Улицы, дома, вещи — порой единственные хранители памяти о событиях и эпохах, свидетелей которых уже с нами нет. По ним можно писать историю квартала, района или целого города. Поиск символов и воспоминаний — еще одно направление работы обособленного подразделения АНО «АСИРИС» — управляющей компании «Заповедные кварталы», которое эти смыслы использует в своей модели экономики наследия. А именно в развитии кварталов на улицах Короленко, Новой, Славянской и Студеной. Во второй части интервью ИА «В городе N» с руководителем проекта Ниной Ершовой вы узнаете, что хранится под обоями в старинных домах, существует ли дверная ручка-убийца, о чем говорят дневники и письма из XX века и как нижегородские архитекторы экономили на материалах, создавая при этом великолепные усадьбы.
Нина Владимировна, вы рассказывали, что в Доме Скворцовой на Короленко, 18 будет общественно-культурный центр и для него вы собираете коллекцию старинных вещей. Что необычного вы нашли в расселенных домах и что вам принесли дарители?
Мой самый любимый предмет — книжечка ежедневных расходов за 1913 год. В нее хозяйка дома на Короленко, 28 в квартале Трех Святителей Ольга Савельева, записывала свои траты. Можно посмотреть, из чего состояла ее жизнь, на что она расходовала деньги. Есть летние и зимние цены на молоко, страховки, стоимость отрезов на пальто и проезда на фуникулере. Книжечку нам подарили потомки семьи.
В самом Доме Скворцовой на Короленко, 18 волонтеры нашли широкоформатную коллекцию позитивов фотографа и жителя дома Эрнеста Круткова. Фотографии опубликованы в журнале «Архитектура СССР» и были посвящены 750-летию Нижнего Новгорода. У нас есть еще один герой Квартала, который вел фотохронику и был близок к кругу Горького и Шаляпина. Это великий русский фотограф, основоположник документальной съемки и наш земляк Максим Дмитриев. Он фотографировал Горького в течение всего нижегородского периода его жизни, и официально, и в дружеском кругу.
Интересный артефакт тоже из Короленко, 18 — военные дневники заместителя главного редактора газеты «Горьковская правда» и жителя дома Леонида Елистратова, найденные во время ремонта дома. В 1942 году он молодым лейтенантом попадает на фронт и рассказывает всю жестокую правду о войне. Вторая часть его тетрадей — это более поздние дневники конца 50-х годов, когда он уже занимает довольно высокую должность в центральной газете. Здесь он пишет о месте человека в обществе, о том, как важно много и упорно работать, чтобы оставить после себя заметный след.
Все это — живые свидетельства современников в контексте истории и жизни на бывшей городской окраине. Если эти срезы наложить друг на друга, можно ощутить себя жителем Квартала в разные эпохи.
Недавно мы запустили новый проект «Дарители Заповедных кварталов». Любой желающий может передать нам старинные вещи, которые станут частью музейной экспозиции в исторических домах. Это могут быть дореволюционные предметы мебели, артефакты и посуда. Благодаря этому у нас в распоряжении уже есть китайские вазы, старинный альбом с фотографиями, керосиновые лампы, кузовки из вяза, шкаф-горка и даже комод. Последний хранит семейные тайны и достался нам в дар от потомков семьи Капрановых. Первым владельцем мебели был рабочий-модельщик высшей категории, уникальный специалист завода «Красное Сормово» Владимир Семенович Капранов. У мастера было две дочери, и каждой он купил по комоду в качестве приданого. Один из них дошел до нас, его нам подарила внучка. Комод надо реставрировать, он очень красивый и сейчас стоит на Короленко, 17.
Что помогает вам узнать что-то новое об известных жителях квартала? Например, о литераторах?
Квартал Трех Святителей — это действительно еще и литературный квартал. Здесь жили писатели Владимир Короленко, Максим Горький и Евгений Чириков, гостили Антон Чехов, Иван Бунин, Скиталец (псевдоним писателя Степана Гавриловича Петрова — прим. ред.) и Леонид Андреев. Вокруг Короленко в короткий срок образовался кружок талантливых и начитанных людей. Особенно он подружился с председателем Статистического комитета Николаем Анненским, с вдумчивым и едким публицистом Ангелом Богдановичем и с энциклопедически образованным председателем Земской управы Александром Савельевым. Все они составили, как шутливо выражались в Нижнем, «Общество трезвых философов».
