Еще в период подготовки к 800-летнему юбилею Нижний Новгород столкнулся с острой нехваткой специалистов, которые могли бы работать над восстановлением исторических зданий. Решить эту проблему призвана Школа реставрации, открывшаяся в Приволжской столице на минувшей неделе. Опытные мастера обучат новичков воссоздавать уникальную резьбу и другие элементы декора старинных домов, дадут базовые знания по работе с деревом и помогут погрузиться в историю зодчества.
Как будут проходить занятия и кто сможет их посещать, выясняла корреспондент ИА «В городе N».
Инициатива неравнодушных
Напомним, Школа реставрации, оснащенная современным оборудованием, разместилась в здании «Нижполиграфа», где сейчас создается «Парк мастеров». Она стала первым пространством, открывшимся в его стенах, в остальных пока идет ремонт.
Идея создать такую школу в Нижнем Новгороде принадлежит самим жителям. Как пояснила руководитель проекта Оксана Крупина, с инициативой выступили граждане, которые всю жизнь занимались строительством и восстановлением зданий и хотели бы поделиться накопленным опытом — руководитель «Заповедных кварталов» Нина Ершова, первый заместитель директора АНО «АСИРИС» Анна Давыдова, столяр-реставратор Александр Чиликин и многие другие.
Школа призвана обучать людей, желающих восстанавливать старые дома, а их у нас в городе много. Этот проект о памяти, о личном отношении, о передаче традиций, об индивидуальности города и его лице, — заявила Оксана Крупина.
Инициативные граждане обратились за поддержкой к губернатору Глебу Никитину. На создание мастерских была выделена субсидия из регионального бюджета в сумме 16 млн рублей. За счет этих средств было отремонтировано помещение, приобретено оборудование и инструменты, закуплены расходные материалы.
Проект вышел из большого социального запроса. Все началось с фестиваля «Том Сойер Фест» и возрождения квартала Церкви Трех Святителей. Оказалось, что огромное количество людей хочет прикоснуться к этой профессии и восстанавливать то богатейшее наследие, которое у нас есть. И в скором времени мы начнем получать кадры для реставрационной отрасли, — сказал заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович.
Современные технологии плюс ручной труд
В помещении площадью более 250 квадратных метров расположились склад, учебно-производственная мастерская и станочный парк, для которого было закуплено два стружкоотсоса, циркулярная пила, рейсмус, сверлильный и шлифовальный аппараты и другое новейшее оборудование для выполнения различных операций. Однако, как утверждают реставраторы, несмотря на современные технологии, без ручного труда в таком деле, как восстановление старинного декора, не обойтись.
Как рассказал ИА «В городе N» мастер-наставник Школы реставрации Евгений Панцев, не все дома в Нижнем Новгороде, подлежащие восстановлению, признаны объектами культурного наследия, однако они являются важной частью исторической среды.
Мы проводим полный цикл ремонтно-восстановительных работ, создаем копии утраченных элементов из древесины. У нас есть необходимый электро- и ручной инструмент для обработки и доведения до финишного состояния любых изделий из дерева, — отметил он.
По словам Евгения, ничего нового реставраторы не изобретают, стараясь сохранять аутентичный облик старых домов.
Начиная со второй половины ХХ века уже существовала станочная обработка древесины. Мы строго следуем канонам восстановительных работ, и новые изделия близки по своей структуре и форме к историческим. Благодаря оборудованию мы можем копировать любую деталь. Даже если декор утрачен полностью, но остались чертежи и рисунки, все можно восстановить. Придумывать в нашем деле ничего не нужно, надо только уметь повторять, — подчеркнул Панцев.
Реставратор отметил, что все дома имеют разную степень сохранности. Где-то необходимы только локальные восстановительные работы, а на отдельных объектах — полномасштабные.
Самые сложные детали — это художественная резьба. Там есть почерк мастера, и его, как, например, картину, тяжело копировать. Мы стараемся следовать инструкциям и копировать так, как мы это понимаем. Чем сложнее резьба, тем тяжелее ее восстановить, — пояснил Евгений.
В ближайшее время в мастерской появится и станок с ЧПУ. Для него уже подготовлено отдельное помещение.
Тем не менее, любые восстановительные работы — это всегда ручной труд начиная от самых первых шагов — снятия старых лакокрасочных слоев — и до нанесения последних штрихов, — добавил мастер-наставник.
Приют старины
Немаловажной частью пространства является склад, ставший настоящим приютом старины. Здесь ждут своего часа резные наличники, исторические двери, элементы декора, люстры и другие артефакты. Собирали раритеты по всему городу. Как рассказали реставраторы, многие из этих предметов оказались просто выброшены на свалку.
Мы даем вторую жизнь этим элементам, собираем их здесь и восстанавливаем. Некоторые из них уже очищены от старой краски и подготовлены к восстановлению. Их можно использовать и на других домах в качестве восполняемых элементов, — рассказали сотрудники Школы реставрации.
