Ключевыми факторами развития региональных политических процессов на минувшей неделе стали выступление президента с Посланием Федеральному Собранию и кадровая политика Центра. Дмитрий Медведев обозначил начало второго этапа реформ, направленных на расширение пространства демократии. Инициативы, высказанные в первом Послании, касались федерального уровня власти, во втором обращении к законодателям президент затронул региональный аспект. Ключевые инициативы президента касаются установления общих принципов определения числа депутатских мест в региональных заксобраниях (в зависимости от численности населения), либерализации законодательства, регламентирующего участие партий в региональных выборах (отмена процедуры сбора подписей для регистрации на выборах непарламентских партий, уже представленных в заксобраниях соответствующих субъектов федерации). Эти меры направлены на повышение качества представительства интересов граждан в органах законодательной власти на региональном уровне, и их принятие вполне целесообразно. Конкретная методика унификации процесса формирования региональных парламентов пока не определена. Можно предположить, что субъекты федерации будут классифицированы в зависимости от размеров территории, для каждого может быть установлен определенный интервал, в рамках которого будет определено число депутатских мест в парламенте. Отмена процедуры сбора подписей для регистрации на выборах непарламентских партий, уже представленных в заксобраниях соответствующих субъектов федерации, кардинально на ход избирательных кампаний в большинстве случаев не повлияет: в парламентах регионов представлены, в основном, депутаты от партий, имеющих фракции в Госдуме и потому освобожденных от необходимости собирать подписи. Но в некоторых случаях «оппозиция» сможет избежать проблем с регистрацией, что, теоретически, повышает шансы на успех (например, партия «Яблоко» в Калужской области, где выборы пройдут в марте 2010 г.). Решение президента об обеспечении гарантий представительства в законодательных собраниях регионов партий, получивших на выборах в соответствующем субъекте более 5% голосов, стало продолжением аналогичной инициативы федерального значения, высказанной в первом Послании. Напомним, тогда речь шла о том, что партиям, получившим от 5% до 7% голосов избирателей по итогам выборов в Государственную думу, должно быть гарантировано получение 1-2 депутатских мест. На региональном уровне преодолевшие 5%-ный уровень партии получат, как минимум, один депутатский мандат и права фракции, а также гарантированные возможности занятия руководящих должностей и трудоустройства на постоянной, а не на временной основе. Дмитрий Медведев также рекомендовал субъектам федерации принять законы о гарантиях доступа партий к региональным СМИ, усилить контроль над проведением досрочного волеизъявления граждан и голосования по открепительным удостоверениям. Вероятно, что поправкам в законодательство будет установлено предельное число удостоверений, которое можно использовать на выборах, а досрочное голосование будет приведено в соответствие с федеральным законодательством, где четко обозначены «границы» его применения. Названные меры призваны повысить конкурентность и «прозрачность» избирательного процесса. Еще одной важной инициативой главы государства стало введение механизмов, повышающих ответственность исполнительной власти субъектов федерации перед законодательной (отчеты глав регионов перед депутатами заксобраний по итогам работы за год). Эту меру стоит рассматривать как продолжение озвученного в первом Послании Дмитрия Медведева решения об ответственности правительства перед депутатами Госдумы. Она призвана усилить контроль над работой исполнительной власти субъектов федерации и повысить ее эффективность. Особое внимание в ходе выступления с Посланием глава государства уделил ситуации на Северном Кавказе, продемонстрировав готовность федеральной власти к изменению модели управления регионом. Приоритетные меры в процессе борьбы с негативными тенденциями к росту коррупции и преступности в среднесрочной перспективе будут связаны не с преобладавшими ранее «силовыми» методами антитеррористической направленности, а с повышением уровня социально-экономического развития северокавказских республик за счет привлечения инвестиций. Адресную помощь бизнес-структурам в процессе реализации инвестпроектов окажет государство, кроме того, с начала будущего года отдельная ФЦП будет обеспечивать развитие наиболее «проблемного» региона – Ингушетии. Наконец, важнейшая инициатива Дмитрия Медведева отражает стремление Центра перейти к новой модели управления северокавкавказским регионом. Речь идет об изменении структуры органов федеральной власти, курирующих ситуацию в ЮФО. Президент предложил создать специальную должность: занимающий ее человек будет «лично ответственным» за положение на подведомственной территории. Это решение наряду с введением критериев эффективности работы органов федеральной власти в регионе призвано способствовать усилению контроля за ситуацией со стороны Центра. Заявление о необходимости создания в структуре федеральных органов власти нового поста для управления Северным Кавказом повлекло развитие в информационном пространстве бурной дискуссии о полномочиях «особого» чиновника и перспективах кадровых решений. На данном этапе нормативно-правовой базы для реализации инициативы президента нет, ее создание потребует тщательной проработки компетенции «ответственного за Кавказ», который будет работать параллельно с полпредством президента в ЮФО. Вероятно, ключевыми направлениями станут реализация инвестиционных проектов и обеспечение целевого расходования направляемых в регион федеральных средств; «силовых» полномочий новая должность не предполагает. Вероятно, востребованным окажется сочетание функций чиновника правительства и представителя президента, которому, скорее всего, и будет подотчетна новая должность. Кандидатуры претендентов на новый пост обсуждаются на федеральном уровне, окончательное решение будет принято до конца текущего года. Можно прогнозировать назначение федерального политика, имеющего обширный опыт управленческой работы и хорошо знакомого со спецификой региональной ситуации, в т.ч. неформальной системой внутриэлитного взаимодействия. Представители действующего руководства республик Северного Кавказа и чиновники полпредства президента в ЮФО в этом качестве не рассматриваются. Кадровая политика Центра на минувшей неделе приобрела особую актуальность для целого ряда субъектов федерации. Дмитрий Медведев внес на рассмотрение депутатов регионального парламента кандидатуру директора департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Александра Мишарина для наделения его полномочиями главы региона. Целесообразное с управленческой точки зрения решение стоит рассматривать как подтверждение актуальности президентского курса на обновление руководящих кадров. Оно открывает дискуссию о политических перспективах губернаторов-«тяжеловесов», пришедших к власти еще в эпоху Бориса Ельцина: можно прогнозировать, что по мере истечения срока действия полномочий они будут смещены с занимаемых постов. Между тем руководство «Единой России» на минувшей неделе провело консультации по кандидатурам претендентов на посты глав Дагестана, Ханты-Мансийского АО, Курской области и Еврейской автономии. Окончательные списки будут представлены на рассмотрение главы государства до конца текущего года. На данном этапе шансы на пролонгацию полномочий сохраняют все действующие руководители названных субъектов, однако наиболее высока вероятность реализации этого сценария в Еврейской АО.
По материалам АНО «Верное решение»