С 16 октября по 21 ноября на базе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета проходил цикл практических профориентационных мероприятий проекта «Билет в будущее»*, в рамках которого ученики школ города знакомятся с различными профессиями.
Организаторами выступают Правительство РФ, Министерство просвещения РФ, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
21 ноября старший преподаватель, учебный мастер II категории кафедры водоснабжения, водоотведения, инженерной экологии и химии ННГАСУ Саяд Мухтаровна Гусейнова познакомила ребят из школы № 41 с работой эколога.
Перед проведением профессиональной пробы девятиклассникам была представлена презентация направления подготовки «Экология и природопользование». Ребята познакомились с наиболее актуальными и востребованными сферами деятельности эколога, профессиональными задачами, отличительными особенностями обучения по данному направлению подготовки в ННГАСУ, связанными с изучением прикладных аспектов экологии, и практико-ориентированным подходом, что позволяет выпускникам быть востребованными на рынке труда.
В лаборатории кафедры водоснабжения, водоотведения, инженерной экологии и химии ребятам представилась возможность самостоятельно пройти профессиональную пробу «Эколог». В пробу входили обязательные элементы решения задачи по анализу причин и последствий загрязнения водных объектов, а также ознакомление с природоохранными мероприятиями, которые позволили бы снизить негативное воздействие на окружающую среду.
На первом этапе пробы школьники получили исходную информацию для ее выполнения и обсудили проблему загрязнения водных объектов. Далее им было предоставлено описание объекта исследования (река, озеро) и поступающих в него сточных вод, а также информация о видах-индикаторах загрязнения воды. На этом этапе обучающиеся сравнили фактические данные по загрязняющим веществам с нормативными значениями, чтобы проверить соблюдение природоохранных требований.
На следующем этапе ребята анализировали пробу воды из реки и озера под микроскопом и выявляли наличие или отсутствие в ней видов-индикаторов загрязнения, что позволило им установить причинно-следственную связь между поступлением неочищенных стоков и наличием в пробе видов, свидетельствующих о высоком уровне загрязнения воды.
На последнем этапе перед ребятами была поставлена самая трудная задача: произвести очистку воды методом коагуляции и адсорбции. На всех этапах выполнения профессиональной пробы ребятам помогала учебный мастер кафедры ВВЭХ Захарова Тамара Алексеевна.
В ходе профессиональной пробы ребята прошли все ключевые этапы работы: выявление проблемы, постановка задачи, анализ причин и возможных последствий загрязнения, контроль соблюдения нормативов, возможные природоохранные мероприятия — проведение опытов по очистке воды.
Самые сложное здесь — этап разработки самого сценария профессиональной пробы. Выпускники-экологи ННГАСУ работают в самых разных отраслях экономики, так что составить одну пробу, которая могла бы продемонстрировать ребятам и проектирование, и контрольно-надзорную деятельность, и экологическое нормирование, и множество других направлений деятельности выпускника нашего вуза, на мой взгляд, невозможно. Поэтому, в процессе работы со школьниками мы составили уже несколько разных проб по профессии «Эколог». Мы стараемся каждый раз продемонстрировать ребятам разные аспекты и задачи, которые стоят перед экологом, чтобы каждый из них мог найти то, что будет интересно конкретно ему. Ребята отлично справились! Самое приятое — видеть их живой интерес и горящие глаза. Даже после окончания времени проведения пробы они захотели провести еще один дополнительный опыт и остались довольны полученным результатом, — отметила Саяд Мухтаровна Гусейнова.
*«Билет в будущее» — это проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6−11 классов школ Нижнего Новгорода и области, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование».