Два обильных снегопада, которые обрушились на Нижний Новгород за прошедшие пару недель, как это водится каждую зиму, мало кого из горожан оставили равнодушными. Те, кому положено ликвидировать осадки, делали это в меру сил и возможностей. Остальные жители указывали городскому руководству на дворы и улицы, где дворников с лопатами и метлами не видели с прошлого года. Кое-кто продемонстрировал этим взрослым, что не стоит полагаться стопроцентно на коммунальщиков и надо самим брать лопаты в руки. А кое-кому сугробы даже были в радость, поскольку из них можно создавать симпатичные снежные скульптуры.
Редакция ИА «В городе N», рассказывая обо всем этом читателям, вспомнила, что в Нижегородском районе не так давно появилось место, главная задача которого, — ликвидировать снежные массы, и направила туда корреспондента, чтобы узнать во всех подробностях о процессе плавления зимних осадков.
У снега два пути
Нескончаемая вереница самосвалов — от небольших «ГАЗонов» до многотонных представителей китайского автопрома — следовала по Лысогорской улице, мимо базы МЧС, в пункт назначения. Снег в кузовах машин был то относительно белый, то цвета какао, а то и вовсе походил на темные глыбы мрамора. Наряду с этим, показалось странным, что не все грузовики ехали туда, куда следует.
Практически каждый третий автомобиль неожиданно сворачивал направо, на площадку за небольшим бетонным заводом, и разгружался там.
Как выяснилось, в этом месте снег складируется незаконно, а легальное место утилизации зимних осадков находится буквально в ста метрах далее.
Станция снеготаяния
О том, что в самом конце набережной Гребного канала, рядом с Нижегородской станцией аэрации (НСА), появится станция снеготаяния, Водоканал проинформировал летом 2019 года.
По представленному ресурсоснабжающей организацией проекту, снег должен плавиться естественным образом в сточных водах, так как их средняя температура составляет 15–18°С. После плавления в камере снеготаяния осадки с помощью насосов будут перекачиваться в городские коллекторы и отправляться на очистку сточных вод на станцию аэрации. Предполагалось, что размер инвестиций, необходимых на запуск объекта в работу, составит около 104 млн рублей. Директор ООО «Про снег» Максим Захаров, под чьим руководством в рамках концессионного соглашения с городской администрацией работает станция, сообщил, что сумма, потраченная на ввод ее в эксплуатацию, составила 220 млн рублей.
100 тысяч кубов на старте
Территория, которую занимает комплекс снеготаяния, составляет чуть более 24 тысяч квадратных метров. На ней располагаются административно-бытовой корпус, контрольно-пропускной пункт, камера снеготаяния, насосы для перекачки смеси сточных вод и талого стока в камеру НСА, а также трансформаторная подстанция.
По сути, объект был готов еще в прошлом году, но официально к работе приступил в начале этой зимы, 7 декабря.
За две недели станция приняла более 100 тысяч кубометров снега (приблизительно 5000 самосвалов), и это только с Нижегородского района, на обслуживание которого она рассчитана. Общая мощность станции составляет 400–450 тысяч кубов за сезон.
Очень снежный месяц
Как рассказал у себя в Telegram-канале мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, только за минувшие выходные снежный покров в столице Приволжья превысил норму на 150–200%. На утро воскресенья, 18 декабря, высота сугробов в Нагорной части составила 39 см. Такого снежного первого зимнего месяца в регионе не наблюдалось 12 лет. Самое максимальное количество осадков, по словам начальника отдела метеопрогнозов ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» Ольги Мокеевой, было зафиксировано в 2010 году, когда за 12 часов выпало более 20 мм снега. Как пояснила синоптик, от такого количества крыша может проломиться.
Снег, вода и грязь
Несмотря на трудные погодные условия, станция ежечасно принимала автомобили со снегом. Пиковая нагрузка составила 320 машин в сутки.
Самосвал заезжает, считывается его номер, чтобы мы знали, от какой он организации, у нас для этого есть списки от администрации, затем подъезжает к шнековой установке, разгружается с соблюдением требований техники безопасности и выезжает с территории, что тоже фиксируется, — рассказал о процессе приемки автомобилей начальник станции снеготаяния Андрей Чекноваров.
При этом не все машины, согласно техническому регламенту, могут сваливать снег в дробилки-сепараторы, выполняющие роль «рассекателя» снежной массы.
Автомобиль с боковой разгрузкой не подъезжает к шнекам, а также четырехосные самосвалы, чья грузоподъемность составляет 30 кубов. Такой вес может привести к поломке оборудования, поэтому они разгружаются на площадке временного складирования, откуда потом уже снег доставляется на плавку бульдозером, — продолжил знакомить с нюансами работы начальник станции.
Получающаяся вода по коллектору поступает на НСА, где проходит фильтрацию, очистку и далее сбрасывается в Волгу, а мусор, который привозится вместе со снегом, — песок, земля, остатки реагентов и прочие отходы жизнедеятельности — собирается в отдельный контейнер и в дальнейшем утилизируется.
В смену, не считая меня, работает четыре человека, а так у нас еще есть специалисты по внештатным ситуациям, которые приезжают в любое время, — сообщил начальник станции.
Этого количества обслуживающего персонала вполне достаточно, чтобы перерабатывать в сутки до 7000 кубов снега — чуть более 300 самосвалов. Во время снегопадов нагрузка на станцию, естественно, увеличивается.
Бывает такое, что за ночь привозят объем снега, который обычно случается за сутки. В этом случае задействуем площадки для складирования, — пояснил Андрей Чекноваров.
Одна из таких зон примыкает к станции. В будущем, как сообщил директор ООО «Про снег» Максим Захаров, ее ждет модернизация, и смета на этот процесс уже согласована. Также в планах увеличить мощность снегоплавильного оборудования. В летний период на станции пройдут подготовительные работы к новому зимнему сезону.
А пока не кончился нынешний, процесс плавления будет продолжаться круглосуточно, созвучно со строчкой «снег растаявший — он вода» из шлягера Филиппа Киркорова.
Кстати, по последним данным от городской администрации, с улиц Нижнего Новгорода уже вывезено 5000 самосвалов снежной массы.