У нас есть неиссякаемый источник воспоминаний — Михаил Чириков, потомок писателя и жителя Квартала Евгения Чирикова. Для нас чудо, что его семья сохранила все записи и дневники, в которых он очень ярко описывал жизнь своих современников. В архиве семьи много атмосферных и веселых фотографий в дружеском кругу с участием Горького и Шаляпина. Мы периодически проводим встречи с Михаилом Чириковым, чтобы узнать еще больше необычных фактов о квартале и людях на рубеже XIX–XX веков.
Какие еще находки привлекли ваше внимание?
Во время ремонта фасада на Новой, 20 волонтеры «Том Сойер Фест» обнаружили письмо под обшивкой дома. Оно было написано красивым бисерным почерком в дореволюционной орфографии. Когда мы его разобрали, оказалось, что письмо очень трогательное. Писал его брат своей сестре, когда был на фронте во время Первой мировой войны. Он сообщал, что находится в тылу, работает в канцелярии и просит сестру не волноваться за его жизнь. На конверте был адрес: Нижний Новгород, улица Новая (это ее историческое название), Дом Самочерновой. До революции дома называли по фамилиям владельцев. У моей коллеги Евгении Джабазян был знакомый с такой же фамилией. Выяснилось, что на этой улице на самом деле жила его бабушка, в этом доме она выходила замуж, а после революции ей пришлось уехать. Позже бабушка часто рассказывала внукам об этом месте, но никогда не показывала его, хотя они жили совсем рядом.
В 2015 году, во время фестиваля уличного искусства «Новый город: Древний» художник Роман Мураткин изобразил на фасаде этого дома конюшню и какого-то бравого мужчину — то ли почтальона, то ли кучера. Довольно быстро появилась городская легенда о том, что в этом доме держали лошадей. Старожилы рассказали, что конюшни здесь все-таки не было, а было небольшое производство обуви, и не только здесь. При разборе других домов квартала от мусора мы обязательно находим обувные колодки. И семья Самочерновых как раз занималась изготовлением обуви на заказ.
Фото: Надя Кей
А нижегородцы вам помогают в поиске артефактов?
Обычно мы начинаем работу с домом с уборки и культурной археологии. Последний раз мы разбирали мусор в усадьбе на Короленко, 17 весной 2022 года, тогда пришло человек пятьдесят. Мы ищем любые свидетельства времени, которые потом становятся основой экспозиции. Среди наших находок: стеклянный горшок, дореволюционные бутылочки и разные склянки, градусник со шкалой Реомюра, газетные вырезки, например, из «Нижегородского листка» за 1899 год, которые иногда можно найти прямо под старыми обоями. Мы совершаем маленькие открытия и получаем от этого удовольствие, чувствуем себя первооткрывателями.
В соцсетях мы периодически просим людей поделиться своими воспоминаниями и архивами. Так, мы познакомились с потомками семьи Савельевых, которые жили на Короленко, 28 на рубеже XIX–XX веков. Благодарим Любовь Фадееву за переданные в наш музей находок предметы и личные вещи семьи Савельевых. Среди них есть даже трубка для курения опиума, которую мы изначально приняли за гаситель для свечей, а, например, малюсенький кошелек из семейной коллекции был предназначен совсем не для мелочи, а для хранения марок. Многие вещи полковник Сергей Савельев привез из Харбина своей супруге Ольге Васильевне более ста лет назад.
Недавно мы узнали от прежних жителей, что у одной из хозяек дома на Короленко, 18 в начале XX века была личная сова, которая жила на чердаке. Это тоже довольно необычный факт, который нельзя обойти вниманием.
Появились ли в квартале церкви Трех Святителей какие-нибудь легенды, придуманные жителями или экскурсоводами?
Есть история про ручку-убийцу. Она находится на двери одного из зданий по улице Короленко, где подпольно печатали газету «Искра». Житель дома рассказал, что эта ручка «участвовала» в покушении на царя в Петербурге. Если присмотреться, то можно увидеть, что в ней есть дырочки и как будто были подключены какие-то проводки. Получается складно: ее должны были повернуть, после этого раздавался взрыв, но в тот день император поехал другим путем, покушение не удалось. Тогда эта ручка перекочевала в Нижний Новгород в редакцию газеты «Искра» и здесь служила неким предупреждением во время облав. Если кто-то прикасался к ручке, то поступал определенный сигнал. Как она появилась на этой двери, история умалчивает, но легенда прижилась.
