Top.Mail.Ru

Страдания без остановки. Куда и почему не ходит общественный транспорт в Нижнем Новгороде

7379
18+

Страдания без остановки. Куда и почему не ходит общественный транспорт в Нижнем Новгороде - фото 1

Издавна отдаленные и труднодоступные места на Руси называли «медвежьими углами». Казалось бы, в век развития технологий они должны кануть в Лету, но и сегодня даже в таком крупном городе, как Нижний Новгород, остались улицы и даже целые микрорайоны, куда не ходит общественный транспорт. Такие локации есть даже в центре.

Почему туда не пускают автобусы и как выбраться из нижегородских «медвежьих углов», выясняла корреспондент ИА «В городе N».

Автобусы-призраки

Для начала немного сухих цифр. Согласно постановлению администрации Нижнего Новгорода от 27 ноября 2019 года об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения, расстояние до ближайшего остановочного пункта от многоквартирного дома или торгового объекта должно составлять не более 500 метров, от частного жилья — до 800, от больниц, поликлиник и других значимых учреждений — до 300.

Нельзя сказать, что за прошедшие пять лет совсем ничего не изменилось, но на ряде улиц проблемы остались. И порой жителям приходится преодолевать больше километра, а то и двух. При этом надо не только дойти до остановки, но еще и успеть сесть на единственный автобус, который ходит раз в час или даже реже.

Страдания без остановки: куда и почему не ходит общественный транспорт в Нижнем Новгороде - фото 2

Один из примеров тому — набережная Гребного канала, куда люди не только ездят отдыхать на пляжах или в многочисленных ресторанах и яхт-клубах. К примеру, в Александровской слободе и Подновье множество частных домов. И хотя в основном это коттеджи состоятельных граждан, которые могут себе позволить ездить на такси или личном автомобиле, есть здесь и менее обеспеченные жители, для которых единственный вариант — это общественный транспорт.

Страдания без остановки: куда и почему не ходит общественный транспорт в Нижнем Новгороде - фото 3

Как рассказали ИА «В городе N» в Центре развития транспортных систем, доступность набережной Гребного канала обеспечивается автобусом А-5. Он ходит по маршруту «Площадь Горького — улица Деловая». Всего на линии работают два автобуса.

Количество транспортных средств и расписание установлено в соответствии со сложившимся пассажиропотоком, — пояснили в ЦРТС.

Страдания без остановки: куда и почему не ходит общественный транспорт в Нижнем Новгороде - фото 4

В попытке дождаться «пятерки», прозванной в народе «автобусом-призраком», про который все слышали, но никто его не видел, корреспондент ИА «В городе N» около получаса простояла на остановке «Печерский монастырь». Впрочем, и остановкой ее назвать сложно — ни навеса, ни указателя, только точка на карте. Ближайший павильон обнаружился в десяти минутах ходьбы. Там уже ожидали автобуса две женщины, которые заверили, что он вот-вот должен приехать.

Ходит редко, но по расписанию, хотя иногда бывает, что задерживается,- пояснили попутчицы, поделившись переписанным от руки графиком движения «пятерки».

Местные жители, которые часто пользуются данным маршрутом, давно изучили или сохранили себе расписание, поэтому приходят на остановку точно ко времени прибытия автобуса. Однако, судя по графику, интервалы движения составляют 2 — 2,5, а то и три часа. Если опоздать, уехать отсюда можно только на такси. До ближайшей остановки у катера «Герой», где ходит больше транспорта, можно добраться эконом-вариантом за 180 рублей. А, к примеру, поездка до площади Минина и Пожарского обойдется в 234 рубля. В часы пик цена традиционно повышается — до 300 рублей и больше.

На этот раз автобус опоздал всего на 10 минут, однако, по словам пассажиров, бывает, что приходится ждать и дольше.

При этом в ЦРТС заверили, что интервал движения А-5 в часы пик составляет 30–48 минут, а в межпиковое время и в период обеденных перерывов — до 112 минут. Однако дополнительный транспорт сюда пускать не планируется. Исходя из анализа пассажиропотока, специалисты полагают, что двух автобусов достаточно.

По лесу, по грунтовой дороге

Похожая ситуация и с маршрутом А-28, который ходит от улицы Усилова до Щелоковского хутора. Им пользуются не только отдыхающие для поездок на пляжи или в музей-заповедник, но и жители поселка Сахарный дол, для которых данный автобус — единственная возможность добраться до центра города и социальных учреждений.

Страдания без остановки: куда и почему не ходит общественный транспорт в Нижнем Новгороде - фото 15

На неудовлетворительную работу общественного транспорта они жаловались еще несколько лет назад. По словам жителей Сахарного дола, автобус приходилось ждать по полтора часа, к тому же он часто ломался и не ходил вообще.  Тогда власти пообещали решить проблему, но, как убедилась корреспондент ИА «В городе N», спустя годы ситуация практически не изменилась. Единственное, что было сделано, это обновление подвижного состава. Теперь на Щелоковский хутор ходит не старая разваливающаяся маршрутка, а новый автобус небольшой вместимости. Впрочем, уехать на нем можно далеко не всегда.

