У художественной гимнастки, заслуженного мастера спорта России, чемпионки мира и Европы, а теперь еще и олимпийской чемпионки Анастасии Максимовой есть свой «олимпийский» мишка, которого зовут незатейливо — Миша. Он изо всех сил поддерживал ее на Играх-2016 в Рио-де-Жанейро, а теперь вместе со спортсменкой вернулся в Нижний Новгород.
Хотя мы и привыкли называть Анастасию нижегородской спортсменкой, она уже многие годы живет «на три дома» — то в Нижнем, то в Москве, то в родном Петрозаводске. Не успела 25-летняя гимнастка прилететь в приволжскую столицу после своего олимпийского триумфа, как ее буквально разорвали на части. Едва ли не с самолета она отправилась принимать поздравления губернатора Шанцева, потом получила почетный знак главы Нижнего Новгорода из его собственных рук. А еще был орден Дружбы от президента России и постоянное пристальное внимание журналистов.
Несмотря на занятость, Анастасия выделила время в своем плотном графике для встречи с корреспондентом ИА «В городе N» и рассказала, почему на Олимпиаде у российских гимнасток отобрали мобильные телефоны, как они тренировались в палатках, о гимнастической диете и о том, какую роль играют в ее жизни плюшевые медведи.
Как выбирают спортсменов для участия в Олимпийских играх?
Спортсмен должен показывать хорошие результаты и занимать высокие места на соревнованиях. Например, проявить себя на чемпионате России, на всероссийских соревнованиях «Юный гимнаст». Тогда есть шанс, что тебя заметит тренер из сборной. В 18 лет мне пришлось покинуть сборную из-за проблем со здоровьем. Я уже была заслуженным мастером спорта, чемпионкой мира, но тогда мне казалось, что шансов на возвращение в сборную у меня нет. Если тебе 18 лет и ты не живешь в столице, можно даже не надеяться попасть на соревнования в составе сборной. В это время большинство гимнасток уже заканчивают спортивную карьеру и либо уходят учиться в институт, либо начинают работать. Мой папа даже спросил тогда: «Может, уже хватит играть в художественную гимнастику?» Но я не сдалась и продолжила тренироваться. Удача снова улыбнулась, когда на меня обратила внимание знаменитый тренер по художественной гимнастике Ирина Александровна Винер. Это определило мою спортивную судьбу.
Когда спортсмен узнает, что едет на Олимпиаду?
Официально никому заранее не говорят: «Ты поедешь на Олимпиаду». Включение в состав сборной еще не гарантирует выступление на Играх. Гимнастки часто получают травмы, у них могут возникнуть какие-то другие проблемы. В конце концов, спортсмен может просто не справляться с поставленной задачей. Доказывать, что ты достоин выступить на соревнованиях, приходится на каждой тренировке, так как тебя в любой момент могут заменить более способным спортсменом. У нас состав поменялся за два месяца до Олимпиады: одна из девочек сломала ногу. Кто точно едет на Игры, мы узнали только перед самым отправлением.
Вы переживали, когда появилась информация, что всех россиян могут снять с Олимпийских игр?
Я своей команде сразу сказала: «Ничего не знаю, даже если меня не запишут, сама приеду, выйду и выступлю. Иначе зачем было столько тренироваться?». Настроены мы были решительно. Но, если честно, до нас доходили только слухи о возможности отстранения. Мы практически ничего не знали. Когда приехали в Рио вообще оказались в информационном вакууме. У нас сразу же отобрали мобильные телефоны, чтобы тренировались, ни на что не отвлекаясь. Мы выступили в последний день Олимпиады, едва успели переодеться и сразу же пошли на закрытие Игр. Телефоны нам вернули только на следующий день. После Олимпиады очень многие журналисты просили меня и девочек из команды прокомментировать ситуацию с паралимпийцами. А мы только удивленно глазами хлопали, так как вообще не были в курсе дела.
Почему было принято решение тренироваться в небольшом поселке, а не в Рио-де-Жанейро?
Я не знаю. С нами такие вопросы не согласовывают. Мы даже не решаем, куда ехать отдыхать и где жить. Теоретически мы должны были заниматься в специальных дутых залах. Но эти сооружения были больше похожи на палатки с натянутой на опорах тканью. Когда поднимался ветер, в столовой вздувались полы, кондиционеры ходили ходуном. А один гимнастический зал у нас просто рухнул. Кроме того, не было вешалок в туалете, постоянно падала шторка в душе, пластиковые кровати казались игрушечными.
Сколько раз Вас проверяли на допинг?
Меня — ни разу! Допинг-пробы взяли только у троих российских гимнасток из семи. Причем одну из них отправили сдавать анализы сразу после выступления. А вот меня почему-то проверять вообще не стали. Может быть, потому что последний раз допинг-пробы я сдавала в Казани на этапе Кубка мира незадолго до Олимпиады. Отношение спортсменок из других команд к нам было доброжелательным, хотя пообщаться удалось совсем немного. На Олимпиаде это довольно сложно: все команды на разных коврах, у каждого свое время тренировок. Заниматься приходилось в спешке, так как давали очень мало времени. Пока готовились к соревнованиям, почти никого не видели и не слышали.
На соревнованиях с Вами был талисман?
В этом году мне подарили мишку по имени Миша и сказали, что если я возьму его с собой на Олимпиаду, он обязательно поможет мне и моей команде. Так и случилось. В детстве у меня тоже был талисман. Когда я впервые выехала на соревнования из Петрозаводска и сразу же заняла первое место, мне подарили игрушечного Винни-Пуха в капюшончике с заячьими ушками. Я хотела взять его на следующие соревнования, но за день до отъезда сестра, ничего не сказав мне, взяла медвежонка с собой в садик. Там ее подружка закопала игрушку в снег, и никто не смог ее найти. Я очень расстроилась! А весной мама с сестрой совершенно случайно увидели выглядывающего из-под снега Винни-Пуха. Оказывается, он перезимовал в сугробе. Это просто какое-то чудо! С тех пор я возила его на все соревнования. Но в 18 лет перестала это делать: решила, что уже взрослая и мне не нужны никакие игрушки.
