Популярный ныне тренд на здоровый образ жизни не мог не внести коррективы в работу производителей продуктов питания. За несколько лет на полках российских магазинов появились сотни биопродуктов, полезных и натуральных. Вот только на самом деле девять из десяти экотоваров таковыми не являются, а многообещающие надписи на упаковках оказываются обыкновенной маркетинговой уловкой. Рассказываем, что такое гринвошинг, по каким признакам можно распознать псевдоэкологичные продукты, и как борются с недобросовестными производителями в России и за рубежом.
Что такое гринвошинг?
Фото: StockerTui/pixabay.com
Итак, многие из продуктов, которые позиционируются производителями как органические, не имеют соответствующих сертификатов, а значит, и подтвердить их «органичность» нечем. А гринвошинг — это и есть главный инструмент производителей таких псевдоэкологичных товаров. Этот термин был введен американским экологом и экоактивистом Джеем Вестервельдом в 1986 году — именно тогда вышла его статья о том, как владельцы гостиниц призывали гостей отказываться от ежедневной замены постельного белья якобы для того, чтобы причинять меньше вреда окружающей среде. Но на деле этот призыв оказался всего лишь маркетинговой уловкой, с помощью которой отельеры пытались снизить собственные затраты.
Признаки псевдоэкологичных товаров
Для того чтобы заставить покупателей поверить в то, что их продукция действительно экологична, производители используют несколько нехитрых приемов.
Во-первых, они наносят на упаковку бездоказательные или откровенно лживые утверждения, которые потребители не могут ни проверить, ни опровергнуть. Например, пишут, что коровы, которые дают разлитое по коробкам молоко, выращиваются в экологически чистых районах, хотя на самом деле это не так.
Во-вторых, они используют слишком общие утверждения, что-то вроде «полностью натуральный продукт» или «на 100% экологичная продукция». При этом ни понятия «натуральный», ни категории «на 100% экологичный» в законодательных актах нет, и что именно производитель имел в виду, до конца неясно.
В-третьих, на коробки и пакеты с продуктами попадают неактуальные утверждения. Скажем, производитель пишет, что сметана не содержит растительных жиров, хотя на самом деле их и так не должно в ней быть. Или указывает, что в продукте нет того или иного вредного вещества, которое и без того запрещено законом.
В-четвертых, покупателей принуждают выбирать меньшее из двух зол. То есть продвигают продукт, который может быть экологичнее аналогов, но все равно вредит здоровью.
В-пятых, заводы-изготовители пользуются несуществующими знаками и маркировками, «подтверждающими» экологичность продукта.
Как борются с гринвошингом
Фото: bonbonj/pixabay.com
В странах Европы и Северной Америки с производителями ненастоящих органических товаров борются на законодательном уровне, и весьма успешно. Так, в Норвегии автопроизводителям запрещено рекламировать «экологичные» машины. А на другом конце света, в Австралии, компаниям, которые вводят потребителей в заблуждение, грозят штрафы в размере до 1,6 млн местных долларов, или около 1,1 млн долларов США.
Однако в России недобросовестные производители до сих пор обманывают покупателей безнаказанно. Дело в том, что сейчас использование понятий «био», «эко», «органик» и их производных не регламентируется никакими законодательными нормами. Вот и выходит, что ложь на упаковках и рекламных плакатах не противоречит закону.
Ситуация должна измениться к лучшему в январе 2020 года, когда в силу вступит закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Этот документ наконец определит понятие «органическая продукция» и установит нормы ее производства, маркировки, хранения, транспортировки и продажи.
А значит, производители больше не смогут выдавать свою продукцию за органическую, не имея соответствующего сертификата. Для начала им нужно будет пройти сертификацию в аккредитованных органах и попасть в единый государственный реестр. И, если компанию уличат в производстве ненастоящей органической продукции, ее оштрафуют на сумму от 10 до 100 тысяч рублей.
Правда, пока это касается только конкретной маркировки — «органическая продукция». А вот слова «эко», «био», «органик», «фермерский» и прочие наименования «полезных и натуральных» продуктов под действие нового закона, увы, не попадут. По крайне мере, до тех пор, пока их законодательно не приравняют к категории «органическая продукция».
К слову, в странах Евросоюза этот вопрос давно решен. Там понятия «органик», «био», «эко» и производные от них, по отдельности или вместе и на любом языке, идентичны и могут использоваться только для маркировки органической продукции аж с 2007 года.
Ранее мы рассказывали о полезных продуктах, которые все считают вредными.
По материалам rskrf.ru.