Top.Mail.Ru

Пособие для главы Росгвардии и других чиновников: лучшие дуэли русской классики

211
16+

После скандального предложения главы Росгвардии Алексею Навальному уcтроить дуэль в Госдуму внесли проект Дуэльного кодекса. С такой идеей выступил депутат от ЛДПР Сергей Иванов: он посоветовал чиновникам драться на саблях и пистолетах. А пока представители власти шутят, давайте вспомним самые громкие поединки, придуманные русскими классиками.

1. Онегин и Ленский, роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина

Дуэль Онегина и Ленского можно назвать самым громким поединком в мировой литературе. Все началось с того, что Евгений Онегин отправился на именины Татьяны Лариной по приглашению своего друга поэта Владимира Ленского. Там герой, движимый жаждой мести, приглашает на танец невесту Ленского Ольгу и в танце шепчет ей на ухо непристойные для той поры вещи. Недолго думая, оскорбленный литератор вызывает бывшего друга на дуэль. Как мы знаем, Онегин успевает выстрелить первым и юный Ленский погибает. «А стоило ли оно того?» — задаются вопросом современные школьники.

Онегин выстрелил… Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает…

Интересно, что спустя четыре года после окончания романа Пушкин погиб на дуэли от пули Дантеса. Это произошло зимой — так же, как и с поэтом Ленским.

2. Печорин и Грушницкий, роман «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова

Похоже, даром предвидения обладал не только Пушкин, но и Лермонтов, который тоже предсказал свою гибель. Дуэль Печорина и Грушницкого, состоявшаяся в горах Кавказа, повторилась через год — в результате Лермонтов был убит Мартыновым.

Григорий Печорин и Грушницкий — настоящие враги, и поединок в данном случае имеет вполне понятные причины. Поводом для боя на пистолетах стала клевета со стороны Грушницкого, который оболгал самого Печорина и его даму сердца — княжну Мери. Перед выстрелом Печорин заявляет, что отпустит обидчика, если тот извинится, но Грушницкий наотрез отказывается и получает заслуженную пулю.

Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из‑за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Я выстрелил… Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.

3. Безухов и Долохов, роман «Война и мир» Льва Толстого

Во время одного из светских приемов, коих на страницах романа немало, Федор Долохов получает «приглашение» на дуэль от Пьера Безухова, не выдержавшего насмешек со стороны человека, которого он и без того подозревал в соблазнении своей супруги. Надо отметить, что Долохов был опытным стрелком, а Безухов и вовсе не умел пользоваться оружием, тем не менее, победа осталась за последним. Однако созданный писателем-гуманистом герой и не думает гордиться своим успехом — ему стыдно за содеянное, а сам поединок Безухов называет глупостью.

Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет.

4. Базаров и Кирсанов, роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева

Внешней причиной дуэли между нигилистом Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым тоже становится дама, но на самом деле все дело в извечном конфликте отцов и детей. Этот поединок, в отличие от предыдущих, не заканчивается смертью, и оттого выглядит весьма нелепо. Кирсанов ранен в ногу, он предлагает продолжать поединок, но молодой человек отказывается и уводит противника с места встречи.

Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. „Слышал, стало быть ничего“, — успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.

5. Лаевский и фон Корен, повесть «Дуэль» Антона Чехова

К концу XIX века дуэли утратили свою популярность, поэтому Лаевский и фон Корен вынуждены вспоминать их правила по книгам предшественников Чехова. Как и положено, стреляются герои из-за женщины. К счастью, поединок имеет счастливый конец, и никто из дуэлянтов не умирает, а у Лаевского в некотором смысле даже начинается новая жизнь.

Я его сейчас убью, — думал фон Корен, прицеливаясь в лоб и уже ощущая пальцем собачку. — Да, конечно, убью…

— Он убьет его! — послышался вдруг отчаянный крик где-то очень близко.

Тотчас же раздался выстрел. Увидев, что Лаевский стоит на месте, а не упал, все посмотрели в ту сторону, откуда послышался крик, и увидели дьякона.

6. Николаев и Ромашов, повесть «Поединок» Александра Куприна

К моменту написания повести, в 1905 году, дуэли между гражданскими лицами отошли в прошлое, а вот офицеры по-прежнему выясняли отношения в поединках. Молодой подпоручик Ромашов влюбился в жену старшего по званию офицера — поручика Николаева, и вот, герои стоят друг напротив друга с пистолетами в руках. У этой истории печальный конец — все надежды Ромашова перечеркивает пуля, попавшая ему «в правую верхнюю часть живота».

По истечении установленной полуминуты для ответного выстрела обнаружилось, что подпоручик Ромашов отвечать противнику не может. <…> При перенесении подпоручика Ромашова в коляску последний впал в тяжелое обморочное состояние и через семь минут скончался от внутреннего кровоизлияния.

Напомним, глава Росгвардии Виктор Золотов вызвал оппозиционера Алексея Навального на дуэль из-за опубликованного расследования «Фонда борьбы с коррупцией», которое касалось поставок продуктов питания для российских военных. Золотов пообещал сделать из оппонента сочную отбивную, а если тот осмелится еще раз упомянуть его имя в эфире своего канала, пригрозил устроить «шоу с показом для всего личного состава Росгвардии», после которого Навальному будет стыдно выйти из дома.

По материалам mel.fm.

Автор: Анастасия Рыбакова