Top.Mail.Ru

Как в Нижнем Новгороде спасают архитектуру без бюджетных костылей

1048
16+

На страже истории: как «Том Сойер Фест» помогает спасать архитектуру Нижнего Новгорода - фото 1

«Том Сойер Фест» — фестиваль восстановления исторической среды силами неравнодушных нижегородцев. Поддерживать все объекты культурного наследния в рамках государственных программ не всегда получается. Поэтому на помощь приходят волонтеры. Жилые дома, хранящие прошлое города, не менее важны, чем памятники, значимые для истории России. О том, как и зачем спасать ветхие дома Нижнего Новгорода, разбирался корреспондент ИА «В городе N».

Корни

«Том Сойер Фест» проходит в Нижнем Новгороде уже третий год подряд. Зародилась идея мероприятия в Самаре еще в 2015 году. Организовал первую команду Андрей Кочетков, который и дал имя фестивалю в честь персонажа романов Марка Твена. Кочеткова и его друзей волновало состояние деревянных построек в центре Самары. Они подали заявку на участие городском конкурсе идей, где выступили со своим проектом, и победили. Заручившись поддержкой местной администрации и найдя спонсоров, которые предоставили инструменты и стройматериалы, команда приступила к покраске первых домов. Инициативу поддержали другие жители города, и постепенно проект получил огласку.

На страже истории: как «Том Сойер Фест» помогает спасать архитектуру Нижнего Новгорода - фото 2

Нижний Новгород принял эстафету фестиваля в 2018 году, и за это время дал вторую жизнь немалому количеству домов. Как рассказали местные организаторы, быть «последователем» оказалось немного проще: федеральные спонсоры поддерживают проект по всей России и вопрос финансирования автоматически отпадает. Организаторы заказывают у строительных компаний необходимые материалы и инструменты для проведения работ. Кроме того, отзываются и предприниматели. Участие в процессе принимают и администрация Нижнего Новгорода. Так, в прошлом году по поручению мэрии было вывезено 12 КАМАЗов мусора. Также власти участвуют в вопросах согласования проектов, помогая разобраться с необъемным количеством разрешающей документации.

Кого спасать?

Одним из важным этапом является поиск «пациента»: далеко не каждая ветхая постройка может стать участником фестиваля. Подготовка к выбору дома начинается задолго до лета, когда проводятся основные ремонтные работы.

Начинает все зимой: организаторы поднимают архивы, проекты домов, собираются и оформляются документы. Затем идет долгий этап согласования с администрацией, так как не каждое здание можно самовольно начать восстанавливать. Желание организаторов — уделить особое внимание объектам культурного наследия.

У нас есть несколько дружественных организаций, у которых есть лицензии на реставрации и разрешение на проведение производственных работы на ОНК. Эти компании осуществляют технический надзор и контроль за работой волонтеров, — пояснила сокоординатор фестиваля Анна Давыдова.

Однако большинство фестивальных городов не берутся за исторические объекты из-за необходимости специальной лицензии на проведение работ. Если же дом не является памятником, то ремонт производится только по согласованию с жильцами. Несмотря на заманчивость предложения, они не всегда с радостью встречают горящих желанием отремонтировать дом добровольцев.

На страже истории: как «Том Сойер Фест» помогает спасать архитектуру Нижнего Новгорода - фото 3

Сначала они смотрят на нас, как на сумасшедших. Потом думают, что мы мошенники, ищут какой-то подвох. В течение нескольких недель присматриваются, ждут, что им какой-то счет выставят. Или администрация скажет оплатить ремонт культурного наследия. При этом, где-то через месяц уже начинают приобщаться: уточняют, что делаем, помогают, — рассказал сокоординатор проекта Никита Гамзюль.

Затем и соседи проявляют интерес не только процессу, но и мастерам: кто-то просит забор починить, кому-то нужно дом на даче покрасить.

«Воскресшие»

Нижегородские организаторы фестиваля приняли решение восстанавливать историческое место — квартал церкви Трех Святителей. В этом районе, расположенном между улицами Максима Горького и Белинского, представлены примеры зодчества 19 века. Стройные ряды деревянных домов с богатым прошлым находятся сейчас в аварийном или удручающем состоянии.

Первым «пациентом»  «Том Сойер Феста» два года назад стал дом № 18 на улице Короленко. В последней четверти XIX века усадьбой владела вдова поручика Любовь Дудина. В 1891 году здание было продано вдове титулярного советника Авдотье Скворцовой. Она получила разрешение на снос постройки, после чего на ее месте был выстроен ныне существующий дом. В 2019 году здание было внесено в список выявленных объектов культурного наследия. 

Как отмечается на сайте фестиваля, работы обошлись в 630 тысяч рублей. При этом задействованы было около 200 волонтеров. Часть из них постоянно приходит на помощь проекту, но большинство принимают участие по возможности. Спасти архитектуру вызываются люди из разных сфер: журналисты, фотографы, предприниматели, учителя, все и не перечислить. Однако всех их объединяет цель спасти прошлое Нижнего Новгорода.