Как Вы начали заниматься художественной гимнастикой?
Когда мне было пять лет, мама увидела в газете объявление о наборе детей в секцию художественной гимнастики. Занятия проходили в школе, где когда-то учился мой папа. Благодаря этому совпадению я и стала гимнасткой. Тренировки мне понравились, а в 11 лет на соревнованиях меня заметили нижегородские тренеры и пригласили в Школу олимпийского резерва (Нижегородское областное училище олимпийского резерва имени В. С. Тишина — прим. ред.). Я перебралась в Нижний Новгород и поселилась в общежитии при школе, а родители остались в Петрозаводске. Кстати, я по сей день живу при училище: раньше не было возможности купить квартиру в Нижнем Новгороде. Сейчас, после Олимпиады, я как раз планирую заняться поиском жилья.
По какому распорядку дня живут юные спортсмены в училище?
Утром с 7.30–8.00 до 10.30 — тренировки, потом до 16.00 — обычные школьные уроки, затем снова тренировка примерно до 20.00–20.30. Обычно гимнастки не покидают зал, пока не выполнят задание. Я до сих пор учусь, правда, уже в ННГУ им. Лобачевского на факультете физической культуры и спорта. После училища вроде бы должны были взять на второй курс, а я почему-то оказалась на первом. Затем перешла на второй курс, но из-за тренировок и выступлений долгое время не появлялась в университете. Пришлось взять академический отпуск. Потом я догоняла программу и сдавала экзамены. Сейчас должна быть на третьем курсе, но из-за прошедшей Олимпиады времени ходить в университет опять не было, так что придется снова наверстывать упущенное.
Влияют ли на Вас чужие неудачи?
На меня вообще ничто не влияет. Я железная леди. Победы и неудачи зависят от того, как себя настроишь, какие установки себе дашь. Я могу сколько угодно тренироваться для достижения цели. Как капитан команды я не имею права показывать другим девочкам, что устала. Для тренеров у меня никогда ничего не болит. К врачам хожу редко — сама со всем справляюсь. Чаще всего болят мышцы, например, если их растянуть. Но с этим можно справиться. Настоящая боль — это когда перелом или еще что-то серьезное. В 2012 году, когда сильно разболелась и температура подскочила до 38°С, я не могла сказать тренеру «у меня жар», ведь меня только что включили в состав сборной. «В спину дышал» второй и третий состав. Так что я выпила таблетку и пошла на тренировку. Вечером полежала в кровати и на следующее утро уже нормально себя чувствовала. Конечно, если совсем плохо, нужно сказать тренеру. Но в тот день я решила, что смогу справиться, и действительно справилась. Маме тоже не жалуюсь, решила, что надо ее беречь. Она же переживает из-за малейшей ранки.
Спортивный режим накладывает на Вас какие-то ограничения?
Мне часто говорят: «Тебе 25 лет, что достаточно много для гимнастки, но ты до сих пор тренируешься и участвуешь в соревнованиях. Наверное, секрет в том, что ты тщательно разминаешься?» Это не так. Прихожу за две минуты до начала тренировки, сажусь на шпагат и сразу иду заниматься. Никогда в жизни не сидела на диете, могу ест, все, что хочется, в любое время дня и ночи. Никакого специального спортпитания для гимнасток не существует, мы сами решаем, что и когда есть. На друзей и хобби тоже время нахожу. Особо страстных увлечений у меня нет, но, как большинство спортсменов, люблю под настроение слушать музыку и читать книги. Когда в 18 лет лечилась после травмы, познакомилась в Нижнем Новгороде с компанией хороших ребят. Мне в тот момент как раз было очень интересно пообщаться с людьми, никак со спортом не связанными. Люди вне спорта мыслят совсем по-другому! Кстати, мы до сих пор крепко дружим. Они устроили мне такой веселый праздник, когда я приехала с Олимпиады!
Долго добирались до Нижнего Новгорода из Рио-де-Жанейро?
Примерно 20 часов. Все спортсмены улетали в один день, и аэропорт не справлялся с таким потоком пассажиров. Сначала просидели четыре часа в самолете, затем десять часов летели до Мадрида. Там пришлось два часа ждать, пока самолет заправят, причем из салона никого не выпустили. Не было возможности даже выйти размять ноги. Затем еще четыре часа летели в Нижний Новгород. Прибыли ночью. Только успела вещи разобрать, а в восемь утра уже нужно было ехать к губернатору. Потом почти сразу уехали отдыхать в Италию. Прилетели туда вечером, поели, и я сразу легла спать. Но через четыре часа, в 12 ночи, меня разбудили и повели на дискотеку. В номер вернулись в шесть, а в десять уже нужно было вставать и ехать на экскурсию на яхте. Так что в моих планах на ближайшее будущее хорошенько выспаться.
А если серьезно, каким вы видите свое будущее? Планируете остаться в спорте?
Не знаю, я еще думаю. Очень хочу остаться в спорте, потому что, если честно, еще не натренировалась. Да и заниматься самой гораздо интереснее, чем учить других. Уже спустя несколько дней после Олимпиады не выдержала, пришла в зал немного потренироваться. С другой стороны, мне уже 25 лет, пора подумать о семье и детях. Сейчас я в размышлениях и не могу сказать точно, как моя жизнь сложится дальше.
Беседовала Елена Платонова
Фото автора