Top.Mail.Ru

Дураки, дороги и налоги

10

«Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения!», – изрек Остап Бендер, восседая в стареньком «Лорен – Дитрих» по кличке «Антилопа – гну».

Со времен промысла великолепного сына лейтенанта Шмидта минула уже целая вечность, и Ильф на пару с Петровым перевернулись бы там, где они сейчас находятся, узнав, что в 2011 году автомобиль превратился в самую что ни на есть роскошь. Даже «Жигули» модели №5. Даже если им 100 лет.

Ведь, как бывало в прежние времена, хотя бы лет 20 назад? Человек мечтал о собственной машине, работал – работал – работал (вариация глагола возможна на ваше усмотрение), наконец, купил собственный автомобиль и наступил всепоглощающий катарсис. Можно подводить промежуточный итог: жизнь удалась!

Сегодня схема достижения счастья заметно усложнилась и покупка машины является только первым шагом на пути невероятных и изматывающих приключений. Приобретенный часто нечеловеческими усилиями автомобиль нужно не только «кормить» бензином, цена на который растет ежедневно, словно на первосортных дрожжах, но и оплачивать почву под его колесами – перечислять на счет государства кругленькую сумму по квитанции «Транспортный налог». Размер суммы индивидуален и зависит исключительно от объема двигателя вашего автомобиля.

Большинство автовладельцев не знают о налогах ровным счетом ничего. Однако, незнание от «уплаты» не освобождает.

Если вы автолюбитель с желтым восклицательным знаком, то ознакомиться со всеми нюансами экономической стороны вопроса вам поможет Налоговый кодекс РФ.

Мы же намерены разобрать на этой электронной странице конкретный прецедент, касающийся нижегородцев (на авто и без авто).

Знали ли вы, что процентные ставки по транспортному налогу в Нижегородской области в разы выше, чем в любом другом субъекте Российской Федерации? Благодарить за это стоит Правительство Нижегородской области. Дело в том, что в 2010 году Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в ст. 342 и ст. 361 ч. II Налогового кодекса РФ» не только сокращающий ставки транспортного налога вдвое, но и закрепляющий за руководством регионов РФ право устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой или же повышать этой ставки, но не более чем в 10 раз.

Итак, вопрос: как вы думаете, что выбрало нижегородское Правительство? Конечно же, максимальное повышение. Область наша, все-таки, развивающаяся, с грамотно построенной инвестиционной политикой. А климат Нижнего Новгорода вообще признан наиболее благоприятным для бизнеса. Так что планку мы привыкли ставить только самую высокую, а идти на опережение – наш девиз.

Сравним московские и нижегородские процентные ставки по транспортному налогу относительно установленных Налоговым кодексов РФ.

Например, обладая легковым автомобилем с мощностью двигателя от 45 лошадиных сил до 100, нижегородский автовладелец обязан оплатить транспортный налог по процентной ставке 25 рублей за лошадиную силу, московский – по 7 рублей за ту же лошадиную силу, при установленной Президентом средней расценке в 2,5 рубля.

Соответственно, процентные ставки при объеме двигателя от 100 до 150 лошадиных сил выглядят так: 35 рублей – 30 рублей – 3,5 рубля.

При объеме двигателя легкового автомобиля свыше 100 л. с. до 150 л. с.: 50 – 38 – 5.

То же самое с грузовым транспортом с мощностью двигателя от 100 л. с. до 150 л. с.: 40 – 17 – 4. Свыше 150 л. с. до 200 л. с.: 50 – 25 – 5. И так далее. Данные приведены выборочно, но, согласитесь, весьма показательны.

И почему Москва считается одним из самых дорогих городов мира? Мы требуем присвоить этот титул нашему Нижнему Новгороду! Он заслужил его по праву!

Итак, история. 25 мая 2011 года, 11.00 по мск. времени, Нижний Новгород, Кремль, заседание Законодательного собрания Нижегородской области, вопрос № 10 в повестке дня. В связи с постоянным ростом цен на топливо и озвученным Правительством намерением когда-либо в будущем от транспортного налога уходить, фракция КПРФ вынесла на рассмотрении ОЗС законопроект о снижении ставок транспортного налога по 6 позициям в качестве первого шага на пути отмены налога вообще.