Еще есть устная легенда, что в доме № 47 по улице Студеной жили карлики, которые разводили пони, а жители дома потом находили маленькие подковки.
Фото: pastvu.com
Может быть, кто-нибудь рассказывал про привидений или человека в шинели?
Нет, такого не было. Совы летали, филины ухали, рецидивисты крали тазы — это все было, но при этом никакой мистики. Может быть, и были такие истории, но они «уехали» вместе с жителями.
Была одна заметка из газетных хроник про то, что на улице Новой в луже утонула лошадь. Может быть, это даже было какое-то образное выражение, потому что грязи было много. Еще писали, что городская окраина освещалась одним-единственным фонарем.
Ходатайство из газеты «Нижегородский листок» за 1898 год. «Причта и прихожане Трехсвятительской церкви обратились в городскую управу с ходатайством о закрытии проезда с Канатной улицы на Новую. В этом месте, как видно из ходатайства, грязь стоит непролазная, обильно удабриваемая к тому же ассенизаторами из непроницаемых бочек. Место это обыватели предполагают огородить и разбить здесь сад, который будет открыт для общего пользования».
В начале XX века это место замостили булыжником, что можно увидеть на фотографиях того времени.
Один из символов квартала Трех Святителей — стеклянные кирпичи Фальконье в окне Дома Щелухиной. Можете назвать другие значимые для этого места элементы?
Например, крыша в форме шатра-епанчи там же, на Короленко, 17. Такая же форма кровли сохранилась на Дворце труда на Большой Покровской. Затем — световые фонари с витражным остеклением, одни из немногих, сохранившихся до наших дней. Возвышающийся небольшой башенкой над крышей, внутри он производит потрясающее впечатление, увеличивая объем пространства и наполняя помещение естественным светом. Световые фонари сохранились на четырех домах квартала.
Еще одна визитная карточка — кирпичные брандмауэрные стены, защищавшие дома и постройки от пожаров. Также стоит отметить красоту резного декора на наличниках. На рубеже XIX–XX веков дома строили мещане и зажиточные крестьяне. И хотя это были городские усадьбы — доходные дома, в архитектуре отдавалось предпочтение традиционной деревянной резьбе с символами-оберегами на наличниках.
Из деталей запоминается и колонка 1920-х годов, которая снабжала квартал водой. Ее нам передал в дар Нижегородский водоканал, она хранилась на складах почти 90 лет. Колонка рабочая.
А если говорить про Студеный квартал?
Там своя уникальность. К примеру, красивейшая усадьба Щелокова на улице Студеной. Перед особняком, за каменной оградой, растет почти 300-летний дуб — памятник природы. Возвышаясь на 20 метров над усадьбой, он словно покровительствует над ней и оберегает.
Над входом в католический храм в Студеном квартале, со стороны Звездинки, можно разглядеть мозаику, подаренную несколько лет назад приходу Папой Римским Франциском. Туристы, которые здесь гуляют, говорят, что место очень похоже на какой-нибудь европейский исторический квартал.
Какие истории для вас характеризуют Студеный квартал?
Территория современного Студеного квартала близка к центральной улице города — Большой Покровской. Это место более активное и торговое, нежели квартал Трех Святителей, который когда-то был городской окраиной. В домах на Студеной и Алексеевской открывались портные мастерские, работали рестораны и магазины, продавали сыр, масло и бакалею. Была даже колбасная лавка Берендеева, о чем мы узнали из архивных исследований.
Студеный квартал — один из самых таинственных и старых кварталов Нижнего Новгорода. Улица Студеная и переулок Холодный известны еще с XVII века. По одной из версий, улица получила свое название за бившие на ней родники «студенцы», по другой — сюда свозили городской снег. Он долго таял, и даже в мае здесь было прохладно гулять.
Параллельно улице Студеной в начале XIX века раскинулся шикарный сад, который долгое время был излюбленным местом для прогулок нижегородцев. Сад прорезала улица Алексеевская, а территория вокруг него постепенно застраивалась купеческими особняками. Один из них можно увидеть и сегодня.
