Top.Mail.Ru

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде

1341
18+

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 1

Театр — это всегда про любовь. К искусству, постановкам, атмосфере, сцене, актерам, зрителям, историям. Список можно продолжать бесконечно. Но каждый, кто хотя бы раз посещал спектакли, точно не уходил из зрительного зала без эмоций. Как, впрочем, и те, кто скрываются за кулисами после финальной реплики.

Чем они живут, а иногда и выживают, эти театры и актеры? С какими проблемами сталкиваются? О чем просят и мечтают? Чтобы найти ответы на множество вопросов, корреспондент ИА «В городе N» посетила девять театров Нижнего Новгорода — пять государственных, два частных и два муниципальных. 

«Главное мастерство — обратить внимание на предметы»

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 2

Кукольный театр расположен в самом центре, на Большой Покровской. Коренному нижегородцу это здание необычной архитектуры знакомо с детства. Фасад с литыми фигурами сказочных персонажей напоминает настоящий замок, за витражными стеклами которого каждый день происходят маленькие и большие чудеса: начиная от идеи и заканчивая созданием декораций, костюмов, музыки и света.

Сегодня этот театр не является исключительно детским, несмотря на то, что преимущественно в нем идут спектакли для маленьких ценителей искусства. И «Изергиль» (12+), и «Пиковая дама» (12+), и восстановленная «Божественная комедия» (12+) пользуются популярностью у взрослой аудитории. По словам главного режиссера театра Дмитрия Маркова, на эти спектакли залы всегда «битком».

Видимо, взрослые давно ждали пополнения репертуара для них, поэтому и спрос большой. Хотя программа в основном состоит из разнообразных детских спектаклей, — подчеркивает он.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 3

В скоростных реалиях, где одни тренды и правила сменяют другие, а новшества не всегда воспринимаются с восторгом, нижегородский театр кукол держит спину ровно и знает, чего хочет местная публика.

У нас город тяготеет к традициям. То, что возможно в театрах Москвы, Санкт-Петербурга или уральской зоны, у нас воспримут с большой критикой и непониманием. И в смелых экспериментах нужно знать меру. Тем более, что у нас нет цели эксперимента ради эксперимента. Наша задача — сделать постановку, которая будет близка к тому, что хотел сказать автор, — объясняет режиссер.

Но все-таки и для новых форм находятся место и время. Например, «Изергиль» кукольный театр модернизировал: поэкспериментировал со светом, пластикой и озвучкой при помощи подручных материалов. Эксперименты были и в «Пиковой даме». Важно было сохранить оригинальный текст Александра Пушкина и сделать из него диалоги, инсценировку и драматургический материал. И при этом передать образ и оживить его куклами.

Театр кукол — это когда зритель должен смотреть не на тебя, а на то, что ты оживляешь. Мне кажется, главное мастерство кукольника — обратить внимание на предметы. Драматический артист полностью в себе заключен: я — это образ. А у кукольника наоборот: все вокруг должно работать на образ, — дополняет Дмитрий Марков.

Когда мы попросились в гости в преддверии Дня театра (который, кстати, отмечается сегодня, 27 марта), сотрудники кукольного откликнулись с радостью. Актеры и режиссер рассказали и показали, как идут подготовительные процессы и даже разрешили пройти на сцену за ширму! В тот день труппа готовилась снять телеверсию спектакля «Сказ о граде лебединце» (6+), который вошел в коллекцию «Золотой фонд театральных спектаклей России».

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 3

Несмотря на ответственный момент подготовки, атмосфера — дружелюбная и шутливая. Пока артисты ждут выхода на сцену, кукольная «труппа» уже во всеоружии находится на своих позициях.

Заслуженный артист России Александр Носов даже вспомнил времена, когда в фойе, где сейчас расположен музей, давали спектакли. Акустика там, говорит, хорошая. Заслуженный артист Евгений Храмов с рыжим мальчуганом на трости сыграл на бис и показал, как может выглядеть «тяжелое утро».

Работы здесь не останавливаются ни на секунду: пока идет репетиция одного спектакля, в кабинете режиссера обсуждается следующий — «Робкое сердце» (12+) по Константину Паустовскому. На столе стоит макет для будущей постановки. Правда, по словам Дмитрия, это не самый удачный образец, а с художниками еще предстоит целый процесс подготовки и создания окончательной версии.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 13

Коллектив театра сплоченный, по-своему домашний и заряженный дружеской атмосферой. Здесь работают и заслуженные артисты, и опытные кукольники, и выпускники училищ, недавно перешагнувшие порог театра, и те, кто когда-то поступили сюда целой учебной группой из училища.

