Депутаты сразу трех фракций Государственной Думы Российской Федерации внесли на рассмотрение законопроект об отмене единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах в пользу традиционных выпускных испытаний. Инициатива — результат совместной деятельности политических партий ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия — За правду!».
Редакция ИА «В городе N» решила узнать, как относятся к такому предложению нижегородцы, имеющие отношение к законодательной власти и сфере образования.
Аргументы против ЕГЭ
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что реформа, начатая с введением ЕГЭ в 2009 году, не приносит ожидаемых результатов.
В Госдуму и раньше вносились инициативы об отмене экзамена, но они не были поддержаны правительством, потому что в качестве аргументов приводилось то, что исключение ЕГЭ приведет к упразднению системы выпускных и вступительных экзаменов, что скажется на снижении доступности высшего образования для детей из сельской местности и малообеспеченных семей.
Исследования, проведенные Высшей школой экономики, показали, что улучшилась мобильность абитуриентов, но возросла и вероятность возникновения у домохозяйств дополнительных расходов, связанных с поступлением выпускников в вузы и их переездом к месту учебы. Размер дополнительного финансирования абитуриентов со стороны родителей возрос на 40–50%, а на подготовку к экзаменам в последний учебный год — на 70%.
К тому же авторы инициативы полагают, что содержание ЕГЭ оторвано от школьной программы. Для эффективной подготовки к экзамену необходимо нанимать репетиторов, «услуги которых отличаются высокой стоимостью и непосильны для многих родителей».
Иногда ученикам, получившим высокие баллы, не остается мест в вузе из-за победителей и призеров олимпиад. Имеются факты, когда школьников за деньги готовят к олимпиадным заданиям преподаватели университетов, которые являются организаторами олимпиад, — указывается в пояснительной записке.
Многие деятели культуры и науки, а также учителя и родители утверждают, что тестирование не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения превращается в натаскивание на положительный результат на экзамене. Кроме того, из-за сложных вопросов и заданий ЕГЭ увеличилась нагрузка на учащихся, а индивидуальный подход педагогов к школьникам в связи с разницей условий обучения не учитывается.
Общество навязывает судьбоносный характер ЕГЭ, от которого чуть ли не зависит жизнь и будущая карьера выпускника. Не удивительно, что с каждым годом наблюдается увеличение количества суицидов среди подростков, сдающих единый госэкзамен, — отмечают авторы инициативы.
Также в пояснительной записке приводятся случаи, когда школьники подвергались моральному унижению перед сдачей ЕГЭ. К примеру, в Воронеже выпускницам пришлось снимать нижнее белье из-за слишком чувствительного металлоискателя в пункте сдачи экзамена, а в Чувашии сотрудница Рособрнадзора заставляла детей задирать рубашки, а во время сдачи ЕГЭ запрещала находиться в туалете дольше 30 секунд.
Безусловно, это происходит из-за боязни организаторов экзамена получить большой штраф, поэтому иные педагоги в порыве осуществить директиву свыше готовы пойти на унижение человеческого достоинства детей, — подчеркивается в документе.
Слово парламентариям
Мнения нижегородских политиков разделились. Председатель ЗСНО Евгений Люлин считает, что проект поправок в федеральный закон об образовании, возвращающий традиционные экзамены для выпускников общеобразовательных школ, — это попытка провести реформу одним махом.
фото: пресс-служба Законодательного собрания Нижегородской области
Инициатива, безусловно, громкая, но не имеющая отношения к успеху образовательной системы страны. Мы все помним, что ЕГЭ вводился для того, чтобы оценка знаний стала более объективной, справедливой. У тестов не может быть любимчиков, симпатий и антипатий. Да, к системе было и остается немало претензий, но по большому счету ЕГЭ оправдал ожидания: для талантливых ребят из провинции, не имеющих связей, открылась дорога в ведущие вузы страны. За прошедшие годы поменялись методики преподавания, выросли новые поколения не только учеников, но и педагогов. В случае принятия закон должен будет вступить в силу с 2025 года — не уверен, что такой резкий разворот пойдет на пользу. Революция всегда хуже эволюции», — заявил он корреспонденту ИА «В городе N».
Спикер Заксобрания считает, что в условиях, когда страна остро нуждается в квалифицированных кадрах, ломать существующую систему общего среднего образования — это неразумно. Более эффективным, по мнению Люлина, будет постепенная модернизация.
Похожей точки зрения придерживается и лидер фракции «Новые люди» в региональном парламенте, депутат Рустам Досаев.
фото: t.me/rdosaev
Отменять или принять ЕГЭ — это вопрос, на который многие не могут ответить. Единый экзамен — это реальная проверка знаний, где есть все: элементарные вопросы и «задания со звездочками». Да, часто бывает так, что выпускники теряются и спотыкаются, даже имея навыки отличного написания сочинений или, например, зная все математические формулы. Здесь проверяют все — от и до. Назвать прошлые испытания и результаты ЕГЭ объективными сложно — это лишь результативная часть, к которой можно приспособиться. И непонятно, чьи результаты будут выше: тех, кто сдает ЕГЭ, или по старому формату, который могут вернуть, — сказал Досаев.
