История Южного обхода Нижнего Новгорода насчитывает не один десяток лет. Работы начались еще в далеком 1984 году, и только сейчас, в августе 2020-го, стартовала их четвертая, завершающая стадия. Более 150 человек и 65 единиц техники ежедневно трудятся на объекте, чтобы закончить строительство в срок.
Рассказывать о необходимости данной дороги нет смысла: все понимают, что она позволит пустить в обход Нижнего Новгорода транзитный транспорт из Москвы и Казани, что и на экологическую обстановку благоприятно повлияет, и доставку грузов ускорит. Временные неудобства, которые придется потерпеть автомобилистам во время строительства, с лихвой окупятся в дальнейшем.
Напомним, первую очередь Южного обхода протяженностью 16 километров строили девять лет. Открыли ее в 1993 году. Она включала в себя две развязки и мост через Оку. Затем наступил перерыв, и строительство второй очереди началось только в 2006 году. Зато закончили работы достаточно быстро — за 2,5 года. Участок протяженностью 14,5 километров ввели в эксплуатацию в октябре 2008 года.
Третью очередь строили с 2009 до 2016 года. Работы несколько раз приостанавливались из-за нехватки финансирования. Впоследствии удалось привлечь средства из федерального бюджета. Общая стоимость строительства участка протяженностью 14,69 километра составила 8 млрд рублей. Движение транспорта по нему было торжественно запущено 14 сентября 2016 года.
Работы по строительству четвертой очереди будут вестись поэтапно. Сейчас подрядчик — тверское ООО «ДСК» — — приступил к реализации первого и третьего. Они включают в себя работы на участке протяженностью 8,23 км. Стоимость проекта составляет 4,1 млрд рублей. Всего же до 2024 года предстоит построить 36,03 километра качественного дорожного полотна, а также ряд необходимых сооружений. Общая стоимость работ станет известна после получения заключения госэскспертизы по оставшимся двум этапам.
Нас ждет большая реконструкция и строительство четвертой очереди обхода. Ее пуск в эксплуатацию позволит вывести за пределы городов весь транзитный транспорт, который идет через Нижний Новгород и Кстово. Это позволит получить как экономический, так и экологический эффект. Транзитная дорога на Казань и Москву станет свободной, беспрепятственной, комфортной и безопасной, — подчеркнул исполняющий обязанности начальника ФКУ Упрдор Москва — Нижний Новгород Александр Лукашук на выездном совещании 15 октября.
Какой же станет дорога после завершения всех работ? По словам Александра Лукашука, она будет доведена до первой технической категории 1Б. Это означает, что проезжую часть расширят до четырех полос шириной 3,75 метра каждая, расчетная скорость движения по ней составит 120 км/ч, а разрешенная — до 110 км/ч.
Работы также включают в себя строительство пяти мостов. Они протянутся через реки Алферовка, Озерка, Шава, Цедень и Дудоровка. К строительству первого из них подрядчик уже приступил. В настоящее время около Алферовки ведется устройство свайного основания фундамента моста. Он даст возможность обеспечить так называемую «зеленую волну» без светофоров и пересечения наземных переходов.
Кроме того, на участке возведут разноуровневую развязку. Она появится на пересечении трассы М-7 с местной дорогой Работки — Порецкое. На 468-м километре магистрали планируется построить разворотную петлю.
Это позволит водителям комфортно и безопасно ехать с большой скоростью и разворачиваться, — пояснил Александр Лукашук.
Также на всей протяженности участка будет установлено освещение. Появится и металлическое барьерное ограждение, и шумозащитные экраны. Ширина разделительной полосы составит 2,7 метра.
В рамках второго и четвертого этапа на пересечении с трассой Кстово — Дальнее Константиново возведут двухуровневую развязку по типу «клеверный лист». Также будет построена новая дорога, которая соединит третью очередь Южного обхода с выходом на 465-й километр М-7. Там появится развязка типа «труба». Сама дорога пройдет по пересеченной местности, а ее протяженность составит 27,8 километров. На этих же этапах планируется и строительство остальных четырех мостов. Реализовать их предполагается в 2024 году.
Объект особой сложности не представляет. Но следует учитывать высокую интенсивность дорожного движения,- отметил Лукашук.
Он также подчеркнул, что неудобства для водителей будут сведены к минимуму. Вводить существенные ограничения на время строительства не планируется. Сейчас идет подготовка временных объездных дорог для автомобилистов.
Серьезных препятствий по прохождению данного участка не будет даже во время реконструкции и проведения основных работ. Мы только просим водителей соблюдать требования дорожных знаков, быть более внимательными и следить за поступающей информацией,- сказал Лукашук.
Как доложил заместитель генерального директора по строительству ООО «ДСК» Николай Усов, в настоящее время уже завершены подготовительные работы — валка леса, снятие почвенно-растительного слоя и уборка территории. Ведется строительство объездных дорог, продолжается устройство земляного полотна и дорожной одежды. На отдельных участках произведена выемка грунта.
Мы уже построили съезд на деревню Лавровку, приступили к возведению моста через реку Алферовку. Предстоит полностью поменять дорожное покрытие и водопропускные трубы на данном участке. Вновь построить необходимо 1,7 километра, однако, по сути, после реконструкции существующего участка мы получим новую дорогу,- поделилсяУсов.
Он также добавил, что в ближайшее время планируется увеличить число рабочих и техники на объекте. Ежедневно на площадку будут выходить 200 человек и сотня машин.
Строительство четвертой очереди обхода Нижнего Новгорода — важное событие для всех. Проектные решения проработаны на высочайшем уровне. Особое значение этот объект имеет для жителей Нижнего Новгорода и Кстова. Сейчас через эти города вынуждены перемещаться около 10 тысяч автомобилей, в том числе грузовой транспорт, следующий транзитом по маршруту Казань- Москва. Это и усложняет дорожную обстановку, и ухудшает экологическую ситуацию. Загазованность и пробки негативно влияют на окружающую среду. Но в ближайшее время мы от этого избавимся, — отметил министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Павел Саватеев.
Он также отметил, что параллельно прорабатываются и другие варианты отвода транзитного транспорта из Нижнего Новгорода.
Напомним, дорога Неклюдово — Золотово построена более чем на 90%.
Фото: Надя Кей
Карта предоставлена пресс-службой ФКУ Упрдор Москва — Нижний Новгород