Ожившие световые картины на фасадах домов, вулкан в скейт-парке, мини-танцпол и другие работы медиахудожников из разных городов и стран появились в Нижнем Новгороде в рамках фестиваля Intervals (0+), который стартовал 25 августа. Аудиовизуальные произведения современных авторов не только демонстрируют достижения техники, но и заставляют зрителя задуматься о жизни. Локации фестиваля посетили корреспонденты ИА «В городе N».
Напомним, Intervals проходит в Приволжской столице уже шестой год подряд. С каждым разом растет количество задействованных площадок, расширяется география участников. В этом году показы проходят на 13 локациях. Среди них как уже знакомые по прошлым годам места, такие, как фасад фабрики «Маяк» и пространство «Цех*», так и новые, например, здание бывшей фильтровальной станции на Стрелке, «Горадром», башня с часами на Большой Покровской, Нижегородский хоровой колледж и ряд других.
Как рассказала куратор фестиваля Ксюша Чеховская, из года в год организаторы стараются не повторяться и удивлять зрителей.
Мы работаем с двумя разными мирами. Это художники, которые творят и зрители, для которых медиаискусство может быть чем-то новым и непонятным. Мы стараемся наводить мосты между ними. Необходимо, чтобы люди понимали контекст, могли проанализировать увиденное. Также регулярно отслеживаем творчество всех звезд индустрии, — подчеркнула она.
По ее словам, все отобранные инсталляции рассчитаны на широкую аудиторию. Особенностью этого года, как отметила Чеховская, стало то, что локации поделены на кластеры. Таким образом, приехав в одно место, зрители смогут увидеть сразу несколько инсталляций.
Бывают классные интерактивные инсталляции, которые сложно представить у нас, так как будут огромные очереди. Такие работы отсеиваются, — добавила она.
Сразу несколько внутренних инсталляций работает в мультимедиа-арт-пространстве «Цех*» на улице Варварской. Самая масштабная из них — COIL от студии «Сетап». Работа представляет собой подвесной тоннель, состоящий из огромных колец. Диаметр каждого из них составляет шесть метров, а ширина- 1,5 метра. Зрители могут попасть внутрь тоннеля или расположиться на платформах, которые находятся по обеим сторонам от инсталляции.
По задумке авторов, эти площадки должны стать точками для размышлений и создать ощущение связи между людьми и иммерсивной составляющей работы. Безусловно, искусство у каждого вызывает свои ассоциации. Большинство посетителей пространства «Цех*" увидели в этой работе связь с космосом.
Здесь же находится и самая маленькая инсталляция — «Микрорейв-2023». Ее создали молодые художники команды SHUM. Авторы сделали миниатюрный танцпол где, если присмотреться, можно увидеть фигурки танцующих в свете лазеров человечков.
Мы лишь поставили аппарат, а они появились там сами, - шутят авторы.
Третья инсталляция представляет собой настоящий квест. Посетители могут попробовать себя в роли героев остросюжетных фильмов и попытаться пройти через лазерную паутину. Те, кому это удастся, получат призы.
В помещении «Горадрома» на Гребном канале представлена работа художников из Китая Cao Yuxi и Lau Hiu Kong. Сам экран, на котором она демонстрируется, напоминает рампу для трюков, что является отсылкой к расположенному рядом скейт-парку, а инсталляция, по мнению зрителей, наводит на размышления о быстротечности времени и жизни в большом городе.
В здании бывшей ярмарочной фильтровальной станции на Стрелке разместилась голографическая инсталляция от группы художников "— . 618 / LedPulse / UNIVERSE_design". Для авторов она стала своеобразным экспериментом в стенах уникального пространства.
Также в фестивале задействован и выставочный пакгауз на Стрелке. Там свою работу создали художники студии LYM PRO.
Это дебютная авторская работа в основе которой — кинетические лепестки нашего собственного производства, соединенные с глубокими смыслами исследования дыхания и синхронизацией человека и технологий. Мы предлагаем зрителям погрузиться в размышление и небольшую медитацию, подумать о смысле бытия и дышать так, как они хотят жить, — поделилась с ИА «В городе N» креативный продюсер компании LYM PRO Надин Захарова.
По ее словам, от идеи до ее воплощения прошел почти год. Над инсталляцией работала большая команда художников с разным мышлением и опытом.
В нашем безумном ритме жизни очень важно давать фокус внимания на себя и просто успевать подышать. Если человек управляет своим дыханием, он управляет своим миром, — подчеркнула Захарова.
Вечером Стрелку также украсила инсталляция на мысе, напомнившая зрителям реку, и подсветка башенных кранов строящейся ледовой арены.
Впервые присоединился к фестивалю Нижегородский хоровой колледж. Там разместилась лазерная инсталляция медиахудожника Shohei Fujimoto из Японии. Он уже участвовал в Intervals четыре года назад. Его новая работа напомнила посетителям клетку¸ из которой нужно выбраться. Сам же автор предлагает посетителям заполнить пустоты между лазерными лучами, сравнивая их с паузами между словами в предложении.