Страдания без остановки: куда и почему не ходит общественный транспорт в Нижнем Новгороде - фото 16

Когда корреспондент ИА «В городе N» подошла к «умной» остановке около музея-заповедника, табло показывало, что до прибытия автобуса остается 17 минут. Постепенно павильон начал заполняться пассажирами.

Вот повезло, скоро автобус придет, а то приложение ничего не показывало, — порадовалась подошедшая молодая семья с ребенком в коляске.

Однако когда до прибытия оставалось пять минут, транспорт внезапно «исчез с радаров». Сначала пассажиры решили, что табло просто сломалось из-за адской жары, которая стояла в тот день. Но когда обещанные пять минут истекли, люди начали подозревать неладное.

Страдания без остановки: куда и почему не ходит общественный транспорт в Нижнем Новгороде - фото 17

Подождав еще 10 — 15 минут, пассажиры начали вызывать такси. При этом поездка до ближайшей остановки «Академия МВД» обошлась бы в 402 рубля, а до площади Минина и Пожарского — в 664. Понимая, что понесенные в ходе эксперимента издержки никто не компенсирует, корреспондент ИА «В городе N» отправилась пешком.

Кратчайший путь до академии МВД занял около 20 минут, но в условиях аномальной жары прогулка по грунтовой дороге с постоянными попытками увернуться от проезжающих автомобилей оказалась не слишком приятной. Поворот в лес, где можно было немного передохнуть от адского пекла, обернулся новым препятствием — довольно крутой горой, с которой предстояло спуститься. Для пожилых людей, да и для той же молодой мамы с коляской это было бы довольно проблематично и небезопасно.

Однако в ЦРТС полагают, что существующего маршрута вполне достаточно. Новые автобусы на Щелоковский хутор запускать также не планируется.

С транспортными проблемами периодически сталкиваются и жители поселка Березовая Пойма в Московском районе. Туда ездит единственный автобус № 210, который в летний период под завязку забит дачниками. Ходит он по расписанию, и те, кто часто пользуется данным маршрутом, также стараются подгадать время прихода на остановку к прибытию транспорта. Интервал движения составляет от 20 минут до полутора часов. Однако, по словам жителей, нередки случаи, когда автобус не приходит по расписанию, и люди вынуждены ждать следующего.

Поездка на такси от Московского вокзала до Березовой Поймы обходится в 950 рублей и больше, а из центра Нижнего Новгорода — как минимум в 1 200 рублей. Ситуацию осложняет и то, что, если в двух предыдущих случаях, можно при необходимости дойти пешком до других остановок, то здесь это нереально.

Улицы без остановок

Если в перечисленные выше места общественный транспорт худо-бедно, но ходит, то у некоторых нижегородцев нет и этого. Например, в микрорайоне Сортировочный в Канавине нехватка остановок ощущается довольно остро. Общественный транспорт не ходит по улицам Декабристов, Айвазовского, Электровозной, Щорса, Сигнальной и ряду других. В основном там расположены дома частного сектора. При этом некоторых местных жителей все устраивает. Судя по количеству машин около домов, большинство передвигаются на личных автомобилях.

А зачем нам тут еще автобусы? Лишний шум и загазованность. Здесь тихое место, куда люди приезжают отдыхать, — сказал один из жителей улицы Электровозной.

Тем же, у кого машин нет, до ближайшей остановки приходится ходить пешком. Расстояние до отдельных зданий- больше километра. На улице Архангельской, где есть и многоквартирные дома, только одна остановка, на которой можно сесть на троллейбус № 25. Корреспондент ИА «В городе N» прождала его около получаса, но транспорт так и не приехал. Других пассажиров на остановке не оказалось. Видимо, местные жители уже в курсе, что проще дойти, к примеру, до улицы Гороховецкой, где больше шансов дождаться транспорта. Такси же до центра города обойдется минимум в 550 рублей.

Похожая ситуация и в поселке Дачный Ленинского района, где есть не только частные, но и многоквартирные трех- и пятиэтажные дома. До ближайшей остановки жителям некоторых из них приходится идти около километра. На такси до центра города — около 500 рублей.

Свои «медвежьи углы» есть даже в центре Нижнего Новгорода. И это не частный сектор, а территория с многоквартирными домами, где в настоящее время возводится и новое жилье. Речь идет о Гребешковском откосе и находящихся рядом улицах Гаршина, Соревнования, Ярославской и Чернышевского. Кратчайший путь (с лестницами и крутыми подъемами) до ближайшей остановки составляет от 600 метров до километра. Впрочем, судя по количеству припаркованных автомобилей, большинство жителей ездит на личном транспорте. На такси до центра города тоже можно добраться достаточно экономно — за 200 — 300 рублей.

