21 мая студенты Вышки дружной компанией отправились в Нижегородский государственный художественный музей увидеть полотна выдающегося художника-пейзажиста Ивана Шультце, игра света на картинах которого описывается зрителями никак иначе, как «магическая», «волшебная», в чём мы и убедились, увидев их вживую.
Художник, вторая половина жизни которого прошла в эмиграции, в Германии известный как Ганс, во Франции — как Жан, представляет именно русскую школу живописи. Писать Иван Федорович начал довольно поздно, ему уже было за тридцать. Благодаря Константину Крыжицкому, другу и наставнику, у Шультце появилась возможность посещать мастерскую при Академии художеств. Другим его учителем был Архип Куинджи, также преподававший в академии.
Нам повезло, нашим экскурсоводом на выставке был глава русского отдела аукционного дома Koller (Швейцария) Вадим Гончаренко. По инициативе русского отдела в 2015 году был создан «Фонд им. И. Ф. Шультце», где хранятся частично работы художника и архивные документы. «Мы успели глубоко погрузиться в мир И. Ф. Шультце, стараясь получше узнать его, обнаружить его мысли и чувства, понять его поступки. С каждым новым элементом мозаики облик того, настоящего, Шультце, становится всё более отчётлив. И хотя в его биографии по-прежнему есть пробелы, всё же бесспорно то, что „волшебник света“, как его называли, был истинным гением в области реалистического искусства», — говорит президент Фонда Беттина Гончаренко.
Величественные, белоснежные вершины гор Швейцарии, ледники Шпицбергена, русские леса, усыпанные ослепляющим снегом, протянувшиеся по морю лунные дорожки и пробивающиеся сквозь свинцовые тучи лучи заходящего солнца, парки и побережья Франции и Италии буквально оживают на картинах Шультце. Пейзажи его настолько легкие и светлые, что и правда кажутся волшебными, но в то же время настолько реалистичными, бережно проработанными художником до каждого маленького листочка и всплеска морской волны, что невозможно оторваться и порой даже поверить, что это создано только с помощью холста, кисти и совершенно обыкновенных масляных красок. Вадим Гончаренко с улыбкой заметил, что один критик как-то написал о творчестве Шультце, что «морковку, написанную им, даже и ослик бы съел», а нам ничего не оставалось, кроме как улыбнуться и согласиться.
Ещё больше смысла его творчеству придает судьба художника, которая у Шультце выдалась непростая. Родившись в семье обрусевших немцев в конце 19 века, Иван Федорович изначально увлекался электричеством и получил образование инженера, а свои первые этюды показал Константину Ивановичу Крыжицкому, своему будущему учителю, лишь в возрасте 30 лет. Так и начались его занятия живописью, позже увенчавшиеся успехом: пейзажи художника, изображавшие красоты русской природы, приобретались представителями царской семьи и печатались на открытках. Однако после революции художнику пришлось покинуть Россию, где после эмиграции он был буквально забыт. Несмотря на это, Шультце, будучи заграницей, вспоминает Родину, и среди французских и итальянских пейзажей иногда появляются картины о русских лесах и морях, нарисованные по прошлым эскизам. Художнику удалось приобрести колоссальный успех заграницей, а в России его начинают вспоминать только сейчас, исследовать биографию, устраивать передвижные выставки, что кажется невероятно правильным, ведь Шультце — действительно замечательный представитель русского искусства.
Гости выставки узнали еще много подробностей о судьбе Ивана Федоровича Шультце и трагедии его семьи, о секретах «живых» полотен, о загадках и выдуманных фактах, существующих сегодня. Но удивительно то, что после экскурсии воцарилась тишина и каждый, кто пришел на выставку, нашёл свою картину: кто-то любовался утренним видом на лес, кто-то — лунным пейзажем, некоторые мечтали о море, смотря на одноименную картину, а кто-то нашёл себя, пытаясь разгадать тёплый свет солнца в комнате без окон, наполненной звуками природы, которых так не хватает современному человеку. Здесь не нужно было лишних слов, не нужно было объяснять, что же пытался изобразить художник. Все просто! Полотна говорили сами и, кажется, они пытались донести мысль, что мир вокруг нас куда удивительнее и красивее, чем мы думаем. И порой, в череде постоянных дел, нужно просто на минуту остановиться, обернуться вокруг себя и постараться увидеть красоту в простом и обыденном, так, как это делал Иван Шультце, «волшебник света», художник-пейзажист, чьё имя, я верю, совсем скоро заиграет новыми красками в истории русского искусства.
Воодушевленные увиденным и услышанным, мы ещё долго не могли отпустить Вадима Гончаренко, расспрашивая его об интересных моментах биографии художника, об особенностях его техники. Не могли мы и ещё раз не прогуляться по залам выставки «Магический свет Ивана Шультце», ведь она, как оказалось, и правда надолго завораживает красотой и умиротворённостью и заряжает вдохновением.