На спасение дома Скворцовой потребовалось около 250 литров краски на окрашивание фасада. Также были восстановлены крыша, крыльцо и декор здания.

 

Как говорится, дальше — больше: на следующий год благодаря фестивалю преобразились сразу три дома.

Один из них был построен в 1847 году по проекту нижегородского архитектора Алексея Алексеевича Пахомова. Он участвовал в восстановлении Георгиевского зала Зимнего дворца и подавал большие надежды, однако, из-за долгов семьи был вынужден уехать в Нижний Новгород. Здесь он занимался ремонтом казённых зданий и строительством рядовых домов. Таким и стал дом № 22 по улице Новой, который был построен для Марьи Васильевой, работавшей коллежским секретарем.

Еще одним сооружением, к восстановлением которого занималась команда «Том Сойер Фест», стал дом, принадлежавший мещанину Александру Николаевичу Бибихину: улица Короленко дом № 16. Проект постройки был разработан архитектором Иваном Кострюковым в 1876 году. Он был крепостным у князей Долгоруких, но в 1856 сумел выкупиться, и стал помощником главного архитектора. Закончил службу Кострюков в должности городского архитектора.

Помог фестиваль и одной из самых старых построек исторического района Церкви Трех Святителей — дому № 20/13 по улице Новой. Проект двухэтажного полукаменного здания для солдатки Варвары Бердиниковой создал архитектор Георг Кизеветтер в 1846 году. Он родился в Петербурге, где отучился в Императорской академии художеств. По началу архитектору приходилось выполнять мелкие работы и ремонтировать старые дома. Лишь спустя семь лет ему посчастливилось стать первым городским архитектором.

На восстановление трех домов потребовалось около 800 тысяч рублей. Деньги потратили на закупку 400 литров краски, ремонт крыши, фасада и цоколя и декора.

 

2020

Бердиниковой также принадлежал флигель — пристройка к усадьбе — который владелица продала в 1859 году. Новые хозяева участка снесли постройку и выстроили нынешний дом, расположенный по адресу: улица Новая, 20а. Именно с этого здания и начался фестиваль «Том Сойер» в 2020 году.

Еще один дом Марьи Васильевой по улице Новой, 22 в 1860 году перешел мещанке Флене Яхонтовой. На участке она возвела несколько построек, одной из которых стал флигель. Помещение делилось на несколько квартир и сдавалось в наем. Его ремонтом  также занялись участники фестиваля в этом году.

Еще одним объектом, о котором позаботились участники "Том Сойер Фест" стала усадьба архитектора Владимира Лемке. Дом был построен в 1890-е годы и находится по адресу: улице Короленко, 11/21.

Покраска «трупа» и дубликаты «гнилушек»

На страже истории: как «Том Сойер Фест» помогает спасать архитектуру Нижнего Новгорода - фото 13

Важной составляющей «Том Сойер Фест» являются волонтеры. Благодаря нижегородцам, желающим позаботиться о городе, проект не стоит на месте. При этом, как отмечают организаторы, специальными навыками добровольцам обладать не нужно: всему необходимому их обучат на месте. Серьезные строительные работы, конечно, не доверят, но покрасить и пошкурить фасад — запросто.

Человек приходит, и мы уже на практике показываем, как работает инструмент, что нужно сделать. На площадке также работают пять — шесть человек профессионалов, которые подсказывают и направляют волонтеров, — рассказал Никита Гамзюль.

Как говорится, театр начинается с вешалки, а ремонт — с возведения строительных лесов. Их устанавливают вдоль фасада, после чего приступают к работам по его зачистке. Старую краску снимают болгаркой и щетками, также в ход идет строительный фен, который помогает ускорить процесс. Затем проводится ошкуривание поверхности. После этих манипуляций начинается самый сложный этап — восстановительный.

Сперва стоит отметить, что далеко не во всех фестивальных городах проводится ремонт фундамента, крыш, и замена прогнивших элементов. Для этого необходимы специальная лицензия и профессиональные навыки исполнителей.

Мы не занимаемся покраской «трупа», который весь обшарпан и разваливается. Мы именно восстанавливаем. Воссоздаем то, что было когда-то, — рассказал сокоординатор проекта.

Усложняется восстановление здания тем, что далеко не всегда получается сохранить старинные элементы. В таком случае команда фестиваля отправляет сгнившую деталь местным мастерам, которые изготавливают дубликат.

Сроки 

Участники фестиваля не ставит конкретные сроки проведения ремонта: как получится. В среднем восстановление построек занимает два — три месяца. Однако бывают и форс-мажоры. Так, в прошлом году из-за нескончаемых дождей приходилось работать в непогоду, чтобы завершить ремонт до холодов. В этом году ситуация усложнилась введенным режимом повышенной готовности. Из-за пандемии работать приходилось ограниченным составом. 

