«В то время ботаников еще никто не ценил», - пишет Линус Торвальдс, создатель операционной системы Linux о своем нелегком детстве. Сейчас высококвалифицированные специалисты постепенно обретают всё более ощутимый вес в обществе, на рынке труда и в науке. Нанотараканы Владимира Путина строят Сколково, а в это время подрастает армия ЕГЭ-специалистов, которой, вероятно, и доверят изобретение самодвижущихся дорог, летающих автомобилей и эликсира вечной молодости. Эти прекрасные люди ещё когда-нибудь приведут Россию ровной широкой дорогой в светлое будущее, но пока им некогда, потому что они сдают вступительные экзамены в ВУЗы. А самые одаренные из них ничего не сдают, а занимают первые места на ВУЗовских и общероссийских олимпиадах и поступают вне конкурса. Вот именно о таких «ботаниках» я и хочу поговорить.
Вообще, давайте внесем ясность, о каких олимпиадах идет речь. Помимо Всероссийской олимпиады школьников, право на льготы при поступлении в ВУЗ дают также олимпиады, организованные самими ВУЗами, и утвержденные Министерством образования и науки РФ. Существует официальный список этих олимпиад.
Для того чтобы получить право на проведение олимпиады, ВУЗ должен соблюсти ряд условий:
1. Задания олимпиады, составленные специальной методической комиссией ВУЗа, отсылаются на экспертизу ведущим ученым России. В том случае, если задания оказываются слишком легкими, олимпиада в перечень не входит.
2. Малое количество участников тоже может стать поводом для того, чтобы не включать олимпиаду в перечень.
3. Олимпиада должна охватывать несколько регионов.
ННГУ им. Н.И. Лобачевского, например, вот уже несколько лет все эти условия соблюдает. В этом году олимпиады в этом ВУЗе будут проводиться по шести предметам: математика, физика, химия, русский язык, биология и история. Помимо университета, в нашем городе в этом году получили право проведения олимпиад Нижегородская государственная консерватория им. Глинки, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Саровский физико-технический институт, выступающий филиалом НИЯУ МИФИ, а также нижегородский филиал Высшей школы экономики и нижегородский филиал Российского государственного гуманитарного университета. Об этом рассказала И.А. Зверева, консультант отдела науки Министерства образования Нижегородской области.
На первый взгляд может показаться, что ВУЗ посредством такой олимпиады пытается оттянуть себе наиболее одаренных юных специалистов, дескать, сейчас мы тут по-тихому отберем себе лучших. Это не так. В.И. Швецов рассказывает, что очень большое количество победителей олимпиады, например, по биологии уходит в медицинскую академию. Также лучшие из лучших, конечно, стремятся уехать учиться в Москву и Санкт-Петербург. Оно и понятно: абитуриенты такого уровня этого достойны, и ВУЗы не видят смысла им препятствовать. Напротив, это прекрасно, если у ребенка есть возможность учиться там, где он хочет.
Неизвестно, как бы Линус Торвальдс сдал ЕГЭ, окажись он современным российским школьником, да и не об этом речь. Вот наш нижегородский «ботаник» (в самом положительном смысле этого слова) Борис Чирков сейчас является студентом первого курса факультета ВМК ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Борис участвовал в олимпиаде по математике, проводимой ННГУ, сразу по двум направлениям: писал предметную олимпиаду и защищал свою исследовательскую работу. Учитесь!
Недовольные абитуриенты, конечно же, сейчас закидают меня готовальнями и возмутятся, дескать, понаберут «олимпиадников», а нормальным людям уже и учиться негде! В какой-то степени их гнев оправдан, иногда в ВУЗах действительно появляется такая проблема. Но причиной её становится исключительно ВУЗ, а не система в целом, поскольку условия приема победителей олимпиад утверждаются внутри учебного заведения, рассказывает проректор ННГУ В.И. Швецов. Процент абитуриентов, прошедших вне конкурса также зависит и от факультета.
К примеру, высшая школа общей и прикладной физики (ВШОПФ) ННГУ каждый год набирает себе студентов практически только из «олимпиадников». Но ВШОПФ – это особый мир «спартанцев от физики», они там голыми руками расщепляют атом и перекусывают зубами урановый лом, так что здесь случай исключительный. Если же брать приближенные к рядовому школьнику специальности, лидерами среди факультетов ННГУ являются ВМК (19%) и радиофак (17%). В общей сложности, каждый год университет принимает порядка 10% студентов по результатам олимпиад. Но давайте обо всем по порядку.
Система приема школьников в ВУЗы посредством олимпиад начала работать в 2007 году. Сейчас этот механизм определяется советом олимпиады. В частности,
а) победа в олимпиаде может быть приравнена к высшему баллу по ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады;
б) абитуриент может быть зачислен вовсе без вступительных испытаний;
в) абитуриент приравнивается к лицам, успешно прошедшим вступительные испытания.
Здесь, кстати, уместно упомянуть о пользе для ВУЗов. Несмотря на то, что существуют разные точки зрения, ректор ННГУ Е.В. Чупрунов утверждает, что учебные заведения на самом деле заинтересованы в приеме абитуриентов по результатам олимпиад, поскольку это – люди, определившиеся со своей специальностью, профессионально сориентированные, подготовленные. Понятно, что из таких детей вырастают квалифицированные специалисты, заинтересованные в своей деятельности, а не офисный планктон, готовый весь рабочий день сидеть в «Одноклассниках». «Мы держимся за олимпиаду как за хороший способ получить мотивированных абитуриентов, которые знают, куда пришли», - говорит Чупрунов.
Пару слов скажем о Нижегородской государственной консерватории. Несмотря на то, что ВУЗ этот имеет творческую направленность, олимпиады он проводит так же, как и любой другой. Кроме того, это единственный российский ВУЗ, проводящий олимпиады по теории и истории музыки и дирижированию. В прошлом году, например, в них приняли участие абитуриенты из 16 субъектов РФ, рассказывает проректор консерватории Т.Б. Сиднева. Олимпиада проводится в два тура. Первый проходит на базе музыкальных училищ и колледжей. Второй, заключительный, проводится в консерватории. Однако, по сравнению с прочими олимпиадами, количество участников тут в разы меньше. Профессиональная наука сейчас, вероятно, в большем почете, нежели профессиональное искусство.
В общем и целом разглагольствовать о механизме проведения олимпиад, критиковать политику Министерства науки и образования можно долго. Мне бы хотелось в заключение привести слова нашего замечательного «ботаника» Бориса Чиркова: «Мне часто задают вопрос, легче ли поступить через олимпиаду, нежели через ЕГЭ. Есть одаренные, творческие личности, которые умеют мыслить по предмету, но им для этого нужно время. На ЕГЭ очень большое количество самых разных заданий, а в олимпиаде их немного. И вот такие личности могут олимпиаду решить очень хорошо, но на ЕГЭ им просто не хватит времени. Если дать им время, они напишут ЕГЭ на очень хороший балл, а в обычных условиях они сдают его достаточно посредственно. Поэтому олимпиада, я считаю, - это как раз дорога для одаренных, творческих людей».
По-моему, лучше не скажешь.