Богородск, утро. За частным сектором начинается большое поле, занесенное накануне рыхлым снегом. Слабый ветер едва колышет молодые деревца у дороги. Вдруг на бело-сером фоне появляется яркое рыжее пятно размером с небольшой сельский дом и вихрем несется прямо через поле. Восемь огромных колес разбрасывают вокруг снег, защитная дуга разбивает сугробы пополам. Именно так сотрудники завода механических трансмиссий, НГТУ имени Алексеева и корреспондент ИА «В городе N» испытывают гибридный вездеход «Русак-3994» — уникальную машину, собранную в Нижегородской области. Аналогов в мире у нее пока нет, создан лишь один образец.
На самом деле поле для «Русака» — как немецкий автобан для легкового авто. Вездеход привык и к крутым склонам возле Оки, и к сибирским морозам до −60°С, и к водным препятствиям. Он оснащен шинами сверхнизкого давления и двумя стандартными бензобаками по 150 литров каждый. И это не предел — при необходимости можно установить более вместительные емкости. У автомобиля имеется лебедка — на случай, если условия окажутся совсем неожиданными и вездеходу понадобится помощь в самоэвакуации.
Уникальными делают машину две параллельно работающие гибридные установки, включающие два двигателя внутреннего сгорания, два генератора, два электродвигателя и два блока аккумуляторных батарей. Сложность заключается в том, чтобы эти установки заставить работать синхронно, — поясняет заведующий научно-исследовательской лаборатории «Специальные машины и механизмы» НГТУ имени Алексеева Александр Блохин.
Поскольку «Русак» создан для передвижения на Крайнем Севере, он максимально живучий: салон утеплен, в нем можно прожить до двух недель в критической ситуации. Это в условиях города МЧС прибывает на вызов в течение нескольких минут, а в дали от цивилизации ожидание растягивается на несколько дней. Уместиться в салоне могут одновременно более 20 человек.
Внутри действительно очень тепло, освещение яркое, а вот наслаждаться природой получится только у водителя и того, кто сидит рядом с ним — окна, кроме передних, очень маленькие. Зато сиденья удобные, не хуже чем в иномарке. Чтобы попасть в машину, неподготовленному человеку предстоит проделать настоящий акробатический номер — преодолеть несколько ступеней, держась за поручни.
«Русак» — это серия машин. Другие модели сейчас испытывают спасатели и Росгвардия. Вездеходы тестируют, например, в Якутии и Красноярске. Отзывы хорошие, — делится заместитель генерального директора ООО ЗМТ Александр Цыплов.
Примечательно, что вездеход «рукотворный» на 90% — большую часть узлов и агрегатов специально для него разработали на заводе. Конвейерного производства такого рода транспортных средств на предприятии нет по причине малого объема машин. В самое ближайшее время изготовят еще пять «Русаков», а к концу года планируют собрать 50 экземпляров.
Само название «Русак» у многих ассоциируется с зайцем. Если присмотреться к логотипу вездехода, можно заметить, что он напоминает фигурку скачущего косого. Но «Русак» это также и аббревиатура — «Русская арктическая компания».
Проезжать на нем по улицам Богородска — особенное удовольствие. Местные смотрят с восторгом, машина мало того, что огромная, но еще и яркая. Почему кузов оранжевый, а не белый, под цвет снежных равнин? Дело в том, что у вездехода нет цели прятаться; наоборот — в экстренной ситуации авиация должна отыскать его с воздуха.
Конечно, такой транспорт может стать и чисто туристическим — например, на нем можно отправиться на рыбалку в глушь. Правда, заплатить за возможность покорения непроходимых дорог придется немало: автомобиль в базовой комплектации стоит 5,5 млн рублей, а при наличии дополнительных опций стоимость может возрасти более чем вдвое.
Фото автора