У нас театр — крепкий механизм. Здесь слаженная работа, и все очень опытные люди. Начиная с уборщиц и заканчивая начальством, — резюмирует Дмитрий Марков.

О большом и успешном опыте работы нам рассказали актрисы Надежда Палюлина и Яна Глуховская, посвятившие около 15-20 лет карьере в кукольном театре. На их счету десятки постановок, каждая роль особенно ценна и дорога. Актрисы выбрали играть здесь когда-то давно, можно, сказать, случайно. Студентками они были «скинуты» с курса драмы. А сейчас женщины влюблены в свое дело и в этот самый замок в центре города.

Кукольный мир — очень необычный и интересный. Драматических театров много, а кукольных нет. Сейчас большинство режиссеров стараются что-то синтезировать, человека выдвигают на первый план. А здесь мы привыкли к классическому кукольному спектаклю, где есть ширма, а людей не видно, — рассказывает Надежда Палюлина.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 15

Яна Глуховская признается, что ни разу не пожалела о том, что когда-то пришла сюда. И с гордостью подчеркивает, что это — ее лучший выбор.

Среди любимых персонажей Надежды Палюлиной— всем известный мальчик, взращенный животными в джунглях.

Мне нравится играть Маугли. Очень хороший персонаж, такой маленький, бунтарский дикареныш. Видимо, очень уложился на мой характер, — говорит актриса.

А Яна Глуховская называет среди любимых Бабу-ягу в спектакле «Иван Царевич и Серый волк» (6+), Изергиль, графиню в «Пиковой даме» и милого наивного зайчика из «Сказок для непослушных медвежат» (0+). Причем история с персонажами-бабушками — не просто совпадение, как может показаться на первый взгляд.

С момента, как я пришла, меня часто ставят на роль бабушек. И в «Жить невозможно без правил дорожных» (6+), и в «Хануме» (12+), и в «Красной шапочке» (0+). Потом приезжает другой режиссер и тоже ставит на бабушку. Он меня не видел и не знает, но вдруг вот видит бабушку во мне, — смеется актриса.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 14

Детские спектакли — на то и детские, что на них можно увидеть и услышать искренние реакции и эмоции юных зрителей.

Бывает, дети реагируют и отзываются на реплики артистов, начинают защищать какого-нибудь героя, кричат из зала, что кто-то обманывает, или помогают в поисках, указывают правильный путь, — вспоминает актриса.

В среднем на изготовление одной куклы в бутафорском цеху уходит около месяца. А срок службы может растянуться на несколько десятилетий. Те куклы, что отыграли свое, радуют гостей яркими образами и выразительными лицами в музее на втором этаже. Сами артисты говорят, что куклы достаточно легкие. Каждая имеет свой характер. И главное — уметь с ней «договариваться», приноровиться и найти подход, чтобы вдохнуть в нее жизнь и сделать оживленным персонажем.

Кукла — это самое главное. Она — не приложение на руке. Она должна быть живая. Актер проживает роль через нее. Кукла показывает, что если она печальная, она определенным образом вздыхает, идет. Ты не можешь тут быть собой. Нам говорили в училище, чтобы мы, артисты, не улыбались, не наигрывали лицом. Все должно быть показано в кукле, — разъясняет Яна Глуховская.

Балет и опера

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 22

«Оперному», как его ласково называют нижегородцы, в этом году исполнится 90 лет. За его развитием в последние годы все любопытнее наблюдать, а масштабных и амбициозных проектов становится все больше (даже расширение площадей планируется). Директор театра Айрат Тухватуллин провел нас в «сокровищницу», а заодно поделился мыслями и мечтами о будущем театра.

С 2022 года театр очень вырос и вышел на федеральную повестку. У нас есть и национальные, и музыкальные премии оперного искусства. Еще мы становились номинантами «Золотой маски» и были лауреатами на звание «Театр года». Что ни премьера — то какое-то событие. Это и в балетной, и оперных частях, и в спектаклях, — говорит директор.

В том году, вспоминает Айрат Тухватуллин, театр возродил горьковский фестиваль «Современная музыка» (12+). В 2025-м он тоже состоится, но будет более масштабным. На сцене в общей сложности планируют поставить шесть новых спектаклей.

