Группа ученых из Оксфордского института интернета опубликовали любопытные данные: если число пользователей соцсети Facebook продолжит расти такими темпами, то уже меньше чем через 100 лет там будет насчитываться около 5 миллиардов аккаунтов мертвых людей. При этом до сих пор не существует четких правил регулирования вопроса цифровой смерти. Рассказываем, какой политики в этом вопросе придерживаются самые популярные социальные сети.
Виртуальная смерть: суть проблемы
Первое цифровое кладбище в Рунете появилось в 2004 году. Тогда пользователи ЖЖ (livejournal.com) создали сообщество ru_rip, где вручную собиралась база умерших авторов. Позже ему на смену пришел блог ru_memory, который существует и обновляется по сей день.
Что касается других соцсетей, популярных в настоящее время, то никаких четких регламентов по обращению с профилями погибших людей не существует. Иногда родственники покойного могут обратиться к администраторам социальных сетей и попросить удалить аккаунт. Но, во-первых, не все это делают, а во-вторых, не каждый хочет терять хотя бы цифровое упоминание о потерянном человеке.
Правила соцсетей
1. Facebook.
Фото: pixabay.com
Это, пожалуй, самая прогрессивная в данном вопросе социальная сеть. Она позволяет еще при жизни составить своего рода «виртуальное завещание», в котором вы в праве назначить ответственного за ваш профиль после вашей кончины. В последствии этот человек сможет разместить прощальный пост от вашего имени, поменять фотографию, принимать или удалять друзей, настраивать конфиденциальность или удалить страницу.
Кроме того, вы можете заранее решить, что сделать с вашим аккаунтом после смерти: удалить его или присвоить «памятный статус». Последнее буквально делает из вашей страницы электронный мемориал: сверху будет надпись «Светлая память», а друзья смогут делиться воспоминаниями о вас в хронике.
2. «ВКонтакте».
Фото: Фотобанк Moscow-Live.ru/flickr.com
Здесь у родственников не особо богатый выбор. Они могут либо удалить ваш профиль, либо «законсервировать» его. То есть, страница остается навсегда в том виде, в котором была в последний день жизни человека. Такой аккаунт могут видеть только люди из списка друзей. Чтобы выбрать тот или иной вариант, родственникам усопшего нужно обратиться в поддержку соцсети.
3. Instagram.
Эта соцсеть не предоставляет практически никаких прав близким погибшего человека. Они могут лишь попросить присвоить профилю «памятный статус» (он означает только то, что никто больше не сможет зайти в этот аккаунт; для других пользователей визуально ничего не изменится), подтвердив факт гибели ссылкой на некролог или новостью.
А вот удалить профиль можно будет только после того, как родственники официально подтвердят свое родство. Для этого нужно будет предоставить свидетельство о смерти или свидетельство о рождении погибшего.
4. Youtube.
Фото: geralt/pixabay.com
Здесь все проще. Ваш аккаунт могут удалить через полгода неактивности даже при вашей жизни. То есть, соцсеть условно будет считать «погибшим» того человека, который не заходит на сайт, не пишет комментарии, не добавляет новые видео.
В случае реальной смерти родственники могут обратиться в поддержку соцсети и попросить удалить канал погибшего, не дожидаясь его блокировки в течение 6 месяцев.
5. Twitter.
Единственное, что сможет сделать администрация этой социальной сети — удалить профиль усопшего по просьбе родственников. Если близкие решили не обращаться с таким требованием, аккаунт останется в Сети без изменений.
6. «Одноклассники».
Страницу в этой соцсети после смерти человека можно только удалить. И то не всегда. Здесь все очень строго и официально: обращаться в поддержку стоит только со свидетельством о смерти. Иначе у родных не будет никаких шансов.
7. Яндекс. Дзен.
Если у погибшего был свой канал на этой площадке, то его родственники могут не только удалить профиль, но и переоформить его на себя. Получается своего рода «наследство». Чтобы сделать это, необходимо обратиться в поддержку со свидетельством о смерти.
Ранее мы рассказывали о восьми привычках в соцсетях, с которыми нужно распрощаться до 30 лет.
По материалам канала «Журнал Яндекс. Дзена»