Сразу несколько бетонных рельефов с изображением персонажей, большинство из которых хорошо знакомы горожанам, создали в Нижнем Новгороде художники арт-группы «33+1» из Владивостока. Найти их непросто, но встретиться с ними можно совершенно неожиданно. Одни прячутся в арках старых домов и подворотнях, другие внезапно появляются из-за угла, удивляя прохожих.
Серия рельефов «Обитатели Миллиошки» появилась в столице Приволжья в рамках фестиваля уличного искусства «Место», который стартовал 18 мая. На ее создание художников вдохновила пьеса Горького «На дне». Как известно, Миллионкой раньше назывался квартал у подножия нижегородского кремля. Именно здесь писатель, наблюдая за жизнью его обитателей, создавал характеры своих героев. Впрочем, среди персонажей работ уличных художников можно встретить не только узнаваемые образы из произведения Горького, но и портреты наших современников.
Наше знакомство с «Обитателями Миллиошки» началось с улицы Ильинской, где в арке дома № 10 появилась работа с изображением Федора Литвича. Как рассказал ее автор, художник Павел Шугуров, она посвящена реально существующему человеку, жившему в Нижнем Новгороде. Искусный артиллерист прославился тем, что во время нашествия татар и ногайцев в 1505 году точным выстрелом убил вражеского хана.
«Федор Литвич был пленным, но когда полчища врагов начали подступать к городу, на его защиту подняли всех, даже тех, кто сидел в тюрьме. Поэтому я изобразил своего персонажа в соответствующей одежде. Работа выполнена в стиле городских лубочных картинок. Но при этом я позволил себе немного вольности и сделал Литвича похожим на Давида, который победил великана Голиафа с помощью маленькой пращи», — рассказал Павел Шугуров.
Следующим персонажем, который нам встретился на спуске от набережной Федоровского к улице Рождественской, оказался Барон. По словам художника, он похож одновременно и на героя пьесы «На дне", и на фантазера Мюнхгаузена.
Еще одна работа под названием «Для тех, кто выжил в 90-е» разместилась на стене около дома № 24 по Рождественской. Ее художники посвятили персонажам фильма «Жмурки», который снимался в Нижнем Новгороде. Как сообщил Павел Шугуров, она еще не закончена, но герои уже вполне узнаваемы.
«Когда мы начинали создавать работу, одна из местных жительниц была против ее появления. Но мы рассказали ей всю нашу историю, показали эскиз. Когда я затем пришел, чтобы подправить лицо персонажа, эта женщина, не узнав меня, стала кричать в окно, чтобы я отошел от рисунка. Для нас очень важно поговорить с людьми и сделать их своими союзниками», — рассказал Павел.
В арке напротив дома № 42а по Рождественской разместилась работа, посвященная нижегородскому музыканту Алексею Полковнику.
«Это был очень теплый человек. Мы прослушали несколько его альбомов и попытались в своей работе передать спокойствие всех тех, кого он вел за собой через брутальность фактуры и его отношение к людям. В истории рок-н-ролла не так много имен, которые могут проходить через время, от одного поколения к другому. Полковник для Нижнего Новгорода — та самая связующая нить, которая может передать память через семь нот многострунного лада. Именно это нам и хотелось отобразить», — отметил художник арт-группы «33+1» Петр Работник.
По его словам, работа имеет одну необычную особенность. В разное время суток в зависимости от освещения меняется угол взгляда Полковника.
Последний, пятый рельеф разместился в арке дома № 19 по Нижне-Волжской набережной на территории бывшей швейной фабрики «Восход». Работа называется «Носите на здоровье». Ее героиней стала девушка — некий собирательный образ сотрудницы фабрики.
«В 1976 году „Восход“ стал один из первых предприятий, получивших право ставить Знак качества на одежде. Героиня держит в руках мужское пальто — то самое, которое в советское время донашивали дети трех поколений. Фигуру героини я подсмотрел у Модильяни. Важным моментом является улыбка. Я дорисовывал ее в самом конце. Лицо определяется не взглядом, а именно положением губ. Я надеюсь, что у меня получилось передать то, что девушки всегда надеялись на одно — на счастье», — рассказал художник.
По его словам, создание бетонных рельефов — процесс достаточно долгий. Для того, чтобы подготовить основу, необходимо около трех часов. При этом сам рисунок нужно успеть выполнить быстро, пока бетон не застыл.
Напомним, еще несколько работ уличных художников появились в Нижнем Новгороде в рамках фестиваля «Место».
Фото: Надежда Кей