Комплекс банка Рукавишниковых на Нижне-Волжской набережной, где раньше располагалась швейная фабрика «Маяк», совсем скоро обретет вторую жизнь. В здании уже начались реставрационные работы, которые должны завершиться в августе. Специалистам предстоит привести в порядок фасад, восстановив утраченные элементы, а также усилить стены.
Швейная фабрика в стенах банка
История здания началась в 1908 году, когда наследники купца Михаила Рукавишникова обратились к московскому архитектору Федору Шехтелю с просьбой разработать планы фасадов для возведения нового корпуса банка на месте старого. Строительство велось в 1913 — 1916 годах. В период Первой мировой войны в здании разместилась эвакуированная швейная мастерская, которая раньше работала при Варшавской военной тюрьме. Она выпускала обмундирование, а затем промышленную и женскую одежду. Предприятие неоднократно меняло название, но его назначение оставалось прежним.
Швейная фабрика просуществовала до 2015 года. После того, как производство остановилось, здание несколько лет пустовало.
Арт-кластер в стенах швейной фабрики
К 800-летию Нижнего Новгорода объект было решено восстановить и превратить его в арт-кластер. На реставрацию центрального фасада было выделено более 50 млн рублей, однако по итогам аукциона цена снизилась до 42,8 млн рублей. Конкурс выиграла компания из Санкт-Петербурга «Апекс». У нее уже есть опыт реставрации исторических зданий в Северной столице.
Когда мы приступили к работам, здание было в плачевном состоянии. Долгое время за ним никто не следил и не ухаживал, часть исторической плитки оказалась утрачена, — поделился начальник участка ООО «Апекс» Александр Скудный.
Историческая точность цвета
На объект подрядчик вышел в середине декабря 2020 года. В ходе подготовительного этапа были установлены леса, создан тепловой контур, чтобы обеспечить необходимую температуру для производства работ по усилению стен и замене плитки.
Мы взяли образцы исторической плитки, провели лабораторные изыскания совместно с научно-исследовательским центром при Русском музее в Санкт-Петербурге, полностью разобрали ее состав. В гончарных мастерских подобрали консистенцию и размерную линейку. Сейчас дело за колористикой. В настоящее время подбираем цвет, чтобы максимально попасть в исторический, — рассказал начальник участка.
Какой процент плитки необходимо заменить, специалисты смогут сказать позднее.
Температурные и погодные условия пока не позволяют проводить прокачку стен. Сейчас мы закрыли тепловой контур. Будем нагнетать нужную температуру, чтобы раствор набирал все свойства как изнутри, так и снаружи. Технология подразумевает его закачку под давлением, из-за чего плитка в тех местах, где она держится слабо, может отлететь. После этого мы определим утраты. Ту плитку, которую спасти и восстановить уже невозможно, мы снимем с фасада, — пояснил Александр Скудный.
По его словам, в настоящее время работы идут в графике. Сейчас на объекте трудится 15 человек. В перспективе количество рабочих будет увеличено. Реставрация ведется под строгим контролем надзорных органов, так как здание является объектом культурного наследия.
Проект разработан согласно историческим фотографиям и исследованиям. У нас большой опыт, и „Маяк“ станет украшением облика города. Мы приведем в порядок фасад, усилим несущую способность стен, укрепим плитку, отреставрируем металлические фиалы, которые находятся наверху, и другие декоративные элементы. То есть, здание приобретет свой исконный вид, — подчеркнул Скудный.
Инъекции для стен
Инъектирование стен, к которому уже приступили рабочие, предполагает сверление отверстий на определенном расстоянии на установленную проектом глубину. Затем они продуваются от пыли и промываются водой, чтобы улучшить сцепку материала. После этого производится цементация. Под определенным давлением закачивается раствор, который расходится по всем трещинам и незаполненным пространствам, тем самым усиливая стену.
«Мертвые» места заполняются раствором, и стена становится мощнее. Самое главное — выдержать температурный режим. «Прокачивать» фасад снаружи и поштучно восстанавливать плитку мы начнем уже в теплое время года, — отметил начальник участка.
Поддержание огня
Простых работ, по словам начальника участка, на объекте нет. Сохранившиеся декоративные элементы требуют особо бережного отношения.
Самая главная сложность — привести в порядок плитку, которой более ста лет, попасть во все характеристики и цвет, но эта проблема практически решена. Мы постараемся показать, что реставрация и воссоздание памятников архитектуры — это не охрана пепла, а поддержание огня, — заключил Скудный.
После реставрации «Маяк» станет творческим кластером, который объединит талантливых людей и превратится в площадку для генерации новых проектов.
Арт-кластеры — это пространства не только для художников, дизайнеров и архитекторов. Здесь могут быть специалисты по IT-технологиям, программисты, малые предприниматели на стадии „старт-ап“ и другие. Такие места предназначены для работы, жизни и общения. Когда талантливые люди находят применение в родном городе, улучшают его, создают вместе проекты в разных сферах: в культуре, IT, — все это в целом это улучшает атмосферу внутри города. Обычному человеку, который не из творческих индустрий, это, в первую очередь, дает другое качество среды. Получается, что арт-кластер — это в целом про город, — подчеркнул заместитель председателя правительства Нижегородской области, министр культуры региона Олег Беркович.
Равнение на Москву и Питер
По его словам, при формировании арт-кластера планируется ориентироваться на лучшие практики.
При работе с бывшей фабрикой „Маяк“ мы смотрим на лучшие образцы: „Новая Голландия“ в Санкт-Петербурге, „Винзавод“ в Москве, „Октава“ в Туле. Разумеется, мы планируем делиться и перенимать опыт других регионов. В конечном итоге у нас установится связь и получится такая межрегиональная сеть с большими возможностями для творческих людей, — сказал Беркович.
Напомним, в настоящее время реставрационные работы также ведутся в Нижегородском кремле.
Фото: Надя Кей