«Сэр, я вынужден настоятельнейше просить Вас смазывать впредь свои цепи. С этой целью я захватил для Вас пузырек машинного масла «Восходящее солнце демократической партии». Желаемый эффект после первого же употребления… Я оставлю бутылочку на столике около канделябра и почту за честь снабжать Вас вышеозначенным средством по мере надобности».
Неизвестно, кто и когда выковал кандалы знаменитого Кентервильского привидения, но, несомненно, они прослужили бы ему не одно столетие, если бы были сделаны на нижегородском заводе «Красный Якорь». И даже машинного масла для них не потребовалось бы, ведь теперь на заводе производят в том числе и бесшумные цепи для скоростных лифтов. С непростым, но чрезвычайно интересным процессом создания цепей корреспондента ИА «В городе N» познакомил руководитель учебного центра завода «Красный Якорь» Антон Бугров.
На «Заводе Красный Якорь» производят цепи для всех отраслей промышленности, они делятся на три группы типоразмеров: крупные (калибром от 19 до 100 мм), средние и мелкие (калибром от 2 до 20 мм). Заказ на самые мелкие цепи за последнее время поступил от военно-морских сил – офицерам потребовались цепочки для кортиков.
Для каждой категории цепей существует свой особый технологический процесс производства. Начнем по порядку. На огромной площадке лежат внушительного вида бунты стальной проволоки. Прежде чем поступить в цех, они должны пройти входной контроль и проверку на соответствие сертификату в заводской лаборатории.
Здесь же следят за экологией производства, ведь давно прошли те времена, когда промышленные предприятия безответственно загрязняли нашу общую планету.
Не вызвавший нареканий металлопрокат поступает в волочильное отделение, где его обрабатывают специальным раствором, чтобы удалить всю окалину и ржавчину, а затем волочат (калибруют) до нужной толщины.
«Если нужны цепи 18 калибра, для них закупается металлопрокат диаметром 19 мм», - поясняет Антон Бугров.
Никаких неувязок
Дальше в производстве используется цепевязальный станок. Он автоматически подтягивает металлическую проволоку и вяжет из нее заготовку цепи.
«Цепевязальная операция одна из самых сложных, благодаря ей зарождаются геометрические параметры готового звена. Каждая цепь имеет свой чертеж, свою нормативно-техническую документацию, определенные требования к размерам. Особенно жесткие критерии для цепей, используемых в горно-шахтной промышленности. Для шахтных конвейеров необходимы цепи очень высокого качества, которое мы на своем производстве можем обеспечить», - рассказывает наш экскурсовод.
То, что получается на выходе, еще не настоящая цепь. Для того чтобы она приобрела необходимую прочность, ее еще нужно сварить. Сварку цепей толщиной до 22 мм выполняют полностью автоматизированные машины, которые способны сваривать цепи бесконечной длины. Более крупные изделия сваривают на особых автоматах, так называемых «каруселях».
Блестящий калибр
Сваренная цепь поступает на клеймение.
«У горно-шахтных цепей клеймо должно стоять на звеньях через каждый метр», - уточняет руководитель учебного центра.
Следующий этап – термообработка в индукционной печи, действующей по принципу гигантской микроволновки, и «водные процедуры» – закалочная и отпускная ванны, куда погружают раскаленные цепи. После закалки и отпуска получаются изделия высокой прочности, которые отправляются на калибровку.
Для применяемых в промышленности цепей товарный вид не менее важен, чем для ювелирных цепочек. Прошедшие через огонь, воду и железные тиски многочисленных станков, цепи, откровенно говоря, выглядят малопривлекательно. Блестящий вид они приобретают в процессе галтовки или дробеструйной обработки, то есть после очистки от окалины.
«Цепи загружаются в галтовочный барабан. При его вращении они бьются и трутся друг о друга, в результате вся окалина отстает и удаляется с помощью вытяжки. На выходе мы уже имеем прочные и блестящие цепи», - рассказывает Антон Бугров.