А сейчас небольшая сенсация. Мы в апреле готовим мировую премьеру балета «Лебединое озеро» (6+). Казалось бы, что его знают все. Но мы впервые покажем именно версию без купюр. То «Лебединое озеро», привычное и знакомое всем, имеет сокращенное либретто и скомпилированную партитуру. А партитуру, написанную Чайковским, в той ее последовательности практически никогда не ставили. В этом веке точно, — воодушевленно рассказывает руководитель театра.

Он признается, что нынешнее здание оперного не совсем отвечает современным стандартам. Например, некоторое оборудование до сих пор поднимают вручную по канатам (мы убедились в этом лично), хотя в современных зданиях все давно модернизировано — нужно только нажать пару кнопок на пульте управления.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 23

Требуются постоянные денежные вложения для поддержания здания в том виде, в котором оно находится сейчас. Но потихоньку, косметически, приводим его в порядок. Много планов сейчас по обновлению материально-технической базы. Возможно, летом уже начнем какие-то масштабные работы, — делится руководитель.

А вот приподнять зрительный зал, чтобы с каждого кресла было хорошо видно сцену, к сожалению, не получится.  И боль зрителей директор разделяет.

К огромному сожалению, проблема есть. Быстрым и дешевым способом это исправить невозможно, — поясняет Айрат Тухватуллин .

Заглянули и под сцену. Сказать можно только одно — атмосферно. 

Реквизита в целом очень много. И большая часть хранится в огромных, отдельных складах.

На верхних этажах здания находятся пошивочные, мастерские, гримерные и костюмерные. В день нашего визита велась подготовка к спектаклю «Пиковая дама» (12+). Артистам наносили грим и делали прически в стиле XIX века, на париках крутили кудри. К гримеркам артистов приносили костюмы, платья и наряды.

Не секрет, что зрители, как правило, делятся на два лагеря: любителей балета и фанатов оперы. Одни не понимают «танцев», а другие не понимают ни единого слова во время оперы. По мнению Айрата Тухватуллина, нужно пробовать все, главное — чтобы спектакль был качественный. Сам он предпочитает и оперу, и балет.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 32

Как я могу сказать, что люблю больше? Каждый спектакль люблю. Невозможно разделить, — делится мыслями директор.

По его словам, театр — всегда современный вид искусства:

Спектакль происходит здесь и сейчас. Ни один не может повториться завтра. А даже если и повторится, он будет другим. Не это ли является той самой современностью? Театр — очень живой организм, тем он и жив до сих пор. И будет жить.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 41

Айрат Тухватуллин высказался и о будущем оперного театра. Очень лаконично и искренне.

Я мечтаю о том, чтобы мы выставили билеты в продажу и они все были проданы через два часа. На весь репертуар, на всю афишу. Это комплексная мечта. Это показывает отношение к театру. Зрители, значит, следят. Им интересно, — утверждает директор.

Но у сотрудников и творцов из оперного есть еще одна, самая большая мечта — переехать в новое, современное здание. И его уже, кстати, планируют построить. Даже место предварительное выбрано — Гребной канал. Работы пока не начались. Но в недалеком будущем долгожданной стройке — точно быть. Но и старое здание никто не забросит: все-таки в нем создавались тысячи спектаклей на протяжении десятков лет.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 42

Наверняка когда-то будет реконструкция и этого здания. Оно имеет свою историю и глубинные исторические смыслы для Нижнего Новгорода. Я не думаю, что оно затухнет и начнет потихоньку умирать, — подтверждает Айрат Тухватуллин.

По его словам, переезд в новое здание пока планируется в 2029 году.

Уже подходим к финальному этапу согласования дизайн-концепции здания. Очень красивое получилось, но всех секретов раскрывать не могу пока. В новом театре будет современное техническое оснащение, отвечающее всем международным стандартам. Это позволит нам ставить спектакли, которые будут соответствовать всему, что требуется, — говорит директор.

Семейная история

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 43

Театр драмы, один из старейших в России, находится на главной пешеходной улице Нижнего Новгорода — Большой Покровской. Его история насчитывает более 200 лет, а спектакли собирают полные залы и по сей день.

В театре уже несколько лет нет главного режиссера. Но работать с приглашенными постановщиками — очень хорошая и давняя традиция. Они привозят сюда пьесы, не только написанные классиками, но и свои собственные. Например, уже родная для театра режиссер Алла Решетникова поставила здесь, на нижегородской сцене, уже несколько спектаклей. А отношения с коллективом, по ее словам, сложились семейные и домашние.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 44

У меня все время ощущение, что я еду к моим любимым двоюродным теткам, дядям. Интонация звучания наших голосов, как у родственников. Семейные отношения, по-другому уже и не скажешь, — улыбается она.