Принести предметы старины для восстановления сюда могут все желающие. Кстати, часть исторических наличников, которые уже отреставрированы, украсили входную группу Школы. Их обнаружили на улицах Новой и Большой Печерской, а также в старых кварталах Сормовского района и селах региона.
Сейчас мы также стали сотрудничать с застройщиками, и они сами предлагают нам забрать декор с демонтируемых домов, использовать конструктивные элементы. Все это планируется применять для еще живых зданий. Также на данных предметах можно проводить обучение, — констатировала Оксана Крупина.
Теория и практика
Программа в Школе реставрации рассчитана на 72 часа. 40 из них отведено на теорию, 32 — на практику. Еще 20 часов будущие реставраторы должны отработать на восстановлении реальных объектов. В общей сложности обучение займет два месяца. По словам Оксаны Крупиной, пока школа принимает только взрослых со средним специальным или общим образованием. Однако на перспективу рассматривается возможность проведения мастер-классов и для детей.
Программа была разработана при участии специалистов ННГАСУ. Его преподаватели ведут теоретическую часть, рассказывая об истории архитектуры, конструктиве деревянных домов и других нюансах.
Основная целевая аудитория слушателей Школы реставрации — это волонтеры. ННГАСУ имеет большой опыт работы с объектами культурного наследия и деревянным зодчеством, и мы не могли пройти мимо такой программы. Наши преподаватели вместе с участниками проходят главные моменты, связанные с историей архитектуры, основными стилями, строительными решениями, которые применялись в то время, в том числе по отоплению и вентиляции. Со всем этим реставраторам так или иначе приходится иметь дело. Для нас это действительно важно, и сейчас мы думаем, как можно использовать эту площадку и для основного образовательного процесса. Такая синергия пойдет на пользу как волонтерами неравнодушным гражданами, так и студентам нашего вуза, — рассказал ректор ННГАСУ Дмитрий Щеголев.
Обучение в Школе реставрации бесплатное, но у студентов есть определенное обязательство: отработать производственную практику на старинных домах, которые курирует АНО «АСИРИС».
После этого мы направим выпускников в наши реставрационные компании, где постоянно нужны люди, и там их будут обучать непосредственно мастера. Это своеобразный вход в профессию. Затем люди смогут стать уже полноценными реставраторами, — отметил Олег Беркович.
Практические занятия буду вести действующие реставраторы. В год Школа планирует выпускать до 150 человек. На данный момент набраны первые 30. Они будут заниматься в двух подгруппах по 15 учеников. Причем желание работать с деревом изъявили не только представители сильного пола. Среди первых студентов есть и девушки.
Я решила заниматься реставрацией, так как сейчас учусь в ННГАСУ на направлении «Архитектура», кроме того, мне бы хотелось заниматься восстановлением старинных домов. На улице Белинского есть работа художника под ником «Синий карандаш», где на огромной стене написана фраза: «Что здесь будет вечно?» Это такой философский вопрос, и хочется что-то сохранить для потомков. Наша страна и культура богаты деревянными архитектурными памятниками, и надо их передать другим людям, — поделилась с ИА «В городе N» студентка факультета архитектуры и дизайна ННГАСУ Марина Тюкалкина.
В качестве волонтера девушка уже работала в Городце. В рамках субботника, который организовала АНО «АСИРИС», добровольцы красили старинные дома.
Небольшой опыт у меня есть, хотя это нельзя назвать серьезной реставрацией. Был просто субботник, мы красили фасады, но я думаю, что это полезно жителям данных домов, — сказала Марина.
Будущее нашего прошлого
По словам Оксаны Крупиной, уже есть желающие записаться на обучение на следующий год. В будущем в школе реставрации также планируется проводить лекции и мастер-классы с участием ведущих специалистов, которые расскажут о материалах, краске, инструментах и дереве.
Важно, что эта площадка появилась именно в «Нижполиграфе» — сгустке креативных и технических инициатив, которые здесь формируются. На первый взгляд здесь маловато места, и, возможно, это просто отличное начало, и проект будет расширяться и развиваться как в производственном, так и в образовательном плане, — отметила министр градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Марина Ракова.
Олег Беркович отметил, что в рамках подготовке к 800-летию Нижнего Новгорода удалось отреставрировать более 100 старинных домов, но специалистов постоянно не хватало.
После юбилея процесс восстановления исторической среды не остановился. Сейчас каждый год реставрируется несколько десятков объектов культурного наследия, и они все требуют специалистов. Работы по дереву считаются самыми сложными и трудоемкими, а людей, которые умеют это делать, единицы. Школа реставрации призвана дать первый ответ на эту проблему, — подчеркнул заместитель губернатора.
Как сообщил директор АНО «АСИРИС» Илья Лагутин, планов по восстановлению старинных домов у региона множество.
Сейчас даны новые горизонты — так называемый кластерный подход не только с сохранением отдельных зданий, но и развитием и благоустройством прилегающих территорий, наполнением их новыми локальными символами и запуском точек притяжения. Многие компании уже хотят сотрудничать с нашей Школой реставрации, — рассказал он.
Ранее сообщалось, что следующими в «Нижполиграфе» откроются креативные лаборатории.