Сбербанк снизит комиссию при оплате услуг ЖКХ через операциониста с 3% до 2% и с 1% до 0,5% через удаленные каналы. Но и эти предложения далеко не самые выгодные на рынке, говорят эксперты, хотя с учетом главенствующего положения банка на рынке этих услуг должно быть наоборот.
Общественное давление на Сбербанк, пожелавший брать комиссию с москвичей при оплате коммунальных услуг, возымело действие. С 1 мая 2010 года москвичи при оплате «коммуналки» через операциониста банка будут платить не 3%, как говорилось ранее, а 2%, сообщил глава Московского банка Сбербанка Максим Полетаев. Снизится и процент при оплате через удаленные каналы — с 1% до 0,5%. Итоговая сумма комиссии не может превышать 2000 рублей. По мнению топ-менеджера, решение о введение такого процента не снизит рыночную долю Сбербанка: «Рыночные тарифы находятся в диапазоне 0,5—4%, так что тарифы, которые есть у нас, в пределах рынка».
Но совсем отказываться от дополнительной платы Сбербанк не намерен. Он объясняет это решением правительства Москвы о том, что комиссия перекладывается с поставщиков услуг на потребителей.
В настоящее время поставщики услуг платят Сберу комиссию в 1,9%, сказал Полетаев. По его словам, банк ежегодно получает доход от некредитных комиссий в размере 2,5 млрд рублей. Из них 1,33 млрд приходится на комиссию от оплаты услуг ЖКХ.
В результате переложения комиссии с поставщиков на потребителя произойдет даже некоторое снижение доходов, подсчитал Полетаев. Но банк компенсирует эту потерю. «Мы будем добирать другими доходами. Мы не планируем снижение совокупной суммы доходов от комиссий», — сказал Полетаев. «У нас много других источников доходов. Количество платежей, которые осуществляет Сбербанк России, колоссальный. Например, оплата за учебу, блиц-перевод. Кроме этого, мы намерены сохранить сумму за счет улучшения качества обслуживания клиентов. Мы будем предлагать им новые услуги банка», — объяснила «Газете.Ru» начальник пресс-службы Московского банка Сбербанка России Юлия Шелегова.
Сейчас стратегия банка нацелена на развитие удаленных каналов связи (платежные терминалы, банкоматы, оплата через интернет-банкинг), которые обходятся банку дешевле.
Сегодня из 35 млн платежей в год, приходящихся на ЖКХ, лишь около 10% оплачивается через удаленные каналы оплаты. В Сбербанке надеются, что эта доля возрастает и к 2013 году составит 70% от всего количества платежей за услуги ЖКХ по Москве.
Тем, кто по каким-либо причинам не хочет осваивать технические нововведения, Сбербанк предлагает прийти в отделение банка и оформить заявление об оплате коммунальных платежей через долгосрочные поручения: платежи будут автоматически осуществляться банком со счета клиента.
Для того чтобы «нести знание в массы», Сбербанк обещает увеличивать количество консультантов в своих дополнительных офисах, которые будут объяснять, как работают удаленные каналы. Кроме этого, будет увеличено количество информационно-платежных терминалов с нынешних 455 до 1 тысячи к концу года. Общая численность банкоматов, по словам Полетаева увеличится с 1 700 до более чем 2 тысяч. Это, в свою очередь, позволит снизить содержание филиальной сети в Москве, на которое уходи 20 млрд рублей в год.
Однако тарифы Сбербанка не выглядят на рынке самыми привлекательными. Сегодня у москвичей есть возможность оплачивать коммунальные услуги практически в любом крупном банке. При оплате ЖКХ в отделениях банков комиссия колеблется от 1% до 4%. Самая низкая комиссия у Промсвязьбанка и банка «Уралсиб» — 1,5% и 1,7% соответственно. Самая высокая — у ВТБ-24 (4%). У Росбанка и Банка Москвы она составляла 3%. Однако в среду стало известно, что Банк Москвы снизил размер комиссии за ЖКХ с 3% до 0,5% от суммы платежа. При удаленном способе оплаты комиссия зачастую нулевая.
«Некоторые банки вообще не взимают комиссию при осуществлении ряда коммунальных платежей. При этом я сильно сомневаюсь, что банки, взимающие комиссию менее 2% или не взимающие ее совсем, работают себе в убыток», — говорит заместитель генерального директора ГК «Алор» Борис Соловьев. А исходя из того, что Сбербанк на рынке приема коммунальных платежей занимает лидирующие позиции, его комиссия за перевод должна быть намного меньше, чем у других банков.
«Брать хоть какую-то комиссию мы обязаны по законодательству. Если мы перестанем брать плату, к нам возникнут серьезные вопросы со стороны контролирующих органов, — не соглашается начальник пресс-службы Московского банка Сбербанка России Юлия Шелегова. — Вы же понимаете — канал связи, обслуживание того же банкомата, платежного терминала. Доработка программного обеспечения «Сбербанк Онлайн». Это тоже стоит определенных затрат». Есть и те, кто намерен последовать примеру Сбербанка: «Почта России» заявила о возможном введении комиссии за оплату услуг ЖКХ.
«Введение комиссии за оплату услуг будут воспринято населением негативно. Особенно с учетом роста тарифов по ЖКХ на десятки процентов», — убеждена замначальника аналитического отдела ИК «Совлинк» Ольга Беленькая. По данным столичного правительства, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Москве в 2010 году в среднем составил 24,1%.
Источник: ЗАО «Газета.Ru»