчике Андрее Бузыкине, который разрывается между женой и любовницей, но не находит в себе сил изменить свою жизнь. В год своего выхода (1979) картина получила сразу две международные награды — на кинофестивалях в Венеции и Сан-Себастьяне. Фильм даже хотели выдвинуть на «Оскар», но этому помешал ввод войск в Афганистан. Впрочем, Данелия, считавший награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» призом для дикарей, ничуть не расстроился.
Надо отметить, что изначально главную роль в фильме должен был играть Александр Калягин, но Данелия решил, что этот актер на нее не подходит. Затем пробы проходили Леонид Куравлев и Станислав Любшин, но в итоге выбор режиссера пал на Олега Басилашвили, в котором режиссер тоже долго сомневался. Артист казался ему совершенно другим — уверенным, властным — не то, что безотказный и плывущий по течению Бузыкин. Однако Басилашвили удалось перевоплотиться в главного героя на пробах и переубедить Данелию.
«Кин-дза-дза»
Сценарий к фильму «Кин-дза-дза» и удивительный чатланский язык создал вовсе не писатель-фантаст, а сам Георгий Данелия вместе со своим старым другом Резо Габриадзе, с которым он уже работах на съемках «Мимино». Двухсерийная антиутопия о простом прорабе дяде Вове и обитателях планеты Плюк вышла на экраны в 1987 году и сразу полюбилась советской публике. Более того, некоторые слова, прозвучавшие в фильме, ушли в народ — например, «ку» стало распространенным приветствием, а словом «пепелац» стали называть некоторые воздушные судна.
Краткая биография
Георгий Николаевич Данелия родился 25 августа 1930 года в Тифлисе (сейчас Тбилиси), и уже через год его семья переехала в Москву. Данелия окончил Московский архитектурный институт и несколько лет работал архитектором в Институте проектирования городов, но затем поступил на Высшие режиссерские курсы.
С 1959 года Георгий Николаевич работал на «Мосфильме», а в 1987-ом возглавил мосфильмовскую студию «Ритм».Широкую известность Данелия обрел в 1964 году, после выхода фильма «Я шагаю по Москве». За годы карьеры он стал режиссером 15 фильмов, трех короткометражек и одного мультфильма, автором сценария к 17 картинам, а также лично снялся в 15 лентах.
По материалам tass.ru, rbc.ru.
Кадры из фильма «Человек с планеты „Кин-дза-дза“. Георгий Данелия»