Матрица стала реальностью… Скорость интернета все выше, разрешающая способность камер смартфонов — больше, а социальные сети постоянно расширяют возможности для размещения своих и чужих снимков, общения, продаж и покупок, поиска информации… Реальная жизнь утекает по компьютерным сетям в виртуальное пространство. И хотя рожденных в USSR это подчас пугает, для поколения 2000-х мир уже не может быть иным.
Если в прежние времена родители потихоньку проверяли карманы отпрысков в поисках сигарет и как бы невзначай осматривали вены — нет ли подозрительных следов от уколов, то теперь все изменилось… «Не пью, не курю и компьютерами не увлекаюсь». — характеризовал себя герой фильма «Даун Хаус» (пародии на роман Достоевского «Идиот»). То же самое могут сказать о себе современные подростки. Они компьютерами не увлекаются — они ими живут.
Нажимать на кнопки планшета они научаются раньше, чем говорить. Не умея ни читать, ни писать, уже уничтожают виртуальных монстров и осваивают иные миры, погружаясь в них все глубже и глубже — так что возникают серьезные опасения: вдруг однажды не вернутся. Корреспондент ИА «В городе N» решил разобраться, почему подростков затягивает в сеть и как вернуть их к реальности.
Хочешь убить себя — спроси меня, как
«Многие родители жалуются на то, что подростки много времени проводят в социальных сетях. Раньше, конечно, такого не было… просто потому что не было социальных сетей», — уверен нижегородский врач-психотерапевт Сергей Прачев. По мнению специалиста, интернет-сообщества сегодня — аналог прогулок во дворе, только улице современные подростки предпочитают виртуальное пространство. «В контакте», Instagram или Facebook для поколения 2000-х не более чем форма общения — и родителям не стоит слишком тревожиться на этот счет. «Ограничивать общение ребенка в соцсетях — значит в каком-то смысле лишать его социализации, — предупреждает Прачев. — Это все равно что в прежние времена не выпускать его во двор».
Педагог-психолог высшей категории нижегородского МБОУ «Лицей № 40» Валентина Левачева, напротив, разделяет ту точку зрения, что интернет — это «Дикий-Дикий Запад XXI века» с волнующими приключениями, но и опасностями, бандитами. И хотя пули, свистящие в виртуальном пространстве, ненастоящие, они способны не только ранить, но и убить.
Одна из таких «пуль» — деструктивные интернет-сообщества, вроде тех, что подталкивают подростков к самоубийству или подробно инструктируют, где найти и как употреблять наркотики, и даже как изготовить их самому. Если раньше для того чтобы попасть в секту, нужно было поддаться на уговоры уличного фанатика, посетить какое-то сборище, то сейчас достаточно зайти на сайт или в группу в социальной сети, подчас даже не зная, что они из себя представляют.
Нижегородский блоггер yasya_nn (Анастасия Островская) считает побуждающие к опасным поступкам «группы по интересам» одной из самых серьезных опасностей Всемирной Сети. «Та же игромания сама по себе, конечно, плоха, она может влиять на психику, успеваемость ребенка и т. д. Но группы, которые приводят непосредственно к опасному поведению, — это просто недопустимо, и с ними надо бороться на уровне государства, правоохранительных органов», — пишет она.
Поймать злоумышленников в социальной сети значительно проще, чем в реальной жизни, если подойти в к проблеме с умом, убежден блоггер strangernn (Илья Вайцман). По его словам, элементарная фильтрация контента по ключевым словам и определенным принципам позволила бы делать это автоматически. «Попробуйте в том же фейсбуке постить „обнаженку“, даже в закрытых группах! Роботы вас вычислят и забанят очень быстро (а в случае с детским порно и в „органы“ могут сообщить). А вот во „В контакте“ валяйте сколько угодно. Никого не волнует», — уверяет опытный интернет-пользователь.
