Поздно вечером 3 января в социальных сетях начали публиковаться многочисленные жалобы пассажиров поезда «Ласточка», следовавшего из Нижнего Новгорода в Москву. Он столкнулся с серьёзной поломкой, и на ближайшей станции пассажиров пересадили (а точнее будет написать перевели) в исправные вагоны. Но и на этом злоключения поезда не закончились — впереди была ещё одна вынужденная остановка. Кому-то стало плохо, некоторые утверждали, что их товарищи по несчастью падали в обморок.
В новогодние праздники подобные истории происходили в разных уголках страны. Ниже мы расскажем вам о каждом из этих случаев, если вы что-то пропустили, и поясним, какая компенсация положена пассажирам.
Эпизод № 1. В тесноте и в обиде
«Ласточка» № 707 — один из многих скоростных поездов между Нижнем Новгородом и Москвой. Он отправляется с Московского вокзала в столице Приволжья в 18:57 и прибывает на Восточный вокзал в 22:41. Он также один из самых быстрых — время поездки составляет всего 3 часа 44 минуты. Однако пассажиры, которые отправились на нём в путь 3 января, никак не рассчитывали, что задержатся больше чем на два с половиной часа.
Первая незапланированная остановка произошла в 20:40 на перегоне Второво — Владимир во Владимирской области. Состав отстал от графика на 37 минут, но, тем не менее, снова двинулся в путь.
В дороге в нескольких хвостовых вагонах внезапно отключились системы отопления и электроснабжения. На фоне тридцатиградусных морозов пассажиры оказались в темноте и холоде.
На станции Петушки им предложили перейти в исправные вагоны, которые, ввиду популярности маршрута, были заполнены. Людям пришлось стоять, причём свободного места было крайне мало. Отметим, что на роликах, где стоящие пассажиры находятся рядом с сидящими, в вагоне также нет света. Кроме того, у кого-то уже начинают сдавать нервы, слышен детский плач.
Повторная вынужденная остановка произошла уже в Москве, на станции Лефортово. В итоге на Восточный вокзал поезд пришёл с опозданием 2 часа и 34 минуты. Многие пассажиры не успели на другие запланированные рейсы, кому-то понадобилась помощь врачей.
Ехала в нем. Те кто предлагают: «ну, из Петушков могли и сами уехать» — нет, не могли. Общественный транспорт в Москву уже не ехал, никого не выпускали из поезда. А в Москве перед Соколиной горой пока два часа стояли, проводники уже сами предлагали выбить окна. Кому-то плохо стало, туалет не работал, люди три часа с сумками и в шубах стояли. Ноль веселья, — ответила одна из пассажирок в социальных сетях на вопросы о произошедшем в поезде.
Одна из вероятных причин столь серьёзных проблем — обледенение контактной сети. Разбираться в случившемся будет транспортная прокуратура. Кроме того, готовность помочь пассажирам выразил Роспотребнадзор. В ФПК (это дочернее общество ОАО «РЖД») тоже отреагировали на случившееся. Всем пассажирам была компенсирована стоимость билетов.
Эпизод № 2. Нижегородцам снова не везёт
Речь идёт о скоростном поезде № 705 «Ласточка», который выехал из Нижнего Новгорода 4 января в 15:33 и должен был приехать в Москву уже через 3 часа 55 минут.
По воспоминаниям пассажиров, в 19:04, когда до пункта назначения оставалось совсем немного, вагоны стали остывать. Вскоре погас и свет. Поезд вынужденно остановился в Электроуглях.
По громкой связи машинист объяснил, что все, кто намерен добираться до Москвы другим способом, могут выйти из вагона, остальным же остаётся только ждать прибытия тягача. Те, кто опаздывал, столкнулись с новыми проблемами: цены на такси оказались выше, чем стоимость билета на поезд в день отправления, а именно порядка пяти тысяч рублей.
Как уточняется в telegram-канале Московской железной дороги, резервный состав оперативно отправился на помощь застрявшим пассажирам.
За время ожидания температура воздуха в вагонах не опустилась ниже +19 градусов. В 19:50 пассажиры были пересажены в резервный поезд, после чего продолжили ехать в комфортных условиях, — уточнили в МЖД.