Проверка на прочность
Дальше цепи необходимо распутать, но и на этом их обработка не заканчивается. Им еще предстоит пройти испытания на прочность. Если в сварном шве хотя бы одного из звеньев есть трещина, при испытании это обязательно обнаружится, и звено непременно вырежут.
«Существует несколько видов испытаний: на пробную и разрывную нагрузку. Первое испытание проходят абсолютно все цепи, здесь важно проверить прочность изделия, не испортив его. Для испытаний на разрывную нагрузку берется отрезок цепи, который тестируется на разрыв», - объясняет эксперт.
Размер имеет значение
Основное отличие в производстве цепей крупного калибра состоит в том, что их делают не из мотков стальной проволоки, а из металлических прутков. На специальном прессе, или ленточной пиле из них нарезаются заготовки нужной длины, затем специальный автомат вяжет их и сваривает в цепь. После этого, как и в случае с мелкими и средними цепями, клеймение, термообработка, галтовка или дробеструйная обработка для очистки от окалины, консервация либо покраска.
Наконец, цепи увязывают в пакеты, вешают на них пластиковые бирки и доставляют на склад готовой продукции, откуда цепи отгружаются заказчикам.
«Цепи для горно-шахтного оборудования мы часто поставляем парными, одинаковыми по длине, отрезками. Их подбирают на специальных столах просмотра», - комментирует Антон Бугров один этапов производственного процесса.
В производственных цехах завода «Красный Якорь» трудятся около 200 человек, по 70-80 в смену. Они изготавливают 25-28 тонн мелких и средних и 22-25 тонн крупных цепей в сутки. Месячный объем производства завода достигает тысячи тонн готовой продукции.
«Производство цепей – это сложный и уникальный процесс, - считает руководитель учебного центра «Красного Якоря». - Работать на том оборудовании, на котором изготавливаются современные цепи, не учат ни в одном образовательном учреждении нашей страны, поэтому на «Красном Якоре» был создан собственный учебный центр, где квалифицированные специалисты помогают осваивать нюансы производственных процессов».
Каким бы совершенным ни было применяемое на «Красном Якоре» оборудование (а на заводе оно преимущественно немецкое), его тоже приходится дорабатывать, приспосабливая к уникальным технологиям. Запчасти и дополнительные комплекты инструментов для импортных станков выпускаются на инструментальном производстве. Оно состоит из участка станков с программным управлением, сектора слесарной обработки и термического отделения.
Не только цепи
На обширной территории завода «Красный Якорь» станки не только дорабатывают, но и продают. В шоу-руме представительства немецкого концерна FFG – компании «ТОР Инжиниринг» представлено самое современное и высокоточное оборудование, на котором можно обрабатывать детали для автомобильной, авиационной и ракетной промышленности.
«Персонал предприятий, куда поставляется оборудование, инструктируют специалисты нашего учебного центра, прошедшие обучение на предприятиях, где эти станки изготавливаются», - рассказывает Антон Бугров.
Учебный класс оснащен современными компьютерами, проектором, симуляторами станков управления процессом металлообработки. ООО «ТОР Инжиниринг» также оказывает комплекс инжиниринговых услуг, в том числе по подбору инструмента для производства и написанию соответствующих управляющих программ.
«Заказчик может прийти с чертежом конкретной детали, которую нужно изготавливать в определенных объемах и в определенный срок, а в компании «ТОР Инжиниринг» просчитают, как это сделать», - поясняет эксперт.
В шоу-руме ООО «ТОР Инжиниринг» под стеклянным колпаком представлена модель современного производства. Благодаря комплексу станков с ЧПУ и системе роботизированного перемещения деталей для обслуживания такого цеха достаточно всего пяти человек.
В планах предприятия начать самостоятельное производство уникального для России оборудования. Так что не цепями едиными жив сегодня «Красный Якорь», хотя они по-прежнему главное, что держит завод на плаву.