Чтобы все успеть, мы ставим высокую планку, из-за этого приходится работать каждый день без выходных. Ведь нужно не просто покрасить, но и восстановить фундмент, крышу. В других городах команды фестиваля собираются раза два в неделю, — рассказал Никита Гамзюль.

Новая жизнь спасенного дома 

Одним из самых сложных объектов в этом году стал дом № 20а по улице Новой, который принадлежал солдатке Бердиниковой. За более чем вековую историю существования здание просело, крыша прохудилась, а часть бревен разрушилась под влиянием погоды.

«Вода текла в угол дома из-за дырявой крыши, поэтому участок прогнил. Мы покрыли крышу и подняли дом: фундамента практически не было, здание лежало на земле. Один угол был накренен на 20 — 30 см, мы поднимали постройку при помощи гидравлического домкрата, чтобы выровнять строение и снять нагрузку с одной из сторон. После чего поставили здание на столбы и сделали отмостки для надежности», — рассказал о проделанной работе Никита.

Во время ремонта участникам «Том Сойер феста» удалось увидеть подтверждение исторических фактов.

Под фундаментом дома, который был выложен из красного кирпича, лежали бревна от основания флигеля Бердиниковой, который снесли новые владельцы после 1859 года. Участники фестиваля удивились состоянию дерева: оно не прогнило и не размокло, что говорит о высоком качестве и породе материала.

За три года исторических открытий у фестиваля накопилось много. Настолько, что волонтеры даже открыли свою выставку «Встреча историй» с экземплярами бытовых вещей 19 века, в том числе найденных на обустроенных объектах.

Примечательно, что местом для экспозиции стал первый отремонтированный «Том Сойером» дом на улице Короленко. Муниципальное сооружение передали фестивалю под наблюдение. Процедура была не быстрой: изначально дом был признан аварийным и подписан под снос. Однако организаторам удалось его отстоять и присвоить звание памятника, а затем перевести из жилого фонда в нежилой для использования под выставку.

За время ремонта коллекция находок пополнилась письмом, датированным 1915 годом, бутылками дореволюционных времен, аптекарскими флаконами и разнообразным бытовым убранством прошлых лет, которое находили в ремонтируемых домах, а также приносили нижегородцы.

Есть в доме и уникальная выставка нижегородского фотографа Эрнеста Круткова, который жил здесь. Снимки были сделаны для журнала «архитектура СССР № 1 1971» к 750-летию города Горького.

Стоит отметить, что внутреннее убранство помещения не претерпело сильных изменений. Организаторы решили, что важно передать ощущение ушедшей эпохи, другого времени, в которое жили люди.

Мы могли тут все отремонтировать, и показать: вот какая красивая гостиная, но это был бы новодел. Наша задача — показать, что видели первые жильцы этого дома. Вот, например, видно несколько слоев обоев, трафареты. Часть мебели из этого дома. Что-то отдавали в дар,  — рассказал Никита.

Не менее важным экспонатом ста «наличник-путешественник», который посетил Питерский социально-экономический форум в прошлом году. Наличник с дома №22а по улице Новой сплотил представителей разных сфер. В его покраске участвовали главы разных регионов России, Тина Канделаки, Стивен Сигал, Тимур Бекмамбетов и многие другие. 

 А не проще снести?

Для кого-то вопрос с ветхими домами покажется спорным: зачем оставлять развалины, если можно построить хороший жилой комплекс с детской площадкой и парковкой. Вероятно, что аргументов для сохранения домов в том аварийном виде, в котором они находятся сейчас, удастся найти немного. Другое дело — начать относиться к постройкам, как к культурному наследию, пытаясь восстановить их и спасти.

В каждом городе должны быть такие исторические островки. Часто слышу фразу, что город должен развиваться. Тогда как живет Милан, Лондон, Нью-Йорк, где домам почти по полвека? Безусловно, город должен меняться, но важно сохранить исторические кластеры, где люди могли бы прикоснуться к прошлому, узнать, как жили раньше, что изучали, чем интересовались. Это часть культуры, к которой можем прикоснуться мы и другие поколения в будущем, — отметил Никита.

Подобную просветительскую деятельность участники «Том Сойер фест» начинают с жильцов ремонтируемых домов. Многие из них живут на чемоданах с надеждой, что попадут под программу расселения аварийного жилья. Однако после встречи с фестивалем их мнение меняется. Они начинают следить за домом, приводить его внутренний облик в порядок, а главное ценить историческое прошлое постройки.

Можно, конечно, и «Мона Лизу» на принтере напечатать — выглядеть будет шикарно, но это ощущение уже не то, это не работа художника. И в архитектуре также, — добавил Никита.

«Том Сойер Фест» — история не только о восстановлении культурного наследия Нижнего Новгорода. Это также попытка показать, что в исторических домах можно и нужно жить.

 

Автор: Ирина Колобова