Дворец труда, городская дума, универмаг, офисные помещения для государственных предприятий. Это все — про здание на Большой Покровской, 1 в Нижнем Новгороде. Великолепное строение со светло-желтым фасадом и зеленой крышей в виде шатров, напоминающих сказочный терем, официально открылось после реставрационных работ. На экскурсии в обновленных помещениях и залах побывала корреспондент ИА «В городе N».
В торжественном открытии приняли участие полномочный представитель Президента России в ПФО Игорь Комаров, зампредседателя Верховного Суда России Юрий Иваненко, председатель Арбитражного суда Волго-Вятского округа Андрей Толмачев, замгубернатора Петр Банников, мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, а также представители судейского корпуса.
История Дворца труда началась в конце XIX века: городская дума заказала проект строительства своего собственного административного здания петербургскому архитектору Владимиру Цейдлеру. К слову, он являлся и главным архитектором Всероссийской промышленной и художественной выставки, которая состоялась в Нижнем Новгороде в 1896 году.
И уже в 1904-м на месте трехэтажного каменного дома с торговыми лавками появилось новое здание думы. Спустя несколько лет там обосновался Нижегородский народный университет (1916 год), а с 1919-го по 2013-й здание принадлежало профсоюзным органам и носило название «Дворец Труда». В наши дни здесь размещается Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Много было вариантов строительства здания в разной стилистике. Но в конце концов пришли к выводу, что надо возвести здание, которое бы отражало национальные особенности. Для этого объекта характерны высокие шатровые крыши, что присуще древнерусскому зодчеству. Здесь можно увидеть несколько архитектурных мотивов, в том числе и в стиле модерна. В итоге здание получилось очень самобытным, — рассказал заместитель руководителя УГООКН Нижегородской области Игорь Петров.
Внешний облик здания после реставрации практически не претерпел изменений. Фасады сохранили элементы французского стиля, эпох Возрождения, барокко, классицизма, неорусского стиля и модерна. Например, влияние модерна можно отследить в трех центральных арочных оконных проемах на главном фасаде, в больших стеклянных витражах внутри здания и характерном рисунке входной двери.
Реставрация в здании на Покровке, которое является объектом культурного наследия федерального значения, стартовала в ноябре 2022 года. При этом в советские годы здесь тоже проводились разного рода поддерживающие и отделочные работы.
В течение последних трех лет специалисты реставрировали парадную часть здания, которая как раз и относится к предмету охраны. Сохранены были интерьеры вестибюля с парадной лестницей. Как рассказал Игорь Петров, лестничные ступени все подлинные, сохранившиеся с тех времен. Однако кое-какие их части были заменены — они отличаются по цвету и являются более светлыми.
Кроме того, были воссозданы декоративные элементы перил, которые представляют собой щиты и шары золотистого цвета. Они выполнены из латуни.
Особое внимание Игорь Петров обратил на оливковые двери XIX века, которые теперь выполняют функцию образца зодчества прошлого века и представлены на стене в виде декорационных элементов. Объяснение этому простое: при реставрационных работах двери пришлось заменить по соображениям пожарной безопасности. А новая входная группа была воссоздана по историческому образцу.
Над парадной лестницей в главном холле расположены витражные окна. Они были также отреставрированы. Правда, сейчас окна уже не выполняют своего прямого предназначения, а цветные и яркие стекла в них декоративные и оборудованы специальной подсветкой.
Игорь Петров рассказал, что внутренние помещения хранят память и детали царской эпохи, а также советского времени. К примеру, на парадной лестнице установлена скульптура Владимиру Ленину. При ремонте ее не убирали, а чтобы не повредить, накрывали специальной пленкой.
Поистине впечатляющим является зал президиума или главный думский зал. Декоративное убранство относится к концу XIX — началу XX века. Реставраторы сохранили специальные балкончики. Раньше они служили местом для размещения прессы. А сейчас напоминают лишь об истории тех времен. Будут ли они использоваться так, как раньше, — неизвестно.
Сохранился и другой богатый декор конца XIX столетия: кессонированный потолок, деревянные резные панели на стенах, обрамления дубовых дверей и ограждения арочных проемов.
Люстры тоже являются подлинными. Их части — бра и сами конструкции — были отреставрированы. Они висят на специальных лебедках, которые позволяют опускать вниз светильники для приведения их в порядок.
Стены украшены деревянными панелями с бархатными вставками благородного глубокого синего цвета. Из современного наполнения здесь появились кресла, компьютерная техника, проектор, колонки и система видеонаблюдения. Еще были отреставрированы деревянный подиум и ограждения.
Игорь Петров уточнил, что все эти элементы были изготовлены в Санкт-Петербурге для царского павильона на Нижегородской выставке 1896 года, построенного в неорусском стиле. После окончания выставки при разборке павильона архитектор Цейдлер решил использовать все это убранство для оформления интерьеров здания думы.
Интерьеры царского павильона на Нижегородской выставке 1896 года
Еще одно помещение — малый зал совещаний председателя суда — поражает своей красотой и роскошными интерьерами. Здесь в качестве декорационного элемента установлены двери, которые также были перенесены из царского павильона. Они сохранили первоначальный вид. А чтобы лучше подчеркнуть их шоколадный оттенок, стены были окрашены в светло-серый цвет.
В одной из судейских комнат, небольшом кабинете, реставраторы сохранили чугунную батарею, которая раньше отапливала помещения. Таких в здании было несколько, но в качестве образца оставили только одну.
Современной отделке подвергались и другие площади Дворца труда. К примеру, была отремонтирована лестница, которая ведет к офисным помещениям и находится со стороны внутреннего дворика.
Игорь Петров рассказал еще об одной любопытной реставрационной работе. Раньше большие арочные окна использовались по назначению. Но в целях пожарной безопасности два из них пришлось заложить. Но их не убрали полностью, а оставили обрамления и углубления в стене, чтобы сохранить ритм рисунка.
Напольные покрытия тоже были воссозданы и заказаны в мастерских Санкт-Петербурга. Такой плиткой выложили те помещения, которые относятся к объекту охраны.
Парадная часть полностью была отреставрирована. В части помещений была использована Метлахская плитка. Это отделочный материал, который широко применялся для отделки полов на рубеже XIX–XX веков. Однако историческая плитка не была сохранена, но в мастерских Санкт-Петербурга освоили технологию производства, и поэтому сейчас она снова украшает полы вестибюля. Она была воссоздана по рисункам и цвету 1:1, — разъяснил Игорь Петров.
Сразу на входе можно заметить еще один шедевр — плитку, которая напоминает бухарский ковер. Она тоже была обновлена. А стеклянные блоки здесь задуманы для того, чтобы рассеивать солнечный свет.
В рамках масштабных работы были отремонтированы и фасады, отреставрированы наружные, внутренние двери и окна с применением специальной технологии в две нитки остекления. Рамы везде установлены деревянные.
Обновили интерьеры парадного входа, вестибюля, залов, кабинетов, лестниц и коридоров. Также были восстановлены деревянные потолки в зале совещаний председателя суда, в вестибюле с зоной гардероба и дежурного, в кабинетах председателя заместителя председателя суда и колонны из мрамора. Кроме того, проводились работы по гидроизоляции фундамента и подвальных стен, усилению существующих кирпичных стен и проемов, устройству новых монолитных перекрытий в уровне четвертого этажа и инженерных коммуникаций. Была оборудована архитектурная подсветка, заменена конструкция покрытия кровли.
Объем реставрационных оценили в 1,18 млрд рублей. Деньги выделялись из федерального бюджета.