По словам Сергея Прачева, в деструктивных интернет-сообществах подростки ищут… себя. Для них это один из способов определить свое место в мире, и понять, что ребенок этого места не нашел, получится, только если родители его не игнорируют, интересуются его увлечениями, обращают внимание на часто бросаемые фразы, задаваемые вопросы.
«Если подросток часто меняет пароли своих аккаунтов в социальных сетях, закрывает от родителей записи или стирает „историю“ сообщений, заводит аккаунты в тайне от родителей и скрывает своих виртуальных друзей — можно предположить, что у него появились трудности в общении с близкими», — предупреждает Валентина Левачева.
Если ребенок отдалился, специалисты рекомендуют не навязывать ему общения с собой, а исподволь создавать поводы для контакта. И не в коем случае не раздражаться! Наоборот, стоит показать сыну или дочери пример доброжелательного и доверительного диалога, тогда есть вероятность, что он начнет более охотно делиться с вами своими мыслями и проблемами. Если у него возникла такая потребность, не ссылайтесь на занятость. Любые дела можно отложить, а момент сближения с ребенком уже не вернется.
Какие еще опасности, помимо деструктивных сообществ, поджидают подростков в социальных сетях?
— Кибербуллинг, объединяющий публикацию видеозаписей насилия, троллинг, клевету, похищение паролей и пр.
— Незнакомцы, которые могут оказаться педофилами, вербовщиками или манипуляторами.
— Разглашение личной информации о подростке, включая его домашний адрес, телефон, номер школы и расписание.
— «Встроенные» покупки и всевозможные виды мошенничества с деньгами — например, ребенка могут попытаться соблазнить виртуальным «подарком», который на поверку окажется «бесплатным сыром» в мышеловке.
Семья в планшете
«Иногда родители неосознанно подталкивают ребенка к поиску утешений в интернете и гаджетах. Сейчас стало общей практикой, что молодые родители, чтобы занять беспокойного малыша, суют ему в руки планшет. Это первый шаг к игровой зависимости, — предупреждает Сергей Прачев. — Любая тревога или неопределенность заполняется какой-то штукой с монитором: телефоном, компьютером, планшетом. Если этого не делать, шансы на отсутствие зависимости возрастают. В семье нужно проводить время вне компьютера, так чтобы всем было интересно и весело».
Блоггер yasya_nn (Анастасия Островская), выстраивая взаимоотношения с современными технологиями своего полуторагодовалого сына, руководствуется двумя принципами: следить за контентом и заполнять время занятиями, не связанными с интернетом и гаджетами. «Давайте примем тот факт, что современные технологии — будь то интернет или мобильные устройства — уже являются частью нашей жизни, у них есть и положительные, и опасные свойства… — пишет она. — Я мама полуторагодовалого сына. И уже в этом возрасте мой ребенок не может не взаимодействовать с технологиями: невозможно же изолировать ребенка от окружающих предметов. Сережа, конечно, тянется к смартфонам, ноутбукам, пультам от ТВ. Но я стараюсь, чтобы с их помощью он получал только полезный, развивающий контент. Сережа понемногу смотрит развивающие мультики — про алфавит, цифры, животных и так далее. Чтобы свести к минимуму время, потраченное на техногаджеты, нужно заполнять его чем-то ДРУГИМ: рисованием, прогулками, играми на свежем воздухе, общением с бабушками и дедушками. Я стараюсь так делать, хоть это и непросто».
Если при попытке забрать планшет, отключить интернет или ограничить время, проводимое ребенком за компьютером, он реагирует агрессивно, это несомненный повод для беспокойства! И для совместного визита к психотерапевту. Вы же не хотите, чтобы в один не самый прекрасный день отпрыск зарезал вас спящим из-за того, что вы разлучили его с любимым гаджетом? А случаи были!
