В Нижнем Новгороде прошел второй фестиваль нового российского кино «Горький fest». В рамках кинофестиваля молодые нижегородские режиссеры смогли принять участие в конкурсе «Кинопоэзия с Анатолием Белым». Конкурсанты предлагали сценарии на стихи Максима Горького, и впоследствии лучшие идеи переросли в мини-фильмы. Член жюри «Горький fest», российский актёр театра и кино, заслуженный артист России Анатолий Белый в интервью корреспонденту ИА «В городе N» рассказал о впечатлении от Нижнего Новгорода, своих последних работах в кино и театре, поделился мыслями о том, каким он видит будущее кинофестиваля, а также затронул тему ареста Кирилла Серебренникова.
— Анатолий Александрович, бывали вы в Нижнем Новгороде раньше? Если да, отметили ли вы изменения в городе? Многие гости фестиваля говорят, что город преобразился, какие впечатления оставляет Нижний?
— Я был здесь очень давно, с гастролями МХТ со спектаклем «Белая гвардия». Это было лет десять, если не больше, назад, поэтому я заново город сейчас узнаю. Вчера мы проехали по улицам. Я вам хочу сказать, я просто приятно удивлен тем, что город имеет свое лицо. Очень много старинных зданий отремонтированных, прекрасно выглядящих. Есть целый район деревянных домов: они ветхие, но со своей уникальной историей. Я ехал и думал: «Боже мой, здесь надо кино снимать». Очень хорошие впечатления от города.
— Расскажите поподробнее о проекте «Кинопоэзия с Анатолием Белым». Как он возник? О чем он?
— «Кинопоэзия» — это проект, который делают очень многие люди. Его костяк — всего несколько человек: я, моя жена (Инесса Москвичева, прим. ред.), которая по совместительству является еще и продюсером и занимается пиаром, и техническое обеспечение проекта — творческое объединение «Кедр»: ребята занимаются продакшном. Дмитрий Рубежин, Егор Климович с самого начала, с самого зарождения «Кинопоэзии» вместе со мной и помогают очень активно именно с техникой и организацией съемочного процесса. На сегодняшний день в рамках «Кинопоэзии» снято более 25 мини-фильмов совершенно разными, в основном молодыми, режиссерами. Молодежь активно откликается на новый жанр, потому что это площадка для самореализации, для воплощения своих замыслов. Над нами не висят рейтинги, доли, кассы, сборы — все, что связано с бизнесом большого кино, у нас чистой воды искусство. Наши ориентиры — просмотры в сетях, на канале в Youtube и узнаваемость проекта. Сейчас сделаны первые шаги, но впереди еще много работы: нужно чтобы этот жанр проник в массы, очень хочется, чтобы больше людей узнало о нем. У нас большие цели и большие задачи.
— Проект «Кинопоэзия» был представлен нижегородцам со сцены летнего кинотеатра на Нижневолжской набережной. Для города это новая локация. По вашему мнению, насколько она перспективна?
— Хорошая площадка, красивое интересное расположение. Это очень здорово, что кинотеатр организован именно на набережной, потому что возникло соединение с природой. Я был недавно на московском фестивале. Я считаю, что расположение на природе — прекрасное решение, потому что сознание автоматически удаляется из города, а вид на Волгу и кинематограф складываются в замечательную картину. Каждый раз оборачиваясь, смотрю на эту реку, солнечную дорожку. Такой джаз в душе! Эх! Красиво здесь у вас, попрошу ПМЖ в Нижнем!
— Анатолий Александрович, среди ваших театральных работ есть несколько проектов в партнерстве с Кириллом Серебренниковым, как вы оцениваете ситуацию, которая произошла с этим режиссером?
— Что я могу сказать, это загадка для всех нас, ужасная ситуация, совершенно непонятная никому. Мы все просто находимся в каком-то шоке. Непонятно, что произошло, как и почему. Это ужасная, позорная ситуация — все, что можно сказать.
— В рамках фестиваля прошел показ его работы «Лето». Кинотеатр на набережной, кстати, был переполнен. Намеренный ли это жест дирекции фестиваля в качестве поддержки режиссера?
— Конечно, это жест. Прекрасно, что в Нижнем Новгороде покажут этот фильм, и Михаил и Оксана (Михаил Пореченков — президент кинофестиваля, Оксана Михеева — продюсер «Горький fest», прим. ред.) — молодцы, что решили взять эту картину, потому что любое упоминание, любой показ — это поддержка Кирилла, знак хорошего к нему расположения и сочувствия. И чем больше будет подобных жестов — тем лучше, потому что все актерское сообщество, по крайней мере, большинство прогрессивных людей, не консервативных, конечно, поддерживают его. Замечательно, что нижегородцы увидели «Лето».
— Расскажите о ваших последних работах и проектах, в которых вы участвуете. Где поклонники смогут вас увидеть в ближайшее время?
— Осенью на телеканале НТВ состоится премьера сериала «Ворона», где я снимался с Елизаветой Боярской в главных ролях. Недавно прошел сериал «Садовое кольцо» на Первом канале. Также в начале октября в МХТ имени Чехова режиссер Дмитрий Крымов ставит «Анну Каренину», там я выступлю в роли Каренина. Я сам ожидаю эту премьеру, после долгого перерыва я репетирую в родном театре, чему очень рад (Анатолий работает в МХТ имени Чехова с 2003 года), и Дмитрий Крымов — прекрасный режиссер, с ним интересно работать. Сейчас, конечно, в основном я занят «Кинопоэзией».
— И в заключение, «Горький fest» проходит в Нижнем Новгороде во второй раз. Как вы думаете, как в дальнейшем может развиваться фестиваль в Нижнем Новгороде?
— Я общался на эту тему с Михаилом и Оксаной, обсуждали будущее фестиваля. Планов действительно очень много. Самое главное — найти правильные ключики взаимодействия между властью и зрителями. И вот наша творческая прослойка может быть соединительным звеном для взаимопонимания людей, стоящих у власти, и жителей города, а творчество — как раз та самая среда, которая может быть таким проводником. На самом деле, сегодня основная задача «Горький fest» — продвижение российского кино. Нужно изменить сознание зрителей, и оно меняется. Приходит понимание того, что мы можем делать хорошее кино. Я трезво смотрю на вещи: американское и западное кино — высочайший уровень индустрии, до которого нам еще далеко, тем не менее, как можно судить по отдельным картинам, и мы можем делать кино высокого уровня. Это сложный, длительный процесс, а «Горький fest» — как раз поиск новых нравственных ориентиров. Мы показываем фильмы и отмечаем, на что и как зрители реагируют. Это не просто показ фильмов, а изучение интересов людей, живущих здесь. Такой анализ необходим для творческих людей, потому что дает понимание того, в каком направлении двигаться. Фестиваль будет развиваться, потому что у его автора мощная пробивная энергия, направленная именно в сторону изучения людей, просвещения и налаживания связей.