На конечную станцию — Восточный вокзал — поезд прибыл в 21:27. Отставание от графика составило почти два часа.
Эпизод № 3: Задержка на девять часов
В тот же день, 4 января, очень не повезло пассажирам поезда № 346 Адлер — Нижневартовск. Он вынужденно остановился на перегоне Кунашак — Муслюмово Южно-Уральской железной дороги. Шли часы, у людей начали заканчиваться питьевая вода и еда, в соцсетях путешественники жаловались, что туалеты тоже оказывались закрытыми.
Пассажиры рассказали, что экипаж поезда пытался распределить уголь по вагонам, но этого не хватало, чтобы удерживать комфортную температуру. При этом свет в вагонах был, он работал в ночном режиме, но всё-таки позволял заряжать гаджеты.
В самом поезде нам выдали питание, потому что уже поступали жалобы, что у многих пассажиров закончилась еда и вода, в Екатеринбурге нам также выдали консервированную еду и воду, — рассказала нам пассажирка поезда Анастасия Быцина.
Девушка уточнила, что она не собирается во что бы то ни стало добиваться компенсации стоимости проезда. Однако её попутчики были намерены обращаться в РЖД с требованием вернуть деньги. Самой же Анастасии, как и другим пассажирам, было начислено 4000 бонусных баллов РЖД.
Состав продолжил движение только через девять часов. Чтобы нагнать потерянное время, железнодорожники сокращали длительность стоянок.
В telegram-канале ЮУЖД уже в день аварии начали появляться оперативные сообщения, касающиеся ситуации с этим и другими поездами. Дело в том, что всего на перегоне в тот день застряло шесть поездов, в том числе:
- № 332 Уфа — Новый Уренгой;
- № 331 Новый Уренгой — Уфа;
- № 122 Оренбург — Екатеринбург;
- № 146 Челябинск — Санкт-Петербург;
- № 6256 Челябинск — Каменск-Уральский.
К делу подключились региональный транспортный прокурор, оперативный штаб Южно-Уральской железной дороги, следователи. Центральное межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ организовало в проверку по факту задержки поездов. По предварительным данным, причиной ЧП стала поломка колёсной пары у поезда из Адлера.
Эпизод № 4: «Финист» крылья подморозил
Чтобы вы лучше прочувствовали всю боль этой ситуации, нужна небольшая предыстория. Дело в том, что поезда «Ласточка» в России обслуживала немецкая компания «Siemens», и делать это она прекратила в мае 2022 года, после чего вовсе покинула наш рынок. Производство поездов данной модели было остановлено. Несмотря на то, что у «Ласточек» в России ещё есть ресурсы и они какое-то время будут на ходу, стране оказался необходим свой поезд.
И вот родился «Финист». Так назвали максимально схожий с «Ласточкой» поезд, но из российских комплектующих. При этом в РЖД подчёркивали, что название — это своеобразная отсылка к птице Феникс, которая возрождается из пепла.
Финисты», как и ранее «Ласточки», собирают на заводе «Уральские локомотивы». Внутри установлены эргономичные сиденья, индивидуальные USB-розетки, подъёмник и крепления для инвалидных кресел. Также в этом поезде будет не два туалета, как в «Ласточке», а три.
Впервые поезд начал следовать по маршруту Екатеринбург — Каменск Уральский, в январе его начали пускать по другим маршрутам в Свердловской области. Вопрос о запуске «Финиста» на Горьковской железной дороге находится в стадии рассмотрения.
4 января Электропоезд «Финист», следовавший из Качканара до Екатеринбурга, сделал вынужденную остановку в пригороде Нижнего Тагила из-за технических проблем. Спустя какое-то время сотрудники поезда попросили людей одеться и выйти, чтобы пересесть в другой поезд. В итоге задержка составила 1 час 50 минут. После инцидента «Финист» отправился на
Важно отметить, что эксплуатация данного поезда началась в сложных метеоусловиях, когда нередки сильные морозы. Кроме того, период новогодних праздников всегда сопряжён с возросшим пассажиропотоком. При этом изготовитель поезда отреагировал на неполадки достаточно быстро и объяснил, что сейчас нарабатывается опыт эксплуатации комплектующих.