Такое теплое и доброе чувство легло и в основу новой постановки, написанной режиссером — «Концерт для острова с оркестром» (18+). Алла Решетникова именно нижегородскому театру драмы и хотела подарить этот спектакль. По сюжету, к персонажам, живущим на неком острове где-то в океане, приплывает шоумен. И чтобы улучшить их благосостояние, предлагает создать музыкальную группу.

В день нашего визита труппа как раз готовилась к премьере. И нам повезло побывать на репетиции. За полчаса до интервью удалось понаблюдать за работой артистов и режиссера. Актеры оттачивали реплики, ошибались, режиссер, строгая и мудрая, внимательно давала указания: одной артистке встать чуть дальше, а другому — чуть более выразительно прочитать реплики. Но кто-то продолжает подглядывать в лист с текстом. Из зала слышно замечание: «Я вам так, на минуточку, напоминанию, до премьеры ровно неделя».

Параллельно звукорежиссеры настраивают и сводят музыку, артисты повторяют и повторяют.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 48

Две основные фундаментальные мысли, которые мы хотим донести в зал — что каждый человек бесконечно уникален и удивителен, что каждый является планетой и галактикой, и к нему надо относиться уважительно и бережно. И только в любящей семье люди могут позволить себе эту роскошь. Мы бы хотели, чтобы все это вспомнили и относились к близким как к уникуму, — рассказывает об идее пьесы режиссер.

Здесь будут использованы уже известные технологии, видеопроекции, сложная световая партитура.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 49

Но самая главная авантюрная сложность этого спектакля — живой вокал и живые инструменты. В театре это сложно делать, — поясняет Алла Решетникова.

Очень лирические строки звучат в конце песни — «мы все плывем домой». Для Аллы Решетникова дом — место, где понимают. Многолетняя дружба с театром и отношение между труппой и режиссером не дали усомниться в этом ни на секунду.

«Основная задача — влюбить ребенка в театр»

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 50

Нижегородский театр юного зрителя (ТЮЗ) открылся одним из первых в стране. А программа, которую определили еще в 20-30-е годы прошлого столетия, в каком-то смысле жива до сих пор.

Основная задача заключается том, чтобы влюбить в театр юного зрителя человека, который еще ничего об этом не знает. ТЮЗ должен создать диалог между родителями и детьми, объединить поколения. Театр — очень важное место, где развивается эстетический вкус, — считает главный режиссер Иван Пачин.

По его словам, театральное искусство всегда было интересно тем, что оно живое и происходит здесь и сейчас. А в основе его находятся артист и игра.

Каждый спектакль должен быть современным и отвечать потребностям публики. И в какой-то степени нужно идти в ногу со временем, искать темы, которые интересны зрителям. Но все-таки значение театра шире, чем современность — он был задолго до нас и будет после, — говорит Иван Пачин.

Главный режиссер ТЮЗа уточняет, что сейчас команда думает над тем, как расширить взаимодействие артистов и зрителей, чтобы оно не начиналось с третьим звонком и не заканчивалось с поклоном. Например, проводятся читки и открытые репетиции.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 51

А среди приземленных, но таких необходимых планов, он называет ремонт и обновление зрительных залов, фойе и сцены.

Как главный режиссер я мечтаю о новых работах, чтобы все артисты играли, чтобы все были заняты. Чтобы двери ТЮЗа были открыты, — добавляет Иван Пачин.

Мы увидели и так называемый «застольный период» — когда актеры знакомятся с пьесой и погружаются в нее. В тот день артисты читали инсценировку по мотивам повести Елены Верейской «Три девочки» (12+) о том, как три юные героини пережили блокаду Ленинграда благодаря дружбе и взаимовыручке. Премьера одноименного спектакля состоится в ТЮЗе 7 мая, к юбилею Победы.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 51

Пока одни артисты знакомятся с пьесой в малом зале, со спектакля на большой сцене ждем артиста Никиту Чеботарева. Он посвятил ТЮЗу 15 лет и по откровенной беседе понятно — этот человек влюблен в то, что делает. Он сыграл десятки ролей. И нет ни одной, которая бы не нравилась или была в тягость. Как признается сам актер, даже если сначала персонаж был ему не по душе, то с погружением в роль он все больше проникался и влюблялся, находил, как раскрыться и выпустить энергию.

Из ролей, которые я сейчас играю, мне очень нравится Треплев в чеховской «Чайке» (16+). Наверное, это наиболее искренняя роль для меня, — говорит Никита Чеботарев.