«Мы предлагаем поэтапный процесс: вначале снижение транспортного налога пропорционально мощности двигателей транспортных средств, а в дальнейшем полный отказ от транспортного налога, – заявил Владислав Егоров, член НРО «Коммунистическая партия Российской Федерации», заместитель Председателя Законодательного Собрания Нижегородской области. – Сегодня мы считаем необходимым снизить налоговую ставку для самых массовых объектов обложения транспортным налогом».

Снизить ставки коммунисты предложили следующим образом:

– категории «автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с.» с 25 до 15 рублей на одну лошадиную силу;
– для категорий «автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с.» с 35 до 25 рублей;
– «мотоциклы и мотороллеры» с мощностью двигателя: от 20 до 35 л.с. — с 20 до 10 рублей; от 35 до 40 л.с. — с 30 до 10 рублей; свыше 40 л.с. — с 50 до 20 рублей;
– «катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя до 100 .с.» с 50 до 20 рублей.

После озвучивания В. Егоровым законопроекта в зале заседания случилась «война миров»: началось обсуждение поправок депутатами.

Такой кардинальный шаг может серьезно ударить по областному бюджету – единодушно возмущались представители правящей партии.

«На данный момент законопроект необоснованный: неизвестно, сколько мы получим за повышение акциз на бензин в 2011 году», – заявил Александр Шаронов, член НРО Всероссийской политической партии «Единая Россия».

«Нижегородцы подвергаются обложению двойным налогом. Я не понимаю, почему прокуратура бездействует в этом вопросе!», – возмущался Александр Косовских, член НРО Всероссийской политической партии «Справедливая Россия».

«Никакого двойного налога нет! Акцизы на бензин были увеличены для ремонта и содержания дорог. Правительство РФ обещало, что регионы получать долю этих средств, но нам пока ничего не поступало. Мы держим этот вопрос под контролем, постоянно взаимодействуем с Минюстом», – парировал Виктор Лунин, член НРО Всероссийской политической партии «Единая Россия».

«Необходимо выбрать одно из двух, – уверен секретарь нижегородского отделения фракции КПРФ Александр Чернигин. – Либо мы платим налог на транспорт в местный бюджет (тогда бензин остается чистым и свободным – цена должна быть снижена), либо при нынешних акцизах на бензин должен вообще отсутствовать транспортный налог. Власть очень мудро хочет получать отчисления и на местном и на федеральном уровнях. А платит при этом простой «работяга». Неслучайно мы планируем начать снижение процентной ставки по налогу именно с категории автомобилей с объемом двигателя до 150 л. с. – преимущественно, это легкий транспорт, часто отечественного производства, недорогой, а значит, владельцы таких автомобилей как никто нуждаются в «уступках».

«Мы подумали о тех, кто имеет небольшие доходы, и ввели льготы, но оппоненты приводят в пример Москву, где транспортный налог в целом меньше. Но ведь в Московском регионе нет ни одной льготы, и все платят транспортный налог одинаково. Если посчитать сумму льгот, то у нас ситуация лучше, чем в Москве», — рассказал в своем последнем интервью для ТК «Сети - НН» Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

«Мы не можем предъявить нижегородцам приличные дороги, за которые они ежегодно платят транспортный налог», – привел бесспорный аргумент А. Чернигин, после которого представителям Правительства Нижегородской области должно бы было стать стыдно или, по меньшей мере, неловко. Не тут-то было!

Опытный рыбак Виктор Лунин, по роду увлечения видавший виды, дороги и даже федеральные трассы, без страха и упрека заявил: «Даже по некоторым федеральным трассам ехать хуже, чем по нижегородским! Если у нас состояние дорог будет как в Тамбовской области, жители нам спасибо не скажут. У области есть определенные обязательства по долгосрочным программам, в том числе – ремонт всех дорог до 2012 года. Если ремонт будет осуществляться исключительно за счет целевых средств дорожного комитета, мы не избежим аварийных ситуаций, подобных истории с Навашинским мостом».

