Один из самых сложных вопросов на собеседовании, который ставит соискателей в тупик, является просьба «рассказать о себе». Многие по неопытности начинают рассказывать о целях и достижениях, не относящихся к профессии. И это большая ошибка. Рассказываем, как правильно отвечать, когда вас просят рассказать о себе.
Профессиональные успехи
Это первое, о чем стоит начать говорить, когда вас просят рассказать о себе. Ведь HR-менеджеру важнее всего знать, что полезного вы можете дать компании, и почему именно вы — самый достойный кандидат на должность.
Что нужно говорить:
— Вспомните пару-тройку своих достижений с последнего места работы. Выбирайте те, которые будут важны для этой должности.
— Приведите конкретные примеры: успешные сделки, уникальный и эффективный алгоритм продаж и т. д.
— Расскажите случай из своей практики, который описывает вас как профессионала своего дела.
Что не нужно говорить:
— Не стоит дословно пересказывать свое резюме. Ваш собеседник хочет услышать что-то новое и полезное.
— Не лучшая идея говорить о своем богатом опыте, не приводя никаких примеров. Может сложиться впечатление, что вы приукрашиваете.
— Не перечисляйте те достижения, которые не относятся к работе. Вряд ли информация о том, что вы вяжете красивые шарфы поможет вам заполучить должность бухгалтера.
Образование
Говоря об образовании, мы имеем в виду не столько наличие диплома и корочек о прохождении дополнительных курсов, сколько конкретные навыки, которым вы обучились.
Что нужно говорить:
— Расскажите, чему новому вы научились на своей предыдущей работе. Желательно тоже с примерами.
— Объясните, как эти навыки помогут вам справиться с обязанностями на новой должности.
— Вспомните свой самый масштабный проект и расскажите, чему он вас научил.
Что не нужно говорить:
— Бессмысленно перечислять все шаги своего образования, начиная школой, заканчивая допкурсами. HR-менеджер может узнать эту информацию из резюме.
— Даже не вздумайте хвастаться золотой медалью или красным дипломом. Они еще ничего не говорят о вашем профессионализме.
— Не стоит перечислять все курсы, конференции и лекции, которые вы посещали. Достаточно назвать парочку последних — этого хватит, чтобы рекрутер оценил ваше стремление совершенствоваться в профессиональном плане.
Полезные навыки
Этот пункт — настоящая палочка-выручалочка для соискателей, которым не достает опыта. Они могут сделать акцент на дополнительных навыках. Правда, важно, чтобы они были применимы и полезны на этой должности.
Что нужно говорить:
— Вспомните несколько ваших навыков, которые вы сами считаете наиболее полезными в профессиональной сфере. Например, вы умеете ладить с коллективом или пользоваться какой-нибудь полезной программой и т. д.
— Расскажите, как эти умения помогали вам в работе и почему пригодятся на новой должности.
— Расскажите, как именно вы получили эти навыки.
Что не нужно говорить:
— Нельзя приукрашивать и уж тем более откровенно врать о своих умениях. Это довольно легко проверить и разоблачить лжеца.
— Не стоит говорить об умениях, не относящихся к работе. Замечательно, что вы умеете готовить вкусные пирожки, но это не пригодится вам в работе менеджера по продажам.
— Никогда не говорите банальные фразочки типа «я стрессоустойчивый» или «умею работать в режиме многозадачности». Во-первых, эти определения не имеют никакого смысла. Во-вторых, никак не характеризуют вас с профессиональной точки зрения.
Ваши цели
Если вы расскажите HR-менеджеру о своих профессиональных целях, он увидит в вас целеустремленного человека. И это большой плюс в пользу вашей кандидатуры.
Что нужно говорить:
— Заранее изучите сайт компании, в которую вы пришли устраиваться, и озвучьте цели, которые совпадают с целями фирмы.
— Объясните, как, с вашей точки зрения, компания сможет помочь вам в достижении ваших целей. И как вы сможете это сделать для нее в ответ.
— Продемонстрируйте, что вам нужна стабильность, и что вы хотите расти профессионально.
Что не нужно говорить:
— Не нужно упоминать свои личные жизненные цели: купить дом, завести семью, обновить машину и т. д.
— Не называйте и те цели, которые компания никак не поможет вам достичь. У рекрутера может сложиться впечатление, что вам не по пути.
— И уж тем более нельзя говорить, что у вас нет каких-то конкретных целей. Это большой минус вашей репутации.
Почему вы хотите работать именно в этой компании
Самый каверзный вопрос рекрутера, который может поставить жирную точку на вашей кандидатуре, если ответ не понравится собеседнику.
Что нужно говорить:
— Ответьте, что вам интересно дело, которым занимается компания, и что вы разделяете их цели.
— Расскажите, как новая должность в этой компании повысит ваш профессионализм и позволит расти и совершенствоваться.
— Можете намекнуть, что видите свое будущее в этой компании. Только не говорите, что хотите занять кресло директора — это перебор.
Что не нужно говорить:
— Не стоит говорить, что вас привлекла зарплата. Даже если это действительно так. Так вы покажите собеседнику, что не очень-то заинтересованы в самой должности и специфике компании.
— Ни в коем случае не говорите, что вам «просто нужна работа». Так вы обесцениваете должность и саму компанию, а это точно не понравится рекрутеру.
— Не нужно говорить, что главная причина — это хороший коллектив. Вы ведь не дружить сюда пришли, а работать. Конечно, вы можете упомянуть сотрудников, и что хотели бы у них учиться. Но точно не в первую очередь.
И помните самое важное правило: к собеседованию обязательно нужно готовиться заранее. Изучите сайт компании, почитайте отзывы. И, разумеется, подготовьте ответы на все эти вопросы, чтобы держаться на собеседовании уверенно.
Ранее мы рассказывали про десять фатальных ошибок на собеседовании, из-за которых вас не возьмут на работу.
По материалам lifehacker.ru.