На что имеют право пассажиры?
Если обратиться к закону, то станет понятно, что в подобных случаях пассажиры имеют право требовать больше, чем начисление бонусных баллов. Они, к слову, не эквивалентны рублям.
Следует открыть Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и найти статью 110:
За задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трёх процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных независящих от перевозчика обстоятельств.
Там же уточняется, что пассажир имеет право требовать возместить ему иные убытки, если подобное предполагается законом.
Но это ещё не всё. У ФПК есть
В этом же документе уточняется, что выплату произведут, если опоздание произошло по вине ОАО «РЖД» или АО «ФПК». Компенсация осуществляется только по проездным документам, оформленным любым допустимым способом.
Примечательно, что пассажиры второй опоздавшей «Ласточки» из Нижнего Новгорода приехали в Москву в 21:27, тогда как должны были в 19:28. До полной компенсации они «не дотянули» две минуты.
Теперь разберёмся, что такое скоростной поезд. Как следует из описания на сайте РЖД, такие поезда должны иметь маршрутную скорость не менее 91 км/ч при допускаемых скоростях движения в интервале 141–200 км/ч.
Есть также скорые (от 50 км/ч до 91 км/ч) и пассажирские (менее 50 км/ч.) поезда.
Как понять, на каком поезде вы едете? Взгляните на его номер.
- 1–150 — скорые круглогодичные;
- 151–298 — скорые сезонного и разового обращения;
- 301–450 — пассажирские круглогодичные;
- 451- 598 — пассажирские сезонные, разового назначения, детские;
- 601–698 — пассажирские круглогодичные;
- 701–750 — скоростные;
- 751–788 — высокоскоростные;
- 801–898 — скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом (кроме скоростных и высокоскоростных);
- 921–940 — туристические коммерческие;
- 6001–6998 — пригородные;
- 7001–7598 — скорые (скоростные) пригородные и городские поезда;
- 7601–7628 — пригородные поезда служебного назначения.
Как с непогодой справляются на ГЖД?
Низкие температуры и снег никогда не считаются с нашей спешкой. Впрочем, многие из опоздавших пассажиров наверняка были склонны искать виноватых среди сотрудников железной дороги — стоит хотя бы почитать несколько веток комментариев в популярных пабликах. Однако железнодорожники на самом деле ведут непростую работу по предотвращению нештатных ситуаций. Мы обратились в пресс-службу Горьковской железной дороги чтобы узнать, какие мероприятия реализуются на объектах филиала.
Нам пояснили, что в период новогодних праздников ГЖД осуществляла дополнительную подготовку к работе в условиях низких температур. В первую очередь, прошла ревизия всевозможных устройств и систем. Специалисты также провели ряд проверок.
Усилен контроль за очисткой пассажирских платформ, пешеходных мостов, тоннелей, а также контактных сетей от снега и наледи. Работники ГЖД совместно с подрядными организациями производят ежедневную очистку территории вокзалов и станций ото льда, посыпают платформы песком и реагентами. Ежедневный контроль санитарного состояния платформ ведётся начальниками участков и машинистами, — рассказали нам в компании.
Работникам железной дороги выдаётся спецодежда и защитные средства от обморожения. Новичков отправляют проходить обязательное обучение, в котором уделяется внимание работе в период холодов.
Кроме того, 103 спецмашины, включая снегоочистители, заняты уборкой и вывозом снега на Горьковской магистрали.
Вместо выводов
«Под Москвой ни немцев, ни французов… Такая зима пропадает!». На фоне описанных выше событий эта бородатая шутка приобретает тонкий импортозамещающий подтекст. «Иностранцев» среди поездов на наших железных дорогах в будущем, возможно, действительно не останется, но едва ли это повод для грусти.
Можно ли было избежать всех этих обидных поломок — решат компетентные инстанции. Пока можно только судить о том, как быстро на недовольство пассажиров отреагировал перевозчик. В Нижегородской области решение о компенсации было принято без проволочек, однако вряд ли это помогло пассажирам, которые упустили долгожданный самолёт или не успели на другой поезд.