Тогда фракция КПРФ в качестве козыря привела в пример Свердловскую область, где транспортный налог для категории легковых автомобилей «до 100 л. с.» давно ликвидирован в принципе.

«Как вы можете сравнивать две совершенно разные области?! – возмутился Михаил Гапонов, член НРО Всероссийской политической партии «Единая Россия». – Свердловская область – это юг. Там, в отличие от Нижегородского региона, практически отсутствуют асфальтированные дороги. Учитывайте географические особенности!».

Что тут скажешь? У нас, дороги, действительно, асфальтированные. Другое дело, как.

А. Чернигин: «Власть имела возможность показать налогоплательщикам, на что идут их средства. Но вместо отремонтированных качественных дорог мы видим совершенно противоположную картину. Более того, автомобилисты готовы платить транспортный налог, если это дает свои результаты. Но результаты таковы, что на наших дорогах мы просто разбиваем машины!».

Валерий Шанцев, в свою очередь, заметил, что в регионе транспортный налог не меняется уже 3 года. Сумма собираемых доходов с налога составляет немногим более 1 млрд. рублей в год, и не покрывает расходы на содержание дорог, которые составляют 7 млрд. рублей.

Коммунисты подготовились и по этому вопросу: на содержание дорог должно хватить налога с процентной ставкой в 15 рублей за лошадиную силу, учитывая, что за текущий год на территории Нижегородской области зарегистрировано более чем 400 автомобилей! Дефицита произойти не должно.

Но и этот «джокер» не удостоился внимания большинства законотворцов.

Спор длился долго, и заседающие могли бы заседать до бесконечности: оппоненты сражались друг с другом обвинениями, вопросами из серии «С чем же вы после этого пойдете на выборы?» или «Почему вы так ненавидите нижегородцев?». Однако пришло время голосовать.

Владислав Егоров, хватаясь за соломинку, взял слово: «Мы предлагаем принять законопроект в первом чтении и в последующем доработать его совместными усилиями. Жители Нижегородской области должны знать, что мы движемся к ним на встречу».

По результатам голосования законопроект, внесенный на рассмотрение членов ОЗС по инициативе фракции КПРФ, поддержали 18 из присутствующих депутатов. 28 голосов было «против», все они принадлежали представителям фракции «Единая Россия».

Единороссы серьезно озабочены состоянием наших дорог…

«Мы говорим о том, что уже пережили кризис. Возрождается экономика, возобновляется производство. Кризис миновал потому, что в трудный момент помогли налогоплательщики и автолюбители, в частности. Правительство должно бы было сделать жест благодарности, но оно заинтересованы только в постоянном пополнении бюджета. В конечном итоге население поймет, что с ними поступают неправильно, не по-честному. Ответ будет адекватным», – комментирует ситуацию Чернигин.

Валерий Шанцев, в свою очередь, уличил оппозицию в поднятии вопроса «транспортного налога» в связи с грядущими выборами – отличный способ заработать голоса.

И что же? Мы только «за»! Зарабатывайте наши голоса именно таким путем – снижайте ставки по налогам, ремонтируйте дороги и стройте детские сады!

Как заверил нас А. Чернигин, в настоящее время фракция прорабатывает и редактирует законопроект, чтобы вновь вынести его на рассмотрение Законодательного собрания. Инициативу КПРФ уже пообещали поддержать представители фракции ЛДПР. Говорить о полной отмене налога пока не приходится: абсолютное большинство, имеющее решающие голоса, четко обозначило свою непреклонную позицию.

Кажется, к двум классическим бедам нашей страны добавилась третья – налоги.

Однако, друзья, закончим историю на позитивной ноте. Спорим, вы не знали, что от уплаты транспортного налога полностью освобождены организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета, использующие собственное транспортное средство в целях подготовки мероприятия. Право этих, бесспорно, наиболее нуждающихся в подобной льготе граждан закреплено статьей 357 Налогового кодекса РФ редакции 2011 года.

Вот такая у нас забавная страна.