В последние три года стрит-арт в Нижнем Новгороде начал выходить из андеграунда и превращаться в легальное самовыражение. И люди, и власти, и полиция начинает по-другому относиться к ребятам с баллончиками или кистями на улицах города, и во многом это заслуга фестиваля уличного искусства «Место» (Mesto), организованного известным в профессиональных кругах художником Никитой Номерзом (Nikita Nomerz) и командой единомышленников.
9 июня, завершился третий нижегородский фестиваль стрит-арта. Одним из мероприятий в программе была прогулка-экскурсия по арт-объектам, расположенным в центре города. Никита выступил в роли экскурсовода. ИА «В городе N» удалось туда попасть и поговорить с организатором фестиваля.
Если вам кажется, что «удалось попасть» — это неудачная в данной ситуации формулировка, то вы ошибаетесь. Встретившись у здания нижегородского универсама и начав движение к первому объекту, оказалось, что на экскурсию пришло так много людей, что проходить через узкие дворы всей толпой практически невозможно — пришлось разделиться на несколько групп. Навскидку, послушать рассказы о нижегородских граффити собралось более 200 человек, многие ради фестиваля специально приехали из других городов.
Не будем раскрывать все карты и оставим рассказы об арт-объектах профессионалам. Подробнее остановимся на том, что рассказал нам Номерз о самом фестивале и о планах на 2020 год.
О фестивале
Основное отличие фестиваля этого года в том, что мы вышли массово из центра города. В прошлом и позапрошлом году у нас основное скопление объектов было в шаговой доступности - практически все в центре города. В этом году большая часть работ появляется в нижней части.
Самый основной большой объект — это завод «Красное Сормово». Нам предоставили там длинную стену, где мы сделали некую уличную галерею из 12 работ разных авторов. Там представлены художники из Перми, Питера, Москвы, Нижнего Новгород, Рязани, Красноярска, Омска, может еще кого-то забыл. У художников очень разные работы, разные стили, получилась аллея с презентации разных авторов.
Также в нижней части города у нас большой объект недалеко от стадиона «Нижний Новгород» (Керченская, 20). Там работал Константин Смог — один из самых опытных, старейших московских райтеров. Ему 40 лет, рисует еще с 90-х. Он — один из немногих, кто продолжает активно заниматься уличным рисованием. На улице Народной, 20 у нас расположена большая будка, где рисуют на музыкальную тему 15 местных художников.
В центре города — три работы. Одна на Нижне-Волжской набережной, 1 к.1. Там на подпорной стене рисует Марат Морик. Очень крутой художник из Новосибирска, который активно сейчас выставляется по всему миру. Два объекта в Александровском саду. Их авторами являются Сергей и Антония. У них в работах есть разные элементы растительности, которые в саду очень гармонично вписались. Там сейчас наши друзья организуют фестиваль «Ботаника», все делаем в некой коллаборации.
О географии
Фестиваль в прошлом году был масштабнее, было больше фасадов. В этом году сами объекты меньше, хотя художников тоже много, много серьезных авторов. Относительно того, что мы ушли в другие районы, нас об этом часто просили. Здесь, помимо нашего фестиваля, много уже работ, а другие районы нуждаются в дополнении.
В том году уже было несколько объектов на Мещере, мы сделаем еще несколько и можно будет водить экскурсии там. Пока разброс по расстоянию слишком большой.
В спальных районах очень нужны свои акценты — это будет одно из направлений, в которых будет развиваться фестиваль.
О властях
После прошлогоднего фестиваля нас заметили и поняли, что мы - это не какая-то шайка, которая бродит по дворам, а серьезное движение, которое обретает массовый интерес и его невозможно игнорировать. Власти сейчас сами выступают с инициативами, приглашали на встречи, предлагают поддержку и помощь. К счастью, они сейчас открыты к диалогу. Конечно, чиновники — это люди из другого мира — у них совсем другой язык и другое понимание, но им тоже все можно объяснить. В этом году делали фестиваль при поддержке администрации города, поэтому у нас нет сложностей.
Отмечу, что нет творческих ограничений. Как для художника, для меня это самое важное, чтобы ребята занимались искусством, а не "заказом", как это часто бывает. Когда идет некое взаимодействие художника с властями — часто это превращается не в искусство, а в ремесло.
Об отношении нижегородцев
Мы делаем объекты на улице Баррикад, там проходная стенка, большой поток людей заводских, которые очень далеки от этого. Но, в процентном соотношении, большинство комментариев и мнений - позитивные. Они останавливаются, фотографируют и общаются с художниками. Конечно, бывают мнения, в основном от представителей старшего поколения, что они этого не понимают, либо спрашивают: «почему здесь не про завод?». Но им тоже можно объяснить, что это фестиваль, это искусство, и художники делают авторские работы, поэтому здесь все именно так, а не как вы хотели бы.
О полиции
Единственная была ситуация проблемная, когда мы размечали стену за день до того дня, когда была договоренность. У меня, как на зло, никаких документов при себе не было. Остановилась машина патрульная, начали спрашивать. Мы объяснили про фестиваль, но они сперва не верили. Пришлось зайти в интернет, повезло, что наткнулся на телевизионный анонс нашего мероприятия, где я тоже присутствовал. Главное, что мы сами подошли, когда увидели, что нами заинтересовались, поздоровались. Удалось избежать ненужных конфликтов.
Познакомиться со всеми объектами, которые делались когда-либо в рамках фестиваля «Место» и не только, можно с помощью интерактивной карты, о которой мы рассказывали ранее.
Фото: Александр Клин