Вместе с тем артист признается, что особенно любит отрицательные роли.

Положительных персонажей играю много лет. Но мне ближе пусть и второстепенные, но отрицательные, чем главные, но положительные. У отрицательных характеры разнообразнее. Энергия в каждом персонаже основывается на чем-то индивидуальном. К примеру, в жизни меня что-то обидело, я подавил эти эмоции, а на сцене потом через персонажа вся негативная энергия и вышла, а внутри осталось только добро, — делится с нами Никита Чеботарев.

Артисту даже доводилось играть 97-летнюю старуху. Пусть роль и эпизодическая, но зато очень смешная, веселая, и характерная

А вообще мне повезло — многое из того, что хотел, сыграл. Но если помечтать, то я бы не отказался от роли Мак Мерфи из «Пролетая над гнездом кукушки» (18+) — о том, как человек попадает в сумасшедший дом. Вот такую роль я с удовольствием бы сыграл, — рассуждает артист.

В последние годы в ТЮЗе сформировался очень крепкий репертуар из качественных спектаклей, на которые обязательно нужно прийти всем нижегородцам.

Наш директор Инна Ванькина очень сильно и искренне любит театр. Она делает все для того, чтобы здесь ставились замечательные спектакли, приглашались лучшие режиссеры, — заключает Никита Чеботарев.

Такая разная «Комедiя»

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 53

Театр «Комедiя» достаточно молодой, но горячо любимый нижегородцами. И несмотря, казалось бы, на очевидность названия, в репертуаре есть спектакли разных жанров. Но не без ограничений.

У нас есть жанровые границы, и мы по максимуму ставим комедии. Но стараемся находить внутри жанра разнообразие, то есть оттенки комического: сатиру, гротеск, лирику и другие акценты, — объясняет руководитель литературно-драматургической части Анастасия Разгуляева.

Она добавляет, что одной из движущих мыслей стала идея, что театр — это праздник. Он должен поднимать настроение, давать новые жизненные силы, дарить энергию, радость, расширять эмоциональные впечатления.

В «Комедiи» погрузились в изучение жанра: проводят лекции и лаборатории, организовали драматургический конкурс «Легкий жанр» и фестиваль «Комедiя-ФЕСТ» (16+).

Каждый год мы понимаем, что интерес к этому жанру растет. Например, число присланных заявок на фестиваль «Комедiя- ФЕСТ» действительно увеличилось в разы, и все больше серьезных крупных театров обращают на него внимание, — утверждает замдиректора по творческой деятельности Артем Николаев.

Развитие фестиваля — это возможность поставить работу в общероссийский контекст.

С помощью него мы видим, как выглядит комедия в разных местах нашей страны. Это всегда безумно интересно, — добавляет Анастасия Разгуляева.

Чтобы показать зрителю закулисную жизнь театра и рассказать о сложном механизме рождения спектаклей, сотрудники запустили два проекта: экскурсию «„Комедiя“ во времени и пространстве» и клуб «Академия зрителей».

Экспериментам в «Комедiи» тоже есть место. Взять, к примеру, спектакль «Дон Жуан» (16+) в новой трактовке, поставленный приглашенным режиссером Владимиром Киммельманом. Сами сотрудники сознаются — это самый странный и нетипичный спектакль, что есть в репертуаре. Но вместе с тем он ценен тем, что заставляет говорить, рассуждать и спорить.

По мнению наших собеседников, театральная сфера в Нижнем Новгороде развивается и все больше переключается на тесное взаимодействие со зрителем. Каждый сезон появляются новые имена, постановщики, которые привносят свежие веяния в театральный процесс. 

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 54

Театр хорош тем, что он позволяет отключиться от обычной жизни и взглянуть на привычные вещи легче, научиться новым приемам взаимодействия. А в «Комедiю» идут еще и за тем, чтобы увидеть себя со стороны и посмеяться. Это же очень сложно. Смеяться над собой — признак высокоорганизованного разума. Когда спектакль трогает тебя за живое и заставляет по-настоящему смеяться, в этот момент рождается успех, — заключают Артем Николаев и Анастасия Разгуляева.

«Наш театр — это маленький завод»

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 52

Здание на Мещерском бульваре, где сейчас находится театр «Вера», изначально строилось как дворец торжеств и служило ЗАГСом и ДК. Потом, в начале 90-х, пришло в упадок. И как раз в это же время Вера Горшкова (чьим именем названо учреждение) подыскивала помещение для своей театральной студии. Она мечтала открыть ее именно в нижней части Нижнего Новгорода, где на тот момент не было ни одного театра. Звезды сошлись! Артисты получили помещение.

