25 октября фантастический фильм-притча Андрея Тарковского вновь вышел на большие экраны страны. Правда, отреставрированную версию картины, снятой по повести Стругацких «Пикник на обочине» в 1979 году, будут показывать лишь в десяти городах России. Тем не менее, этот фильм определенно заслуживает вашего внимания — он не зря был отмечен на Каннском кинофестивале в 1980-ом. Почему его стоит посмотреть или пересмотреть, рассказал кинокритик Антон Долин.
«Сталкер» — это кульминация творчества Тарковского
«Сталкер» стал последним фильмом, который Тарковский снял на родине, и работал он над ним дольше, чем над любым другим. Идея снять кино по «Пикнику на обочине» появилась у режиссера еще в 1972 году, а завершились съемки лишь в конце 1978-го. Эта картина оказала влияние на таких режиссеров как Ларс фон Триер, Георгий Данелия и Мамору Осии. По его мотивам создавали популярную компьютерную игру S.T.A.L.K.E.R., а в Москве уже более двадцати лет подряд проводится одноименный кинофестиваль. А потому посмотреть «Сталкера» должен каждый.
Это классика научной фантастики
«Сталкер» стал вехой жанра научной фантастики. Несмотря на то, что режиссер намеренно убирал из сценария наиболее фантастические элементы, в картине присутствует все, что необходимо, чтобы назвать ее канонической: необъяснимая аномалия и исследующий ее ученый.
На большие экраны выйдет отреставрированный фильм
Два года назад «Сталкера» отреставрировали на киностудии «Мосфильм». Это значит, что и изображение, и звук стали более качественными и приобрели современный вид. Обновленный фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, затем картина вышла в ограниченный прокат в нескольких странах. Теперь очередь дошла и до родины этого шедевра.
История создания «Сталкера» тоже фантастическая
После первых съемок фильма материалы признали браком, после вторых пленка была испорчена во время проявки на «Мосфильме». То есть фактически «Сталкера» снимали трижды. Почему так получилось, остается загадкой до сих пор, — одни считают, что Тарковский портил отснятые материалы намеренно, так как был недоволен результатом, другие называют порчу пленки банальной халатностью. За время съемок в команде Тарковского дважды менялись операторы, а сценарий — переписывался.
«Сталкер» — образец для исследования различий между книгой и экранизацией
Аркадий и Борис Стругацкие участвовали в создании сценария картины с рабочим названием «Машина желаний» и шли на любые компромиссы с Тарковским. Таким образом Золотой Шар, исполняющий желания, превратился в комнату, а имена персонажей и вовсе канули в лету. К тому же в ленте есть отсылки к Достоевскому — главный герой постепенно превращается в юродивого, а также стихи Федора Тютчева и Арсения Тарковского.
Это лучшая роль Кайдановского
Александр Кайдановский, исполнивший роль Сталкера, признавался, что этот фильм перевернул его жизнь — именно после работы над ним актер решил стать кинорежиссером. Не удивительно, ведь именно благодаря «Сталкеру» Кайдановский обрел мировую известность. По словам артиста, в картине он сыграл свою полную противоположность.
В «Сталкере» Тарковский избавился от «внутренних штампов»
Снимая «Сталкера», Тарковский пытался избавиться от привычных для себя образов — лошадей и яблок. Тем не менее, роли в картине исполнили его любимые (и постоянные) актеры Николай Гринько и Анатолий Солоницын. Первый исполнил роль Профессора, второй — Писателя.
Фильм — настоящий операторский шедевр
«Сталкер» — самая значимая работа третьего по счету оператора картины Александра Княжинского. Медленно движущаяся камера на длинных планах, крупные планы лиц, контраст между цветной Зоной и черно-белой реальностью стали настоящими открытиями отечественного кинематографа. Эти приемы широко применяются современными операторами — например, обладателем трех «Оскаров» Эммануэлем Любецки, известным по фильмам «Гравитация» и «Выживший».
В «Сталкере» есть юмор
Обычно Тарковского обвиняют в полном отсутствии чувства юмора, однако в «Сталкере» довольно много комичного. Возможно, диалоги пестрят смешными репликами благодаря Стругацким — так или иначе, картину скучной точно не назовешь.
Напомним, в 2019 году дебютный фильм Константина Хабенского «Собибор» поборется за «Оскар».
По материалам meduza.io.