«Компьютерная зависимость, как и любая другая (алкогольная, наркотическая, игровая или пищевая), связана с неустойчивостью механизмов удовольствия. Компьютерная игра легко затягивает, потому что предлагает очень простой путь к снятию тревоги и положительным эмоциям. В малых дозах это вполне безобидно, но если у ребенка высокий уровень тревожности, он попал в проблемную ситуацию, формируется зависимость, — объясняет Сергей Прачев. — Зависимость — это не блажь, а патологическое состояние. Нельзя просто сказать ребенку: „Возьми себя в руки!“ Важно разобраться в причинах повышенной тревожности, а это может сделать только профессиональный врач».
Родителям следует готовиться «лечиться» вместе со своим отпрыском. Если они живут, разрушая себя и друг друга, маловероятно, что ребенок усвоит какую-то другую модель поведения. Пример мамы и папы вообще играет решающую роль в том, вырастет их чадо рабом технологий или человеком, умеющим грамотно их использовать. «В воспитании до сих пор не придумано ничего эффективнее личного примера, — уверяет Сергей Прачев. — Покажите детям, как вы сами используете интернет, что там ищете, процитируйте что-то полезное, обнаруженное вами в сети. Если родители только „лайкают“ котиков и зависают в социальных сетях, странно ожидать, что ребенок поведет себя иначе. Есть благие намерения и реальное поведение. Когда родители говорят правильные вещи, но действуют наоборот, ребенок прекрасно понимает, что это не более чем взрослая игра».
С тем, что компьютерная зависимость является попыткой ребенка уйти от трудностей реальной жизни, согласна и Валентина Левачева. А еще, по словам школьного психолога, это способ почувствовать себя тем, кем не являешься в действительности — хоть Бэтменом, хоть Суперменом, хоть Человеком-пауком или капитаном Джеком «Воробьем». Важно понять, что именно подросток пытается компенсировать в виртуальном пространстве; затем определить, почему он не получает этого в жизни;вспомнить, чем, не связанным с компьютером, отпрыск увлекался прежде; и развить в нем новые интересы; для начала восстановить утраченные связи с ним, а потом и помочь наладить взаимоотношения ребенка со сверстниками.
В погоне за славой
Недавно одна из итальянских компаний анонсировала выпуск летающего дрона для селфи. Устройство с камерой 5 Мп и картой памяти на 4 Гб сможет подниматься на высоту до 20 метров и делать фото своего владельца, самостоятельно выбирая наиболее удачный ракурс для съемки. Хозяину гаджета останется только нажать на кнопку пуска — и идеальное селфи готово. Продажи новинки обещают начать уже в марте 2017 года. Желающих делать эффектные фотографии себя любимого после ее релиза, вероятно, прибавится. Но станет ли это увлечение более безопасным?..
В лентах новостей регулярно появляются новые сообщения о подростках, погибших или получивших тяжелые увечья в попытке сделать селфи на крыше высотки, опоре линий электропередачи… да бог знает, где еще! Учиться на чужих ошибках у молодежи редко получается, а за свои часто приходится расплачиваться жизнью.
«Подростки всегда были склонны к рискованному поведению. Для них главное — найти свое место в „стае“, и тут любые средства хороши. Когда не было гаджетов, чтобы делать селфи, ездили на крышах электричек, забирались на башенные краны на стройке — одним словом, искали свои пределы, так что травматизм такого рода среди подростков всегда был высок. Гаджет — это только дополнительная опция», — объясняет Сергей Прачев. По его мнению, опасность селфи заключается в том, что человек фотографирует себя сам, а потому больше отвлекается от происходящего вокруг, чем если бы его снимал кто-то другой. Но причина того, почему подростки идут на неоправданный риск, остается неизменной во все времена: они стремятся обрести свое место в мире и заручиться признанием единомышленников. И единственный способ для родителей уберечь их от беды — самим стать этими единомышленниками.