Доминанта квартала — это усадьба купца Щелокова на Студеной,10 и 10а. Она была построена в 1890–1903 годах в стиле эклектики. В ансамбль входят главный дом, флигель, служебный корпус и ограда с кованой решеткой. Подобных зданий в городе почти не сохранилось. Она была построена с применением сложной технологии — деревянный особняк сверху оштукатурен и покрашен, словно это каменная усадьба.
Удалось выяснить, что Михаил Николаевич Щелоков был бакалейщиком, продавал чай и сахар. Есть версия, что Щелокову принадлежала не только усадьба, но и целый Щелоковский хутор в другой части Нижнего Новгорода. В 1870-е годы хутор выкупил купец по фамилии Щелоков — производитель сахара. Так ли это на самом деле, еще предстоит выяснить.
В служебном корпусе усадьбы Щелокова с 1990-х годов работает католический храм. Во дворе усадьбы сохранилась прекрасная липовая аллея.
Есть и другие крайне любопытные факты про Студеный квартал. Более 120 лет назад совсем рядом, на месте Звездинского сквера, были овраг и пруд, а зимой он превращался в каток. Именно здесь были заложены традиции благотворительности при активном участии Максима Горького. Все началось с того, что в Нижнем Новгороде в 1898 году открылась «Секция гигиены воспитания и образования». Ее сотрудники помогали бедным детям за счет взносов и пожертвований.
Максим Горький, переживая за детишек, предложил открыть бесплатный каток для всех. В газете «Нижегородский листок» в 1899 году он попросил нижегородцев помочь собрать деньги на покупку коньков или принести свои ненужные коньки в редакцию. И уже вскоре на Звездинском пруду открыли каток, где все ребятишки могли кататься совершенно бесплатно. Это очень трогательно!
Назовите, пожалуйста, яркие архитектурные памятники в Трехсвятском квартале.
Одно из самых заметных зданий в квартале церкви Трех Святителей — усадьба Седова на пересечении улиц Студеная и Славянская. Сейчас она отреставрирована. Если посмотреть на исторические фотографии, можно увидеть красивую башенку на крыше, под ней балкон и два каменных полуфлигеля. Очень интересно изучать архитектуру того времени.
Дом Щелухиной на Короленко, 17 интересен тем, что в его архитектуре встречается довольно много редких деталей: световое окно, крыша в форме шатра-епанчи, окно из стеклянных кирпичей Фальконье в брандмауэрной стене, фасад в стиле модерн с фахверком. Вызывает восхищение и удивление тот факт, что владелицей усадьбы была зажиточная крестьянка Прасковья Щелухина, которая смогла утвердить и воплотить в жизнь такой сложный проект строительства дома.
На улице Новой, среди остальных зданий, выделяется дом архитектора Домбровского. Это потрясающе красивый образец модерна с асимметрией, эркером с резным деревянным декором, башенкой и сложной обшивкой в форме елочки. В 2021 году здание отреставрировали, дом жилой.
Знаковый деревянный дом на Короленко, 16 тоже не остается незамеченным благодаря сохранившимся ставням на окнах. Сейчас они выполняют декоративную функцию, а сто лет назад были очень нужны — они защищали от пыли на дорогах. Дом 1876 года является одним из ранних строений в квартале, об этом можно судить по его архитектуре: он одноэтажный — всего в три окна, с мезонином и простыми формами резного деревянного декора на наличниках и карнизе.
Нам еще многое предстоит узнать и изучить, в том числе благодаря архивным исследованиям, находкам, историям от реальных жителей Трехсвятского и Студеного кварталов и поиску ценной информации в городских архивах.
У этих территорий наступил новый этап развития. Сохраненные дома и уникальная историческая среда превращаются в современное общественно-культурное пространство.
Развивать проект удается благодаря творческим коллаборациям с разными сообществами, художниками, режиссерами и продюсерами. За два года пилотный проект Агентства по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области «Заповедные кварталы» стал городской кросс-культурной площадкой для реализации совершенно разных инициатив.
С первой частью интервью можно ознакомиться здесь.
Авторы: Анастасия Гореловская, Ксения Ражева