В новом арт-пространстве «Терминал, А» свою работу представил медиахудожник Aizek, также уже знакомый нижегородцам по персональной выставке, которая проходила два года назад.
Самые яркие и масштабные инсталляции нижегородцы и гости города смогли увидеть с наступлением темноты. Традиционно основное внимание было приковано к фасаду «Академии «Маяк». Там свои работы представили сразу несколько авторов — индонезийская студия The Fox, The Folks, медиахудожник Filip Roca из Испании, а также российская команда Bestereo° и dreamlaser из Нижнего Новгорода. Фантастические миры сменяли сказочные сюжеты, окрашивая фасад старинного здания в яркие цвета.
Также уличную инсталляцию можно увидеть на здании концертного зала «Юпитер». Она начала работать еще днем. На фасаде и внешних экранах свое творчество показали сразу несколько российских художников — Покрас Лампас, Александр Абрамов, Алекс Зарипов и Яр Кирсанов.
Еще одна инсталляция под открытым небом расположилась на территории скейт-парка около «Горадрома». Авторы работы — художники студии Inty — назвали ее Volcano. На одной из рамп действительно расположился световой вулкан. При этом скейт-парк не приостановил свою работу, и спортсмены могли демонстрировать свои трюки на склонах огнедышащей горы.
У нас накопилось столько эмоций, слов и чувств, что это вылилось в настоящий вулкан. Здесь энергия нашей команды, которой мы хотим поделиться, — отмечают авторы в описании своей работы.
По их задумке, созерцая инсталляцию, зрители могут зарядиться энергией, а также стать ее частью, придумав свой трюк.
Это интересное пересечение разных сфер. Инсталляция на «Горадроме» создана для скейтеров, как интерактивный световой объект. Таким образом, проект живет в движении, и спортивное комьюнити вовлекается в медиаискусство, — сказала куратор фестиваля.
Одной из инсталляций на открытом воздухе также стала сферическая форма около корпуса ИФИЖ на Большой Покровской. Это презентационный объект московской команды BubbleScreen. Во время включения шара присутствовал и сам художник Нико.
Нас вдохновляла сферическая форма. Она одна из главных и фигурирует у нас везде. Это уникальная конструкция, со своей технологией. По сути — это планетарий, вывернутый наоборот. Все изображение формируется с помощью одного проектора с планетарной линзой внутри. Там же находится и сервер, который управляет контентом. Мы делаем объемный контент, можем наблюдать его на 360 градусов вокруг. Сейчас идет звукореактивная графика, которая формируется от звука, — сообщил художник.
Уникальность конструкции заключается в том, что она легко монтируется и демонтируется. Ее можно собрать за 30–40 минут. Сама конструкция надувается изнутри, она также влагозащищенная, ее можно поставить на любой местности.
Рядом со светящейся сферой, находится работа австралийского художника Кита Вебстера. Автор не присутствовал лично при монтаже объекта, а руководил процессом дистанционно — присылал команде Intervals необходимые инструкции по работе, а те в свою очередь собирали зеркальную спираль на месте.
Практически все в мире движется по спирали: галактики, орбиты и даже фотоны, когда сталкиваются, примерно те же самые рисунки и выдают. Говорят, история тоже идет по спирали. В основном, об этом вся эта работа. В ней много зеркал, они все взаимодействуют между собой и со светом, — рассказала об идее медиаарта волонтер фестиваля Яна.
Волонтер также сообщила, что австралиец с самого начала художественной карьеры занимался электронной музыкой. Но ему это немного надоело, и он увлекся медиаартом. И уже затем Кит Вебстер стал сам писать музыку к своим работам.
В этой работе художник заинтересовался взаимодействием микрочастиц друг с другом и решил передать это через свет и звук, — добавила волонтер.
На фасад детского театра кукол транслировалось множество световых проекций с сюжетом от финалистов опен-колла. Лейтмотивом всех движущихся картин стали любовь к природе, сохранение планеты, экология, общество потребления. Примечательно и то, что некоторые из работ выполнены как мультипликация. Через наивных нарисованных персонажей, животных и сложные механизмы все также шел рассказ о современном мире, заботе об окружающей среде и человеке.
Еще одной локацией на Покровке стала башня с часами около Центробанка. Работу создали художники Ковычка (Вадим Эпштейн) и Дмитрий Корниенко. Вадим с 90-х годов увлекается созданием медиаконтента и считается пионером в этой сфере. В своей проекции на башню он концентрируется на создании контента с помощью нейросетей и машинного обучения. А Дмитрий обращается в своих работах к природе и урбанистическим ландшафтам, в итоге получая нечто третье — метафизическое «пространство между».
Волонтер фестиваля Александра поделилась мнением о том, что этот арт напоминает ей что-то сказочное и волшебное, возможно, из-за звукового сопровождения.
Посетить локации фестиваля все желающие могут до 22:00 27 августа. Вход на площадки свободный. Также в рамках Intervals запланированы лекции, дискуссии и встречи с художниками.
Напомним, также в Нижнем Новгороде проходит фестиваль графики.
Авторы: Надя Кей, Анастасия Гореловская