Экскурсию по нему нам проводит актриса Анастасия Дудоладова. В преддверии праздника она показывает этапы рождения и жизни театральных постановок и комнаты, где создаются постановки и работают цеха.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 53

То, что театр хочет показать, он показывает во время спектакля. То, что театр не хочет ни при каких условиях показывать людям, оставляет за кулисами. Поэтому любая экскурсия за кулисы — это стресс для всех работников, — поясняет наша собеседница.

Но накануне премьеры «Аленького цветочка» (12+) театр решил сделать сюрприз горожанам и показать, как работают все «службы» во времена, когда поджимают сроки. Анастасия Дудоладова отмечает, что в штате 80 сотрудников и 30 артистов. И все они ежедневно трудятся над созданием спектаклей.

Наш театр — это маленький завод. Худрук иногда обижается на такое сравнение. Да, мы занимаемся творчеством, но в то же время многое создаем сами: мебель, костюмы, украшения, головные уборы. Все это делают наши токарные, столярные, деревообрабатывающие мастерские и бутафорские, декорационные цеха и ателье. Здесь действительно работают люди, которым интересно постоянно что-то делать. Поэтому у нас эти люди остаются на долгие годы, — утверждает актриса.

Экскурсия началась с помещения, в котором ведутся бурные обсуждения следующих спектаклей и пьес. Потом уже режиссер утверждает идею и идет к сценографам. Они создают декорации в масштабах 1:1. Примеры работ представлены в музее в фойе на втором этаже: здесь и головные уборы, и сценарии, и эскизы к костюмам, и одежда, и куклы. Рассматривать можно долго.

Следующий этап — работа бутафоров. В их помещении множество всего: не сразу понятно, за что зацепиться взгляду. А у мастеров все схвачено — они точно знают, где лежат инструменты и предметы, из которых потом рождаются чудеса на сцене.

А в помещении «световиков-затейников» всегда тишина. Там сидят люди, которые от начала и до конца смотрят спектакли — как на прогонах, так и в день представления. Сами они признаются: не надоедает, а, наоборот, нравится. Некоторые даже иногда плачут, хотя видят постановку уже в сотый раз. Звук и свет создают атмосферу на сцене, поэтому работа этих специалистов — кропотливая и точная.

На нижнем этаже — цеха, склады для бутафории и реквизита и столярная мастерская. А под сценой — подвал, в который декорации отправляются через специальный люк.

Кстати, благодаря проведенной масштабной реконструкции в 2018 году объем помещений увеличился на 30%.

И завершает свой рассказ Анастасия Дудоладова в пошивочном цеху. Там швеи и дизайнеры создают наряды для артистов, на все постановки. Работают в мастерской не только опытные мастерицы, но и совсем молодые девушки, которые пришли сразу после училища. Каждый знает свое дело.

«Нет ничего лучше, чем истина на сцене»

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 33

Театр «Преображение» был создан в 1990 году как творческая лаборатория, где экспериментировали с пантомимой и музыкальной пластикой. В 2009-м он получил здание бывшего кинотеатра «Искра», недалеко от станции метро «Ленинская».

По словам сотрудников, в репертуаре — постановки самых разных жанров: музыкально-пластические и драматические. У детей спектакли тоже пользуются большой популярностью. Например, в новогоднем им приходилось закидывать тролля снежками. Ребята всегда активно принимают участие в игре.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 75

Сейчас труппа репетирует спектакль «Вести с фронта» (12+) по пьесе Ивана Бочарникова. Действие происходит в прямом эфире радио. Ведущие новостей читают письма, написанные во время Второй мировой войны. И между ними завязываются диалоги и споры на разные темы. А в перерывах между репетициями режиссер и актер Алексей Пятаков рассказывает нам о своем отношении к работе в театральной сфере.

Я не последователь и не приверженец подхода, когда нужно придумать что-то эпатажное и эксцентричное, чтобы зритель пришел и „ахнул“. По мне, нет ничего лучше, чем истина на сцене. Если действие происходит в соответствии с той жизнью, которая есть у людей, значит, они будут сопереживать, откликаться и реагировать на постановку, — рассказывает режиссер.

На счету Алексея Пятакова, как у режиссера, пока не очень много работ. И он сам отмечает, что нет таких, какими бы реально можно было гордиться. Хотя коллеги уверены — режиссер скромничает. Именно он написал большинство сказок для театра, а четыре части про трех поросят прошли с большим успехом у детей.

Когда дети приходят и радуются — это говорит только об одном. Я смог сделать хороший спектакль и приятное зрителю, — добавляет Алексей Пятаков.

Свою мечту деятель определил так:

Я хочу, чтобы в театре оставалась жизнь. Если здесь не будет жизни, которую зритель увидит и сравнит со своей, то, я думаю, интерес зрителя к театру пропадет. Но я уверен, театр будет жить всегда. Люди разные, найдется свой зритель.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 76

Как рассказывает нам драматург Иван Бочарников, театр принимает участие в грантовых программах, в том числе в конкурсах Президентского фонда культурных инициатив. Недавно была подана заявка с проектом создания аудиоспектакля-экскурсии по Ленинскому району, которому в 2025 году исполнится 90 лет. Также труппа колесит и по фестивалям и гастролям. За прошлый год она проехала пол региона: от Шахуньи до Арзамаса.

Но есть нюансы. Например, программа "Большие гастроли" — это всегда обмен. Мы должны пригласить какой-то театр к себе. А у нас мало места. И нам сложно приглашать театры, которые больше нас. Поэтому пока только наша родная область, — добавляет Иван Бочарников.

«Нетеатр» против театральной затхлости 

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 77

Перейдем к частным театрам. В одном из дворов на Большой Покровской, ближе к площади Минина, есть уникальный и единственный в своем роде «Нетеатр». В этом году ему исполнится 15 лет.

Мы отличаемся тем, что мы — единственный «Нетеатр» вообще и первый частный на Большой Покровской с 1855 года. В наших постановках много интерактива, импровизации. Только современная драматургия, без мата и пошлости, — поясняет художественный руководитель, режиссер и актер Дмитрий Сухотерин.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 78

По словам драматурга, название «Нетеатр» было выбрано очень давно как протест против театральной затхлости 2010-х годов. А сейчас секрет кроется в вполне прозаичном смысле: театр негосударственный, нет высокой сцены и разделения на зрительный зал и артистов. И есть частый контакт со зрителями, которых приглашают на сцену.

Произошло освобождение от этой насаждаемой деструктивной культуры. И сейчас конструктивная повестка поддерживается. Государство осознанно занялось культурой. Оно поняло, что культура — это то, что нас объединяет и создает смыслы. Стало значительно легче, — добавляет Дмитрий Сухотерин.

Актер объясняет: для того, чтобы частному театру выжить, ему нужно делать то же самое, что и государственным. При этом коммерческим все равно сложнее, у них нет большой известности и господдержки, а борьбу за время и внимание зрителя ведут все.

Театру необходимо быть интересным для публики. У нас же это получается. И у многих частных театров тоже. Нужно просто понимать культуру, понимать, на что пойдет зритель. Вести его за собой, — отмечает драматург.

По его словам, ситуация с частными театрами в стране, в том числе и в Нижнем Новгороде, улучшилась. Это стало возможным благодаря различным гранатовым программам. «Нетеатр» так, к примеру, сделал ремонт в здании, обновил зал, фойе, туалетные комнаты, а также организовал пространство для выставок местных художников.

А в 2020-й, ковидный год, театру помог выжить спектакль «Автобус приключений» (16+). Действие в нем происходит внутри салона прямо на ходу. Постановка идет до сих пор и пользуется спросом у публики.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 84

По словам Дмитрия Сухотерина, театр очень вырос за последнее время и поэтому сейчас ему требуется еще и первый этаж. На нынешних 250 «квадратах» команда уже не помещается, а посещаемость при этом большая. Но активной работы со спонсорами не ведется.

Если первый этаж появится, там будет кафе, репетиционный зал, склады для реквизита, который сейчас хранится в артистических комнатах, а также помещения для проведения мастерских и различных мастер-классов. Но для этого нужны большие деньги — миллионы рублей, — резюмирует Дмитрий Сухотерин.

Успех и страдания «Мабу»

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 85

Еще один частный театр — «Мабу» — находится на улице Федосеенко в Сормовском районе. Здесь нас встретили супруги Сергей и Евгения Маврины. И рассказали интересную историю, с которой все началось. Когда-то давно Сергей вышел в центр Сормова с куклой-котом по имени Боб. Первые реакции были яркими.

Дети отнеслись к этому с дикостью. Я и подумал: надо здесь делать театр, сюда приходить. Были, конечно, сомнения. Но потом собрался мыслями. Нас закинуло в Сормово, чтобы с чистого листа создавать театр. И возможности шагнуть назад нет, — так описывает начало пути Сергей Маврин.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 86

К слову, кот Боб «держит» театр до сих пор. И является его хранителем.