По словам Сергея Прачева, к подростку нужно относиться как к человеку, идущему по канату, и не подталкивать, а наоборот, поддерживать — интересоваться его жизнью, выслушивать, проводить с ним время и собственным примером задавать положительные модели поведения.
Что нужно рассказать подростку об интернете, перечисляет Валентина Левачева:
1. Мир интернета не менее реален, чем тот, в котором мы живем, и осознавать последствия своих поступков в виртуальном пространстве столь же важно.
2. В сети важно как защитить себя, так и не создавать угрозу для других.
3. Существует тысяча способов отделаться от неприятного собеседника в социальной сети: просо прекратить диалог, а если это не могло, использовать технические возможности (фильтры, переписку с администрацией сайта, кнопки «горячей линии»), в крайнем случае можно удалить свой аккаунт или изменить настройки доступа к нему.
4. Если избежать неприятностей не удалось, не стоит скрывать их от окружающих, наоборот, нужно попросить о помощи — в первую очередь родителей и учителей.
Кстати, в некоторых учебных заведениях Нижнего Новгорода уже всерьез озаботились проблемой защищенности детей в интернете. Например, в лицее № 40 в рамках проекта «Подростки и социальные сети: проблемы безопасности» мамам и папам учеников объясняют, как обезопасить детей от негативного влияния виртуальной реальности, а школьникам рассказывают о компьютерной зависимости и болезнях поколения геймеров.
Как говорил шекспировский Гамлет, «сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными». То же с интернетом и гаджетами: это ни добро, ни зло — всего лишь маркер современности, очередной шаг в развитии нашей цивилизации. Полезными или опасными их делает только применение определенными людьми в конкретных целях.
В качестве резюме приведем высказывание блоггера strangernn (Илья Вайцман):
«Технологии сами по себе в принципе не несут никакого вреда. Проблема не в них, а в руках, которые их используют, — убивают не нож и не пистолет, а человек. Пользователь, если угодно. Вред может причинить что угодно: автомобиль, самолет (вспомните, теракты в США!), даже обычная палка. Было бы желание навредить… и недомыслие.
Ровно то же самое с цифровыми технологиями. Опасно не само увлечение селфи, а желание похвастаться необычной фоткой в опасной ситуации. Но кто воспитывает в детях тщеславие и стремление выделиться не умом или спортивными достижениями, а „крутизной“? Уж точно не телефон! Он простой инструмент, принципиально не отличающийся от футбольного мяча, перочинного ножика или рогатки, с помощью которых самоутверждалось наше поколение, — только предмет, который может попасть в злые руки.
Подросток „зависает“ в компьютерных играх? А куда еще ему деваться, если всем на него наплевать — и родителям в первую очередь? В игре он хоть свою значимость ощущает (особенно если это многопользовательская игра и его позитивно оценивают другие люди). Уход в „виртуальность“ — это путь наименьшего сопротивления, а стало быть, естественный выбор. И, пожалуй, это лучше, чем наркотики…
Что творит с детьми непрерывная пропаганда насилия по телевидению? Менты, крутые бандиты, разборки — все это пропаганда насилия как нормального способа решения любых проблем. Убрать, ликвидировать, приказано уничтожить — в режиме „24 часа семь дней в неделю“! В новостях и ток-шоу постоянно о чем? О смерти, насилии и ненависти. Думаете, у детей в головах не откладываются, как это модно сейчас называть, „паттерны поведения“? Как бы не так! А потом ужасаемся „Что за подростковая жестокость?!“, кричим, что „все зло от интернета“, пытаясь размотать цепочку с конца вместо того, чтобы предотвращать беду на системном уровне.
Не стоит списывать на „вредные технологии“ болезни общества. Николай II не мог, по понятной причине, запретить интернет и ограничить использование гаджетов в гимназиях… но это ему совершенно не помогло».
К сожалению, технологии всегда в своем развитии опережали человеческие мораль и нравственность. Но наши дети, определенно, те, ради кого стоит раз в жизни взять ответственность на себя.