Яркими и завораживающими постановками Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина восхищается уже несколько поколений зрителей. Наверняка, наблюдая за происходящим на сцене из зала, каждому хотя бы раз хотелось заглянуть за кулисы и увидеть, как рождается искусство.
За последнее время в театре многое изменилось. В прошлом году преобразился фасад здания, были отремонтированы кассовый зал и фойе. На втором этаже реставраторы восстановили уникальные фрески художника Дмитрия Арсенина.
Все это публика уже увидела и по достоинству оценила. И если о зрителях позаботилось правительство, выделившее необходимые средства на ремонт, то заботы о коллективе легли на плечи руководства храма искусства. Летом текущего года в здании были проведены масштабные работы, о чем простой посетитель даже не догадывается.
Вместе с руководителем литературно-драматической части театра Еленой Третьяковой мы входим в здание через служебный вход и поднимаемся в репетиционный зал для солистов оперы. Именно здесь начинается работа над спектаклями. До этого зал не ремонтировался много лет, и можно только представить, в каких условиях приходилось репетировать артистам.
«Это первый этап работы над спектаклем, репетиции здесь проходят под аккомпанемент рояля, и артисты проводят в этом зале много времени. Конечно, им бы хотелось, чтобы здесь было уютно, а главное — тепло. Теперь нам удалось этого достичь. Пол в зале стал ровным, и сейчас на нем не страшно танцевать. Кроме того, в репетиционном зале заменили окна, которые зимой сохраняют тепло, а летом прохладу, создавая приятную атмосферу. Артисты заметили, что даже акустика изменилась, ведь любая деталь имеет значение», — рассказала Елена Третьякова.
Кроме того, была отремонтирована и кровля над той частью здания, где располагаются репетиционные классы. Напомним, на эти цели было направлено почти 1,5 млн рублей. Были заменены окна и в балетном классе.
Затем попадаем в парикмахерский и гримерный цех. Именно здесь актеры перевоплощаются в своих персонажей. Мастера помогают не только их внешнему превращению, но и внутреннему.
«Когда артисты видят себя в зеркале изменившимися, они перевоплощаются и изнутри, и выходят отсюда уже в образах Ивана Сусанина, Бориса Годунова, Евгения Онегина, Татьяны Лариной и других героев», — пояснила Елена Третьякова.
Мы оказались в театре накануне генеральной репетиции спектакля «Красавец мужчина», премьера которого состоялась на его сцене 23 сентября. Как раз в тот момент гримеры колдовали над образами задействованных в постановке актеров, превращая их во франтов конца XIX века.
И вот мы на сцене. Зрительный зал еще пуст, но совсем скоро здесь не останется ни одного свободного места.
«Раньше в зале временами было холодно, иногда зрителям даже разрешалось не сдавать в гардероб верхнюю одежду. Теперь, после ремонта, здесь стало тепло и уютно», — поделилась Елена Третьякова.
Минувшим летом была отремонтирована и сама сцена. Еще одна особенность — мониторы за кулисами, на которых артисты могут видеть дирижера.
На сцене идут последние приготовления. Все декорации к новому спектаклю динамичные, а двигают их монтировщики, переодетые дворниками. Каждый из них может почувствовать себя артистом, ведь все они принимают непосредственное участие в постановке.
«Декорации должны активно раскрывать драматургию, поэтому у нас они постоянно двигаются. Этот прием часто используется в мюзиклах», — отметил режиссер-постановщик спектакля «Красавец мужчина» Илья Можайский.
Преобразились и коридоры театра. Вся мебель была перетянута, заменены двери и люстры.
Для зрителя, как известно, театр начинается с вешалки. Но на нашей экскурсии по закулисью гардероб стал последней точкой. Кстати, здесь изменилось практически все. Были отремонтированы стойки и ограждения, заменен пол и даже номерки, появились новые банкетки. Прежними остались только колонны. Они — своеобразное напоминание о том, с чего начиналась история театра. Хотя официальной датой его рождения считается 1935 год, до революции здесь был Народный дом — очаг культуры, куда могли приходить простые люди. Он был построен в 1903 году и находился как раз в той части здания, где сегодня располагается гардероб, сцена, зрительный зал и буфет, который тогда был знаменитой чайной. Все остальное появилось позднее. Именно стены Народного дома превратились в колонны.
«В театре произошли большие изменения, были потрачены серьезные средства на то, чтобы преобразить внутреннюю часть здания. Много лет мы не могли взяться за эту работу. Поменялись и многие вещи, обеспечивающие техническую жизнь театра. За лето мы действительно многое смогли сделать. Поскольку строительство нового здания театра оперы и балета отложено на длительный срок, мы должны создавать комфортные условия в существующем», — отметила директор театра оперы и балета Анна Ермакова.
Напомним, новый сезон в театре оперы и балета открылся 21 сентября спектаклем «Князь Игорь».
Фото: Надежда Кей