Top.Mail.Ru

Эдвард Радзинский: я не читаю лекции, а путешествую в прошлое

11

Накануне премьеры Эдвард Станиславович встретился с нижегородскими журналистами и рассказал о том, в чем, по его мнению, состоит русский парадокс, как он относится к пародиям на себя и с чем у него ассоциируется наш город.

Может ли любовь управлять политикой, какие загадки таит в себе история восхождения на престол великих императриц, что скрывает прошлое нашей страны? Получить ответы на эти и многие другие вопросы, открыть для себя множество неизвестных фактов, горожане смогут на авторском вечере писателя, драматурга, сценариста и телеведущего Эдварда Радзинского. 14 апреля в ТЮЗе он впервые в Нижнем Новгороде представит программу «Царство женщин, или Русский парадокс», посвященную пяти императрицам XVIII века. Накануне премьеры Эдвард Станиславович встретился с нижегородскими журналистами и рассказал о том, в чем, по его мнению, состоит русский парадокс, как он относится к пародиям на себя и с чем у него ассоциируется наш город.
О роли личности в истории

«Спрос на личности, о которых я рассказываю, действительно велик. Я вижу, что они — это я. Я должен понимать их психологию, так как она является основой всех поступков в истории. Она ставит загадку, не простую, а загадку личности. И для того, чтобы понять, почему человек это делает, вы должны его понять и стать им, и это прекрасно».

О «Царстве женщин…»

«Царство женщин, или Русский парадокс» — это несколько пьес про любовь. Это истории пяти великих императриц, самодержавно правивших мужской страной — разных и очень похожих. Я рассказываю, как это было, почему возникло, кто прародитель этого фантастического парадокса. Даже во Франции такого не было, а ведь это страна величайшего уважения к женщинам. Это безумно интересно. Одна императрица любила так, другая — иначе, была даже одна однолюбка. И здесь я рассказываю про чувства и отношения. Последний раз я выступал с этой программой в огромном полуторатысячном зале. Она длилась четыре часа, но я не мог остановиться. Мы были вместе с залом, и он требовал продолжения. Большую часть зрителей составляли молодые люди, причем совсем молодые. Были даже семьи с детьми, которым, наверное, про это слушать еще рано».
О женщинах во власти

«В стране, где есть пословицы „Бьет — значит любит“ и другие, отражающие отношение к женщине, и пять императриц, перед которыми все трепетали, это и есть парадокс нашего сознания. У нас даже для депутата считается нормальным оттаскать женщину за волосы. То же самое происходит в украинском парламенте. Когда пал царизм и к власти пришло временное правительство, там не было ни одной женщины. Пришли большевики, у которых написано на знамени о равноправии. Но и в сталинском правительстве не было ни одной женщины, да и в ленинском тоже.

Только при Хрущеве появилась одна — Екатерина Фурцева, которую почему-то называли Екатериной Великой, хотя никакого влияния на политику она не имела. Но она была единственным министром культуры, который брал на себя ответственность и решал, до нее и после нее были мужчины, которые всего боялись. Большинство наших сограждан и сейчас готовы видеть женщину в бизнесе, в спорте, но не в политике».

О путешествиях в прошлое

«Я никогда не читал лекций. Лекция — это то, что человек уже выучил и готов поделиться своими знаниями. Я же пытаюсь вместе с теми, кто сидит в зале, совершить увлекательное путешествие в прошлое. При этом я должен видеть то, что рассказываю. Надеюсь, что в результате это видят и те, кто меня слушает, и это самое важное. Каждый раз это сотворчество. Даже если я говорю на одну и ту же тему, меня слушают уже другие люди, и если им интересно, у нас все получится».
О творчестве

«Пьесы — это нечто особенное. Драматург пишет одно, режиссер ставит совсем другое, зритель видит третье… У меня были великие режиссеры: Эфрос, Товстоногов, Гончаров… Я привык к тому, что они ставят мои пьесы. Для меня странно видеть афиши знаменитого театра, на которых написано: „Гамлет“. Инсценировка такого-то». Представляете, какой мощи талант должен быть у этого неизвестного человека, чтобы инсценировать Шекспира?»

О пародиях

«К пародиям на себя я отношусь замечательно. Может быть, некоторые люди не будут слушать меня, а пародию будут. У них должно быть свое представление обо мне. Я бы сейчас с удовольствием посмотрел и послушал Галкина, чтобы окунуться в приятное прошлое, когда я был лет на 15 — 20 моложе. Это смешно и весело. Когда нет пародий, значит, ты уже закончился. Чем больше про вас клеветы — тем больше вы сделали. Это закон. Когда-то у меня в Нью-Йорке вышла книга о Николае II, которая сразу стала бестселлером. Было много рецензий, но когда я прочитал статью в русской газете, она меня очень огорчила, так как там была написана неправда. Но у меня была прекрасная редактор — Жаклин Кеннеди-Онассис. И когда она поняла, что меня так расстроило, она произнесла фразу, которую я запомнил: „Это такой жанр: русские о русских“. Мы широко известны своей „любовью“ друг к другу».

О Нижнем Новгороде

Нижний Новгород — это часть русской истории, город, где есть и купеческий размах, и Смута, и русский капитализм, и пьеса «Гроза», и очень хороший писатель Горький. Мне все это безумно интересно. Сам город удивительный, меня поразили бесконечные холмы. А еще бросилась в глаза надпись на машине «Автомобиль существует совсем не для того, чтобы ездить по асфальту». Ее надо было поместить при въезде в город. Я обязательно познакомлюсь с Нижним Новгородом поближе».