В конце ноября 2017 года Совет Федерации одобрил законопроект, подтверждающий присоединение России к Монреальской конвенции. Это значит, что теперь права российских авиапассажиров будут защищены на международном уровне.
Из главных изменений – значительное увеличение компенсаций за задержку рейса, потерю багажа или гибель пассажира на борту. При этом стоит учитывать, что все нововведения, штрафы и компенсации действуют только для перелетов за границу как регулярных, так и чартерных. Тех, кто путешествует только по России, изменения не коснутся.
Задержка рейса: что положено пассажирам
Теперь даже отечественные авиакомпании обязаны из своего кармана выплатить пассажирам, задержанным в аэропорту из-за накладок с рейсом, компенсацию, максимальная сумма которой 390 тысяч рублей. Прежде денежная компенсация за задержку рейса составляла 25 рублей. Если вспомнить цены, которые обычно устанавливают в кафе и магазинах аэропортов, компенсация в четверть сотенной купюры больше похожа на насмешку. Разница между «до» и «после» огромна и ощутима.
Помимо денежной компенсации, которая будет потом, при задержке более чем на два часа, пассажир получил право требовать от авиакомпании бесплатные напитки, возможность сделать два бесплатных телефонных звонка в любую точку мира или отправить два письма по электронной почте. Для людей, которые путешествуют с маленькими детьми в таких случаях должна быть доступна комната матери и ребенка.
Если задержка самолета превышает четыре часа, представители перевозчика должны предоставить пассажирам горячее питание. Авиакомпании обязаны кормить своих пассажиров при задержке рейса каждые шесть часов днем и каждые восемь часов ночью.
В случае, когда рейс откладывается на более значительное время, перевозчик обязан заселить своих клиентов в гостиницу. Правило работает при задержке самолета более шести часов в ночное время и более восьми часов в дневное.
Еще один несомненный приобретенный плюс, который поможет сэкономить обиженным пассажирам силы и время, – самостоятельный выбор места для подачи иска. Раньше пожаловаться в суд на авиаперевозчика можно было только в том населенном пункте, в котором зарегистрирована авиакомпания, теперь вы можете это сделать в любом арбитражном суде.
У перевозчика, все-таки, есть пути к отступлению: пассажирам не стоит рассчитывать на денежную компенсацию, если рейс задержан не по вине авиакомпании, а по причине плохой погоды. При этом некоторые авиакомпании иногда добровольно возмещают людям деньги, за потерянное время. Так поступил "Аэрофлот", когда в начале декабря из-за нелетной погоды были задержаны несколько заграничных и российских рейсов. Сумма компенсации для пассажиров эконом-класса составила пять тысяч рублей. Пассажиры класса «бизнес» получили по десять тысяч рублей.
Компенсация за потерю багажа
Изменения законодательства коснулись и компенсации за потерю багажа. Ранее российские авиаперевозчики выплачивали владельцам потерянного багажа по 600 рублей за один килограмм чемодана. Теперь вне зависимости от того, что было в чемодане, потерпевший должен получить 94 тысячи 600 рублей.
Компенсация за гибель пассажира на борту
После присоединения России к Монреальской конвенции, значительно выросла компенсация, которая выплачивается родственникам в случае, если их близкий человек погиб на борту. Ранее семьям таких пассажиров в качестве поддержки выплачивали два миллиона рублей. Теперь эта сумма выросла до девяти миллионов.
Как получить компенсацию за задержку рейса
Для этого придется доказать, что вы - не «человек с улицы», что именно ваш багаж потеряли в процессе транспортировки, что именно вы испытывали неудобство при задержании рейса. Согласно Федеральному закону, подтверждением может служить даже электронная квитанция. То есть, чтобы получить компенсацию, вам не обязательно иметь бумажный вариант чека.
Момент, который стоит особенно отметить: при расчете различного рода компенсаций авиакомпании используют термин «воздушная перевозка». Это словосочетание включает в себя не только сам перелет, но и то время, что человек находится на борту самолета, также учитываются минуты, потраченные на посадку и высадку из воздушного судна.
Как получить компенсацию за порчу багажа
Если вдруг авиакомпания доставила багаж, однако оказалось, что при перелете в нем что-то сломалось или повредилось, вы имеете полное право запросить компенсацию. Сделать это можно в письменном виде прямо в аэропорту. Если факт повреждения груза вы заметили только дома, не расстраивайтесь. Претензию авиакомпании можно отправить электронной почтой. Главное условие – сделать это следует не позднее, чем через семь дней после получения своего чемодана. При этом срок, в которой можно подать жалобу за повреждение вещей, для авиационных грузов и почты увеличен до 14 дней с момента получения багажа. Если авиакомпания осуществляет доставку корреспонденции или посылок с опозданием, срок, в который еще можно успеть пожаловаться и получить компенсацию, увеличивается до 21 дня. Отсчет следует вести от даты планируемой доставки. Если в течение этого времени груз так и не был получен, или авиакомпания признала, что потеряла вашу посылку, вы имеете право на компенсацию уже по потере багажа.
Что дает принятие Монреальской конвенции
Российские власти, присоединяясь к Монреальской конвенции, рассчитывают, что услуги перевозчиков станут более клиентоориентированными, а некомпетенция среди персонала уйдет в прошлое.
В идеале – должны исчезнуть сообщения о том, как 300 россиян провели в аэропорту в ожидании своего багажа пять часов.
Кстати, если новое законодательство «приживется», скорее всего, Россия также присоединится к Протоколу Афинской конвенции, которая охраняет права пассажиров и защищает их багаж во время перевозок по морю или океану.