Он согласен с тем, что очередной переход станет стрессом и для детей, и для преподавателей. Ведь к такой форме экзамена уже успели адаптироваться.
ЕГЭ и системы тестирования наших детей — нормально. Все воспоминания о том, что кто-то сдавал их иначе — лишь ностальгия. По такой системе сдают экзамены во всех странах мира, в том числе на Западе, в Китае и Европе. И там нет никаких вопросов к результатам. Поэтому не надо изобретать «велосипед». Нужно идти в тренде, дорабатывая минусы ЕГЭ, которые, наверняка, есть. Для развития науки и успеха наших детей нужно развивать саму систему образования, — подчеркнул депутат.
Лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия — За правду!», депутат Законодательного собрания Татьяна Гриневич, в отличие от коллег, уверена, что инициатива об отмене ЕГЭ не просто жизнеспособна, а является единственным вариантом урегулирования ситуации вокруг госэкзамена, который вот уже 15 лет разрушает систему образования и снижает качество обучения.
фото: пресс-служба Законодательного собрания Нижегородской области
При этом ЕГЭ до сих пор оторван от школьной программы, а это создает для детей и родителей дополнительные сложности, в том числе и финансовые. Кроме того, напряжение, которое создается в ходе сдачи экзамена, оказывает влияние на психику подростка. Мы предлагаем не просто отменить ЕГЭ, а даем альтернативу — заменить его на государственную итоговую аттестацию (ГИА) по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственных экзаменов. То есть вернуть все на свои места, — пояснила Гриневич.
По ее мнению, сейчас ЕГЭ — это не знание, а натаскивание, выработка навыка прохождения тестов. Детям сложно мыслить творчески, они зажаты в рамки критериев ответа, в соответствии с которыми должны выполнить задание.
Наша партия борется не только за отмену единого государственного экзамена, мы также настаиваем и на отмене ОГЭ. Еще свежи в памяти технические сбои в Нижегородской области втечение последних двух лет. Кроме того, есть целые исследования о том, что увеличилось число продаж успокоительных препаратов в период проведения ЕГЭ. Появляются страшные заголовки о том, что дети не справляются психологически и совершают непоправимое, — отметила Гриневич.
В качестве аргументов депутат приводит и финансовые траты, которые приходится делать родителям, нанимая репетиторов.
Почти 41 млрд рублей в год тратят родители на репетиторство по математике. По английскому языку — около 34 млрд. Каждая пятая российская семья (19%) потратила на подготовку ребенка к ЕГЭ до 100 тысяч рублей. Еще 13% отдали от 100 до 200 тысяч рублей, 6% — от 200 до 500 тысяч, 4% — от 300 до 500 тысяч рублей. При отмене ЕГЭ знания будут проверяться в ходе государственной итоговой аттестации только по школьной программе, которую ребенок осваивает в ходе учебного процесса, — перечислила Гриневич.
Говорить о минусах отмены ЕГЭ, по мнению депутата, пока рано, так как нужно сначала оценить в работе новый формат ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственного экзамена. Итоги станут заметны только через 3–4 года.
Бывший депутат Законодательного собрания Нижегородской области, а ныне директор частного общеобразовательного учреждения «Школа им. М. В. Ломоносова» Галина Клочкова уверена: нужно разделить ЕГЭ и школу.
фото: пресс-служба Законодательного собрания Нижегородской области
Из-за чего у нас сейчас все проблемы и скандалы? С одной стороны, школу оценивают по результатам ЕГЭ, при том, что есть дети, которые не поступают в вузы, а идут в техникумы учиться на рабочие специальности. Также есть школьники, которые испытывают сложности со здоровьем, а они вынуждены сдавать экзамен в общей массе, но, конечно же, с поблажками по времени тестирования и так далее, но, по факту, стресса от этого меньше не становится. Поэтому сам по себе ЕГЭ как промежуточный между школой и вузом любым — это хорошая идея, потому что она позволяет ребенку результат этого самого ЕГЭ подавать в разные вузы, но механизм и организация должны быть вне школы, — уточняет Клочкова.
Она тоже отметила рост трат на репетиторов и выступила за создание экзаменационного центра, который работал бы круглогодично.
В общем, все работает плохо, а в экзаменационном центре все просто — видеокамера, запись с указанием тайминга. Экзаменационные материалы закладываются в сейф, вынимаются из него, все процедуры прописаны, люди, которые там аккредитованы, несут определенную ответственность и за процедуру, и за результат. И тогда мы ЕГЭ сохраним. А если начнутся опять вступительные экзамены в вузы, то они будут ограничивать возможность поступления, поскольку проводятся в одно и то же время, от чего мы как раз и уходили, — поделилась экс-депутат.
