11 октября студенты факультетов гуманитарных наук и менеджмента вместе с директором нижегородского кампуса «
В состав экспозиции вошло около 80 произведений 40 авторов — Игоря Грабаря, Константина Коровина, Станислава Жуковского, Ильи Репина, Валентина Серова и др. Среди работ русских художников есть и одна из редких картин Огюста Ренуара — «Женщина, смотрящая на птичку».
Соединение на выставке работ импрессионистов из двух стран помогло острее почувствовать восприятие французской традиции в русской среде.
Во время экскурсии студенты могли познакомиться и с мыслями самих художников. «Усилиями наиболее талантливых французов многое сделано: есть что-то нематериальное, шевелящееся в их живописи, раз; и потом, явление… этих смешных и осмеиваемых людей, утверждающих, что все искусство изолгалось, что все фальшиво…« — писал Илья Репин.
Как стало понятно из рассказов наших экскурсоводов, многие русские художники переняли зарубежную методологию изобразительности, используя в своих полотнах фрагментарность, этюдность, фактурность мазка, но никто из них не смог воплотить ощущение счастья и открытости миру, столь присущее французскому импрессионизму. Огюст Ренуар: «Я убежден в том, что картина должна быть приятной, веселой и привлекательной! В жизни достаточно неприятных вещей, почему мы должны создавать такие же?»
«… В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного», — отмечал Валентин Серов. Часть художников создавала картины в суровой манере, запечатлевая северную часть России. Среди таких работ, к примеру, «Холодный вечер» Леонарда Туржанского. Еще одной такой работой стала картина Федора Малявина «Голова крестьянина», граничащая на стыке нескольких живописных техник и направлений. Возможно, именно в этом незаконченном портрете, для написания которого художником были выбраны темные оттенки, особо подчеркнутые резкими и размытыми мазками, и, самое главное, в этом томном и пронзительном взгляде крестьянина, отразилась специфика русского импрессионизма. Динамичного, но более осмысленного, «деревенского» и более предметного, чем французский импрессионизм, направления.
Такие же художники, как Константин Коровин, тоже явно ощущали гнетущую атмосферу вокруг, а потому призывали: «Нужны картины, которые близки сердцу… Нужен свет — больше отрадного, светлого».
Так, мы приходим и к ключевому слову из названия выставки — «свет», которое заключает в себе два значения, одинаково значимых в контексте разговора наших студентов с искусствоведами. По словам Эдуарда Мане, «главное действующее лицо в картине — свет». Нижегородский художественный музей помог выстроить взаимодействие с экспонатами выставки так, чтобы зрители стали к ним как можно ближе. С помощью технического освещения должны засверкать размашистые или, напротив, точные мазки русских художников, открывая запечатленное блистание мгновения в природе на юге России или же тот внутренний свет, который творцы смогли сохранить в сложной обстановке начала 20 столетия.