Известный конструктор легковых автомобилей и автор бренда "ГАЗель "Владимир Носаков 5 сентября приехал в Арсенал, чтобы встретиться с нижегородцами и поделиться с ними неизвестными фактами о советском автомобилестроении, любопытными моментами своей жизни, а также показать собственные чертежи и детские рисунки. Талант оратора превратил рассказ о машинах в увлекательную беседу, а фото, сделанные много лет назад, помогли гостям ненадолго вернуться в город Горький.
Это же Сталин за рулем!
Страсть к автомобилям у Владимира Носакова пробудилась еще в детстве. Налюбовавшись причудливыми формами советских машин, мальчик начал их рисовать. Начал с простого — попытался изобразить свой любимый ГАЗ М-1 («Эмка»). Вышло по-детски просто и незамысловато. «Страшными были не только водители, но и сами автомобили» — шутит конструктор, глядя на ранние творения. Рисунки удалось сберечь. Кто-то из учеников позже сказал: «Да это там Сталин за рулем!», заметив профиль с выраженным носом на бумаге. Что такое рессоры, как они крепятся? Юному Носакову не нужно было объяснять — в детстве он мог часами сидеть в гараже, находя это занятие невероятно увлекательным.
Березкой крыло выпрямляли
Свой первый выезд в десять лет на «Эмке» конструктор помнит очень хорошо, и даже описал его в своей книге. Его друг-водитель решил порулить, однако препятствием стала первая же береза. Деревце сломалось, и стволом ребята принялись выправлять помятое крыло.
«Сзади, где находится запаска, был бампер, на котором очень удобно сидеть. Во время своего похода в музей я всем еще раз показал, как нужно кататься на „Эмках“. Ты там как в кресле сидишь! В детстве ноги до земли не доставали» — рассказал Носаков.
Мог с машины снежинки сдувать
Мировоззрение юноши изменила книга Долматовского, вышедшая в 1950 году. Она называлась «Повесть об автомобиле». Эта книга была для Володи словно библия —на страницах находились сотни рисунков, которые он срисовывал по клеточкам. После прочтения «арты» Носакова приобрели изящность — машины на бумаге выходили красивыми и ровными.
В юности он восхищался горьковскими автомобилями, хотя жил от этого города далеко. По его словам, возле них он мог стоять часами и сдувать снежинки — было жалко, что такую красоту снегом заносит.
Два часа любовался машинами у проходной
В свой первый визит в Горький Носаков сперва обошел его достопримечательности. Сначала пересчитал все ступеньки Чкаловской лестницы, поднялся наверх и пошел гулять по «Свердловке» — так в советские годы называли Большую Покровскую улицу. Дойдя до площади Лядова, молодой человек понял, что ему просто необходимо попасть к Автозаводу. Он прыгнул в трамвай и вскоре был у главной проходной предприятия. Два часа Владимир любовался тем, как оттуда выезжают машины его мечты —«Победы», «Газы», грузовики. Долго не мог оторвать от них взгляд, но время поджимало — пришлось возвращаться.
Сделал все, чтобы приехать в Горький
Такое решение будущий конструктор принял в 1957 году. Закончил школу с серебряной медалью, чтобы поступить в политех, и приехал сдавать экзамены. Повезло —поступил, однако не попал на направление «автомобили», о котором грезил. Туда принимали лишь золотых медалистов, причем без экзаменов. Взяли Носакова на «кузнечно-прессовые машины», что его вовсе не обрадовало. Абитуриент пошел к декану и договорился с ним, что за отличную учебу тот обязуется перевести Носакова на «автомобили». Сказано — сделано.
Тот, кто окружности рисует без циркуля
Студентом Владимир много снимал Горький, и эти кадры сегодня могут считаться едва ли не энциклопедией советской жизни — чистота, мало машин и много людей. Страницы своей рабочей тетради он позже сканировал, чтобы увековечить рисунки авто. Впрочем, не всегда он изображал технику. Из окна общежития однажды нарисовал площадь Лядова, причем весьма реалистично: с трамваями, машинами, людьми. «А, это тот, кто окружности чертит без циркуля» — говорили про Владимира в политехе.
«Я помню свой дипломный институтский проект. Мне поручили изобразить там замки для капота, противовесы, рессоры… Я нарисовал капот. А к капоту пририсовал весь автомобиль! На защите диплома комиссия меня про этот капот даже не спрашивала, а вот про сам автомобиль вопросами завалили».
У легенды черный цвет
«Слава черных „Волг“ до сих пор кормит автозавод» — именно эту фразу конструктора вынесла в заголовок нижегородская пресса в 1996 году. Она стала крылатой, и неспроста: черные «Волги» действительно стали легендарными. Именно цвет выделял их из ряда других моделей.
«За ними сложилась репутация генеральских машин. Черный цвет „Волги“ в то время был словно пропуском. Этим гордились, это было словно каста» — говорит Носаков.
Неудивительно, что на массовый конвейер она так и не вышла — стала возить чиновников и первых лиц, а для народа в то время пустили «Волгу» подешевле. Кстати, на постсоветском пространстве (а также в Польше) еще можно услышать городские легенды, связанные с этой машиной. Якобы, некто за рулем именно такого транспортного средства причастен к массовым похищением людей. Впрочем, великолепия творения советских автомобилестроителей эти слухи не отменяют.
Автор: Арина Суманова, фото автора