Сергей отвечает за весь театральный процесс — от режиссуры до актерской игры. И сам в столярной мастерской создает незабываемых кукол и декорации. 95% работы в театре лежит на его плечах. Да и команда небольшая.

Есть еще один цех. Там уже главенствует художник, рождаются костюмы для кукол и людей, а еще оживают декорации.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 87

Застали мы создателей как раз за работой, и беседа проходила непосредственно в цеху. Помимо того, что Сергей чувствует себя здесь как рыба в воде — знает, где что лежит, даже в самых потаенных местах, так еще и параллельно придумывает и держит в голове спектакли. Знает, что за чем идет.

Если взять самый сложный спектакль «Горький. Детство» (12+), то я его прям полностью в голове держу. Знаю, что и как должно быть, где какой фонарь светит, какая музыка включается, — признается руководитель.

Успешным негосударственному театру позволяет быть полная отдача и включенность его сотрудников. Режиссер рассказывает, что работает не для театра, а для того, чтобы зрители пришли, удивились и влюбились.

Спектакль начинается не в то время, когда я выхожу на площадку, а в то время, когда я готовлюсь и думаю о зрителях. Я пытаюсь смотреть глазами людей. И, наверное, в этом и есть секрет успеха, — уточняет Сергей Маврин.

Идеи для постановок рождаются не только в медитативном процессе изготовления декораций или кукол. Но иногда подаются заявки на гранты — и в Росмолодежь, и в Президентский фонд культурных инициатив. Ими занимается Евгения Маврина. Она уточняет, что выигрывать эти гранты получается не всегда.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 92

В этот раз удача улыбнулась — Росмолодежь поддержала серию спектаклей «Вкусный Юра» (6+) о детях как мечтателях. Он будет приурочен ко Дню космонавтики. Сейчас идет подготовка к премьере. Ставить спектакль будут режиссеры, художники-аниматоры и композиторы из Санкт-Петербурга.

«Мабу» также неоднократно получал поддержку от Союза театральных деятелей, принимал участие в различных конкурсах.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 93

В искусство, и в театр в частности, идут точно по любви. Иначе объяснить столь упорный и кропотливый труд нельзя. По словам Сергея Маврина, мастерству создания кукол он специально нигде не обучался. Все навыки освоил, когда работал на заводе фрезеровщиком. В основном все куклы сделаны из дерева, иногда какие-то части могут состоять из папье-маше. А в целом «коллектив» состоит из 50 кукол.

В прошлом году театр столкнулся с неприятной ситуацией — арендодатель попросил «Мабу» покинуть помещение на Федосеенко (к слову, театр там существует уже восемь лет). Команду поддержали нижегородские власти. Были предложены пути решения проблемы. Но до дела так и не дошло.

Просто затихли. Ситуация была сложная, непонятная для меня. Все в воздухе повисло. Пока все молчат. Скорее всего, мы последний сезон в этом здании находимся (то есть до лета — прим.ред.). Но я верю в то, что все получится, потому что мы занимаемся хорошим благостным делом для детей, оно не может так просто пропасть, — вздыхает Сергей Маврин.

Большая любовь, реальные проблемы: как выглядят и чем живут театры в Нижнем Новгороде - фото 101

За аренду с «Мабу» просят 130 тысяч рублей. И потянуть такую сумму театр не сможет — все уйдет на оплату помещения. Подъемная сумма для команды сейчас — 50 тысяч. При таких условиях театр сможет развиваться и дарить людям новые постановки.

У нас полтора года уже ничего не происходит, потому что мы не понимаем, мы живем или не живем здесь. Я поэтому в театре ничего нового не делаю. Мы уже привыкли к этому состоянию, — уточняет режиссер.

Коллектив не сдается. Даже если придется съехать, спектакли будут ставить там, где придется, на разных всевозможных площадках.

Между прочим, «Мабу» любят не только нижегородские ребята. В гости заезжают и из Дзержинска, и даже из Мурома.

Я мечтаю про театр кукол рассказывать как можно больше. Это такой вид искусства, который переживает кризис. Хочется, чтобы «Мабу» не потух, не остался таким безынтересным. Дети очень круто реагируют на куклы, — заключает Сергей Маврин, добавляя, что в театр к ним нужно обязательно приходить за теплом, добротой, радостью и наивностью.
Автор: Анастасия Гореловская·Фото: ИА "В городе N", архив театра драмы