Фуникулер в Нижегородском кремле получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Этого события жители и туристы ждали несколько лет. Прокатиться можно будет уже совсем скоро — запуск запланирован на осень 2024 года.
А пока фуникулер работает в тестовом режиме. 23 августа был организован пресс-тур по новой локации. Корреспондент ИА «В городе N» одной из первых прокатилась на уникальном подъемнике. И готова показать вам, как он выглядит снаружи и внутри.
Немного истории и фактов
О восстановлении фуникулера (подобного тому, что появился еще в конце XIX века) впервые заговорили более 10 лет назад. Изначально его планировали запустить к 800-летию Нижнего Новгорода в 2021 году. Но сроки постоянно переносились. А все из-за сложности восстановительных работ, подорожания материалов и непростой территории, подвергаемой оползням. Ведь строительство велось прямо на склоне.
На работы было потрачено около 1,8 млрд рублей. Протяженность всей трассы - более 130 м. Она включает в себя открытую (рамповую) часть и тоннель, расположенный на месте старого подземного коридора. Тоннель фуникулера – шире тоннеля московского метро. Глубина заложения лотка закрытой тоннельной части относительно планировочных отметок земли составляет от 6,1 м до 13,9 м, а открытой части – от 2,8 м до 11,4 м.
Объект максимально сложный. Он уникальный, аналогов просто нет. И находится в границах ОКН, проезжает под стеной. После обнаружения водонапорной башни и оползня проект потребовал корректировки. Были смонтированы в огромном количестве подпорные стенки и сваи, проведено инъектирование стен кремля, укрепление фундамента. Это тот объект, который нельзя было оценить на этапе начале строительства, - подчеркнул руководитель Управления делами правительства Нижегородской области Дмитрий Грызин.
Строили, строили и наконец построили
Фуникулер связывает кремль с улицей Рождественской. Комплекс состоит из трех независимых объектов: верхней станции, тоннеля с закрытыми и открытыми частями, и нижней станции.
Верхняя станция, которая находится на территории фортификации, напротив филармонии и манежа, состоит из двух этажей: холла и цокольного помещения для оборудования. Его площадь - около 847 квадратных метров. По словам Грызина, именно в верхней станции планируется разместить зону общественного питания, однако пока не решено, в каком именно формате.
На станции оборудованы терминалы для покупки посадочных билетов, а также турникеты, через которые осуществляется вход в коридор, ведущий к кабинке фуникулера.
А справа находится одна из изюминок верхней станции интересный арт-объект – фундамент водонапорной башни, которую выкопали во время проведения археологических раскопок при к строительстве фуникулера. Исторический объект, который почти 100 лет скрывался под землей. Специалисты нашли нижнюю часть башни, служившей резервуаром для запаса воды, и чугунные трубы, по которым она подавалась в вагончик на верхней станции. К настоящему моменту башня очищена и отмыта практически до своего первоначального вида. Теперь она находится в стеклянном куполе и обрамлена архитектурной подсветкой. По поверхности из прочного стекла можно ходить и изучать находку.
Основной задачей было воссоздать исторический облик вагончика, поэтому он и снаружи и внутри максимально приближен к историческому виду, - рассказал Грызин.
В путь
Грузоподъемность вагончика — три тонны. Прокатиться одновременно смогут около 40 человек. Скорость движения вагончика специалисты пока донастраивают и выбирают оптимальную. Поездка в одну сторону при скорости 2 м/с — 1 м/с займет около двух-трех минут. В тоннеле также предусмотрена эвакуационная лестница на случай чрезвычайных ситуаций.
Тронувшись, кабинка попадает в тоннель, который проходит под стенами кремля, где была проведена архитектурная подсветка.
Некоторая часть маршрута проходит без видов на город, однако спустя пару минут можно наблюдать соборы, Волгу и часть улицы Рождественской.
Мы восстановили исторический мостик с кладкой стен историческим кирпичом, провели чистку сохранившихся исторических стен старого фуникулера, — отметили специалисты.
Обе станции — двухэтажные, с одним подземным этажом (площадь нижней — 391,3 кв. м., верхней — 846,8 кв.м. — прим.).
Дмитрий Грызин отметил, что нижняя станция, ее внешний и внутренний облик воссозданы по чертежам и фотографиям исторической станции. Если верхняя станция — современная и минималистичная, то нижняя максимально приближена к истории: плитка, люстры и деревянные резные декоративные элементы выполнены в дореволюционном стиле.
Сам фуникулер пока еще недоступен для горожан, но открыть его хотят как можно быстрее.
Билеты можно будет приобрести на верхней и нижней станциях, но пока система тарификации разрабатывается и согласовывается. Специалисты отметили, что фуникулер — это туристический и объект, а не общественный транспорт, который не будет входить в единое тарифное городское меню. Планируется, что работать объект будет круглый год. Ведутся работы по укреплению левого (от верхней станции) склона.
В первые месяцы фуникулер будет работать без расписания — по мере наличия пассажиров. Поэтому режим, включая частоту рейсов, будет гибко адаптироваться, — пояснила заместитель директора ГП НО «ДиРОН» Татьяна Коннова.
Погулять около станций можно и сейчас, обе территории полностью благоустроены. Объект оснащается мебелью, обеспечивается персоналом, проходят тестовые перевозки.