А что педагоги?
В среде специалистов, которые непосредственно дают детям образование, также нет единого мнения о судьбе ЕГЭ.
Директор одной из школ в Советском районе Нижнего Новгорода рассказала «В городе N», что люди, далекие от системы образования, до сих пор считают, что единый госэкзамен — это «угадайка», хотя контрольно-измерительные материалы более чем за десять лет претерпели огромные изменения: наставить галочек на достойные баллы невозможно.
Появилось много заданий, проверяющих конкретные компетенции, навыки и уровень глубокого знания предмета. Также ЕГЭ открывает для выпускников широкие возможности выбора учебных заведений в разных городах, позволяет одновременно участвовать в отборе в разные вузы. А, с другой стороны, проваленный экзамен может оставить выпускника без аттестата. Также многое зависит от психологической обстановки в семье и школе, от формируемого отношения к экзамену. Мне кажется, важно работать именно над этим, — считает директор образовательного учреждения.
Сотрудница нижегородского педагогического вуза Александра (имя изменено по просьбе героини публикации), которая занимается репетиторством, отметила, что в систему единого государственного экзамена сейчас вложены слишком большие средства, чтобы можно было серьезно надеяться на его отмену.
Я готовлю к ЕГЭ с 2010 года, то есть практически с момента его введения, поэтому имею возможность сравнить экзамены разных лет. Например, все были недовольны снижением уровня речевой культуры школьников, воспитанных на ЕГЭ, — отметила она.
Наша собеседница пояснила, что за 15 лет обязательной сдачи единого государственного экзамена сложилась целая структура: те, кто готовит задания, те, кто готовит школьников — для огромного количества людей ЕГЭ стал средством к существованию.
Таким образом, современное общество между двух огней: с одной стороны, ЕГЭ — не лучшая форма аттестации, но, с другой стороны, отмена его сейчас стала бы ударом для многих, — резюмировала сотрудница педагогического вуза.
А вот преподающая сейчас журналистику и актерское мастерство, а также являющаяся советником директора по воспитанию одной из нижегородских школ Марина Суханова (имя и фамилия изменены по просьбе героини публикации), будучи ученицей, попала в первую волну сдачи ЕГЭ. И, по ее словам, это было ужасно.
Она подчеркнула, что тогда, 15 лет назад, их, подростков, которые все воспринимают очень близко к сердцу, буквально застращали, что от ЕГЭ зависит чуть ли не вся дальнейшая жизнь.
Раньше в школе ты сдал экзамены, и до свидания. Хочешь — работай, хочешь — в институт поступай. А сейчас везут в незнакомое образовательное учреждение, что уже испытание для психики, и обращаются там чуть ли не как в тюрьме: рукава заворачивать, паспорт показывать, сидеть по одному, в туалет — под «конвоем», считают, сколько ты в нем времени провел, делают пометки в бланке. Все это не самым лучшим образом сказывается на школьнике, — считает Марина.
Как педагог она общается с ребятами и анализирует, что и как поменялось в ЕГЭ за прошедшие годы. Так вот, по ее наблюдениям, практически ничего.
В качестве пояснения сказанному она рассказала, что, будучи школьницей, хотела сдавать литературу, по которой у нее была твердая «пятерка», поскольку училась Марина в классе с углубленным преподаванием этого предмета.
Классный руководитель мне говорит: «Марин, ты не сдашь». Просто посмотри вопросы ЕГЭ. Каким цветом были обои в комнате у такой-то барышни? А зачем это? Если раньше на экзамене по литературе можно было в ответе порассуждать, исходя из пройденного по предмету материала, то на ЕГЭ какая мне разница, какие цветы подарил герой героине. Главное-то в том, что между ними происходило! Сейчас дети, да и учителя, мне рассказывают, что уровень вопросов у ЕГЭ такой, что как будто рассчитан на уровень как минимум профессора в вузе. Даже если взять золотого медалиста, который по школьной программе все знает, он может не написать на сто баллов, потому что есть в вопросах такие темы, которые в школе не дают. И это ненормально, это заставляет родителей нанимать репетиторов, забивать детям мозги и лишать их свободного времени, — рассказала педагог.
«ЕГЭизм»
Пока инициатива депутатов по отмене ЕГЭ изучается их коллегами в думских комитетах, а школьники продолжают сдавать экзамены в существующем формате, остается только ждать, чем закончится очередная попытка народных избранников победить или перекроить на свой лад образовательную махину, которая не сильно поддается корректировке с 2009 года.
А те, кто пережил ЕГЭ, но постоянно сталкиваются с его последствиями, видят решение проблемы исключительно в иронии над ситуацией. Из всего разнообразия существующих хохм и злободневных каламбуров более-менее нейтрально звучит следующая фраза:
ЕГЭ чем-то напоминает опрос общественного мнения: когда нам задают не те вопросы, предлагают на них не те ответы, а потом делают о нас те еще выводы.