Также нет остановок на улицах Яблоневой и Овражной в Нижегородском районе. Для того, чтобы сесть на автобус, жителям приходится преодолевать около километра не по самым удобным дорогам.

Страдания без остановки: куда и почему не ходит общественный транспорт в Нижнем Новгороде - фото 49

Проблема в дорогах?

Аналогичные проблемы, по данным ЦРТС, существуют в поселке Новопокровское Советского района, в Красной Этне в Ленинском, на территории в границах улиц Судовой, Танкистов, Александра Невского и речки Черной в Сормове, в Гнилицах и Нагулине на Автозаводе, на Должанской, Мануфактурной и Ярмарочном проезде в Канавине и ряде других участков во всех районах города.

Причину власти объясняют тем, что на указанных территориях отсутствуют оборудованные остановочные пункты, а также подъездные пути, по которым по нормативам может ходить общественный транспорт. К примеру, жители Новопокровского жалуются на данную проблему не первый год, вопрос неоднократно обсуждался гордумой. Депутаты пояснили, что, согласно законодательству, пассажирское сообщение по существующей дороге не может быть организовано, так как по своим параметрам она не соответствует необходимой технической категории. Для того, чтобы пустить общественный транспорт, ее необходимо расширить до семи метров. Похожая ситуация и в большинстве из тех мест, которые проинспектировала корреспондент ИА «В городе N». Дороги там действительно узкие, и автобусы пройти по ним не смогут.

При этом в ЦРТС заверили, что работу по изменению маршрутной сети в целях обеспечения пешей доступности остановочных пунктов планируется продолжить. Для этого необходимо строить подъездные дороги и остановочные павильоны, организовывать разворотные площадки и обеспечивать соответствующие условия.

Новые маршруты

Кроме того, появляются и новые маршруты. В первую очередь речь идет об электробусах. Семь из них уже запущены, в ближайшее время заработают еще четыре. Один из них — Э-23 — соединит площадь Комсомольскую с одним из проблемных участков — Дачным поселком. Также планируется запуск маршрутов Э-2 «ЖК „Торпедо“ — Дворец бракосочетания», Э-9 «Площадь Минина и Пожарского — Микрорайон Кузнечиха-2» и Э-13 «Площадь Минина и Пожарского — Автовокзал «Щербинки». Электробусы начнут перевозить пассажиров после обкатки и стажировки водителей.

С транспортной проблемой недавно столкнулись и жители «Анкудиновского парка». До недавнего времени туда ходил бесплатный автобус, но с начала июля его отменили. По словам нижегородцев, в микрорайоне проживают 17 тысяч человек, и теперь они лишились комфортного способа добираться в город.

В Центре развития транспортных систем пояснили, что перевозки пассажиров между ЖК «Анкудиновский парк» и микрорайоном Кузнечиха-2 через улицу Сахарова были организованы застройщиком, и решение об отмене принимал он. Однако у жителей есть альтернатива. Она могут воспользоваться межмуниципальными автобусными маршрутами регулярных перевозок № 238 «Нижний Новгород, автовокзал Щербинки — Кузнечиха-2», № 273 «ЖК Анкудиновский парк — микрорайон Райцентр (пр. Победы)» и № 242 «Нижний Новгород, автостанция Сенная — ЖК Анкудиновский парк».

Также в ЦРТС отметили, что еще в 2021 году было проведено исследование пешей доступности остановочных пунктов городского пассажирского транспорта. Его выполнила специализированная организация «Институт «Стройпроект». Согласно полученным данным, вне границ пешеходной доступности остановочных пунктов на территории Нижнего Новгорода находились 5,4% многоквартирных домов и 21,5% жилых построек частного сектора.

Страдания без остановки: куда и почему не ходит общественный транспорт в Нижнем Новгороде - фото 52

На основании этих данных с августа 2022 года были введены новые маршруты общественного транспорта, а также изменен ряд существующих маршрутов, с учетом наличия подъездных путей и оборудования остановочных павильонов, — подчеркнули в ЦРТС.

В то же время, сами жители на заре транспортной реформы отмечали, что новые маршруты не пользуются популярностью,  а существующие проблемы остались. Однако есть и положительные изменения. В частности, ряд маршрутов был продлен, в том числе, по просьбам нижегородцев, что сделало более доступными ЖК «Окский берег» и «Торпедо»,  а также ряд других мест, которые раньше можно было назвать «медвежьими углами». Словом, нельзя сказать, что работа в данном направлении не ведется, однако проблем по-прежнему еще хватает.

Страдания без остановки. Куда и почему не ходит общественный транспорт в Нижнем Новгороде - фото 55

Ранее сообщалось, что маршруты трамваев № 6 и 7 планируется продлить в Нижнем Новгороде.

Автор: Надя Кей·Фото: Надя Кей