Top.Mail.Ru

Нижегородский ученый рассказала, как ум человека зависит от генов

18+

Нижегородский ученый рассказала, как ум человека зависит от генов - фото 1Доктор биологических наук, директор Института фундаментальной медицины ПИМУ Ирина Мухина стала новым героем проекта «Курс на науку!», который реализуется Мининским университетом при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Она рассказала, как работает человеческий мозг, от чего зависят когнитивные свойства и в каком момент жизни человека закладывается наибольшее количество нейронных связей.

Мозг — это самое интересное, что есть в биологии, я считаю. Безграничная тема для изучения! Только вдумайтесь: мы изучаем собственный мозг своим же мозгом, — прокомментировала Ирина Мухина.

Ученый привела пример, чем отличается мозг исторической личности и среднестатистического человека. Кстати, исследования сейчас проводят не только биологи и врачи, но и физики, специалисты-айтишники. Например, разработан специальный микрофлюидный чип, который позволяет моделировать работу различных отделов мозга и наблюдать, как они взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Огромное внимание сейчас привлекают генетические предрасположенности развития интеллектуальных способностей человека. Ученые определили 52 гена, играющих ключевую роль в развитии памяти, обучаемости, логического мышления, другие исследователи указывают, что таких генов более тысячи. Несомненно, интеллектуальные способности связаны с наличием определенного генетического ландшафта, однако факторы среды также имеют большое значение. У однояйцевых близнецов при совместном воспитании уровень интеллекта совпадает на 83%. Однояйцевые близнецы, воспитывавшиеся раздельно, имели корреляцию в уровне интеллекта только 74%. У разнояйцевых близнецов при совместном проживании этот показатель еще меньше — 59%, а у приемных детей — всего 26%. Общепринятым является утверждение, что от 50 до 80% интеллектуальных способностей обусловлено генетическими факторами, остальное определяется влиянием среды, воспитанием и внутренней мотивацией, — объясняет ученый.

Согласно результатам исследований, большая часть наших когнитивных функций развивается до 20 лет, а многие из аспектов мыслительной деятельности начинают проявляться после 35, когда постепенно снижается скорость реакции, память, пространственное восприятие. Таким образом, особое значение имеет развитие когнитивных функций и то, как человек работает со своими интеллектуальными способностями на протяжении всей жизни. Получается, что можно не реализовать свой блестящий генотип и не добиться ничего, а можно за счет упражнений и усердия развить память и логическое мышление.

Подобные лекции как нельзя лучше показывают молодежи, что все в этой жизни зависит только от их усердия, готовности развиваться и находить себя в разных отраслях, в том числе в науке. И наша задача — показать в рамках проекта «Курс на науку!» пути, по которому шли те ученые, которые сейчас уже добились успеха, — отметил ректор Мининского университета Виктор Сдобняков.

Материалы видеопроекта, лекции и статьи, опубликованы в социальных сетях вуза.

Фото: пресс-служба Мининского университета