Солистка Мариинского театра, Мария Максакова, а по совместительству депутат Государственной думы и член комитета по культуре, приехала в столицу Приволжья, чтобы дать два благотворительных концерта для поклонников ее таланта. О том, как ей удается сочетать политику и искусство и при этом успевать уделять время семье — а звезда оперной сцены недавно в третий раз стала мамой — певица рассказала нижегородским журналистам на пресс-конференции 8 сентября.
О Нижнем Новгороде
«Я неоднократно бывала во многих интересных местах столицы Приволжья, так как я жена офицера, нижегородца в третьем поколении (Муж Марии Максаковой — политик Денис Вороненков. — Авт.) Если я еще не все успела охватить, то в оставшиеся до концерта два дня супруг поможет мне восполнить эти пробелы. Мы много ходим пешком, мне очень нравится вид на Стрелку. Я даже сфотографировала его и поставила этот снимок на дисплей телефона. Люблю и улицу Ильинская, где находится храм Ильи-Пророка, так как моего среднего сына тоже зовут Илья, и это все мне греет душу. Впрочем, городу не хватает хорошего капиталовложения и благоустройства. Сам Нижний Новгород очень красивый, у него большой потенциал. Он удачно расположен, и не каждый город русского Поволжья может похвастаться такими видами. Безусловно, он немного эклектичен, так как застраивался в разные эпохи, но центр сохранился в первозданном купеческом виде. Я всегда с большим удовольствием приезжаю сюда. Конечно, есть над чем работать, но и есть и то, ради чего это стоит делать.»
О предстоящем концерте
«Я очень рада возможности выступить на Нижегородской земле и долго готовила репертуар концерта. Вспомнив нашу историю, я обратилась к советскому романсу и песням Исаака Дунаевского. Именно из его произведений состоит основная часть программы. Когда Дунаевский писал свои песни, его современники уже понимали, что они навсегда останутся в истории. Это был замечательный лучезарный человек, которого любили даже конкуренты за его незаурядное дарование и силу таланта. Бывает, что эпоха человека длится пока он жив, но Дунаевский пережил себя, и его творчество будет вечным. Наш концерт — подтверждение тому. Мы дружим с сыном Исаака Дунаевского, и его песни для меня многое значат. Они по сей день на слуху, и многие слушатели знают слова наизусть. Концерт станет для меня волнующим событием, несмотря на то, что я семь лет вела программу „Романтика романса“ и многое из того, что я тогда пела в эфире, я повторю. Надеюсь, что нижегородцы оценят наш труд по достоинству.»
О влиянии любви на творчество
«Наш союз с Денисом повлиял на мое творчество. Мой репертуар изменился в сторону любовной лирики. В опере от меня мало что зависит, но если концерт сольный, я могу корректировать программу. Раньше я не пела песен о любви в таком количестве, а теперь мне хочется это делать. Денису Николаевичу больше всего нравится песня «Любовь на скалах.»
О семье
«Я очень либеральная мама, которой хочется избаловать ребенка, но мой муж — строгий папа. У нас жесткий контраст. Но мне нравится его подход.»
О партиях мечты
«К своим 39 годам я спела на достойных сценах большинство партий, о которых когда-то мечтала. В этом плане я счастливый человек. Когда-то я мечтала о партии Кармен, которую давно уже пою. Возможно, хотелось бы спеть Далилу. Наверное, то, что мне осталось исполнить, уже не так завораживает. Когда я начинаю репетировать что-то новое, влюбляюсь в эту партию и радуюсь любой работе. Как говорил знаменитый руководитель театра сатиры Валентин Плучек, талант — это способность увлечь себя на поставленную задачу. Я считаю, что надо отличаться этой способностью, иначе не будет таланта.»
О нижегородском оперном театре
«В Нижнем Новгороде много прекрасных музыкантов и достойных коллективов, но, к сожалению, нет подходящего оперного театра, площадки с хорошей акустикой, отвечающей современным требованиям. В некоторых других регионах театры растут, как грибы, но их нечем заполнить. Там нет артистов, которые достойны этих сцен. В Нижнем Новгороде все наоборот. Если не реставрировать существующее здание, а строить с нуля, проблему можно было бы решить и Нижний бы гордился новой площадкой. Если акустики изначально не было, она и не может возникнуть. Пока я являюсь членом комитета Госдумы по культуре, обещаю заняться вопросом переноса площадки для строительства нового театра из парка Пушкина.»
Об искусстве и политике
«Совмещать искусство и политику мне всегда было сложно, а сейчас практически невозможно. Думаю, достаточно того, что я буду просто женой депутата. Поэтому я решила „завязать“ с политикой и не баллотироваться на выборы в Думу следующего созыва. Лучше я буду посвящать себя творчеству и детям. Для меня с моей свободолюбивой жизненной позицией это вполне логично.»
О резонансном законопроекте
«Я внесла в Госдуму законопроект, согласно которому обрезание женщины должно караться лишением свободы. Я не могу сказать, как сложится его судьба и будет ли он принят. Советская власть очень многое сделала в отношении прав женщин, повышении их культурного уровня и самооценки, в том числе и в тех регионах, где за годы свободы они вернулись к своим первоначальным устоям. Я считаю, что даже на идеологическом уровне мы должны дать отпор этому специфическому натиску и мракобесию. Свою миссию в этом отношении я считаю выполненной. В следующем созыве Госдумы меня не будет, и решение ляжет на плечи нового, которому предстоит дать оценку и сказать, нужен такой закон или нет. Я надеюсь, что будут проведены общественные слушания. Сейчас это дает возможность для дискуссии и полемики.»
О творческих планах
«У меня громадье планов. Во многом они зависят от репертуарной политики Мариинского театра, и бывает, что у меня больше ни на что не хватает времени. Тем не менее, в период моего декретного отпуска я не теряла время напрасно. Записала два больших новых альбома, один из которых выйдет уже в конце сентября. Он называется „Drama Italiana“. Я очень горжусь этой работой. Альбом был записан в Приморском оперном театре, который сейчас стал филиалом Мариинского театра. Как самостоятельное явление он просуществовал два года. Мой альбом стал единственной масштабной записью, сделанной в его стенах. Это своеобразный документ, свидетельствующий о том, каким был Приморский театр, интересный своей самобытностью. Второй альбом — это дерзость с моей стороны. Он существенно отличается от всего, что я делала. Здесь нет никакого намека на оперу, только эстрада. Это был достаточно рискованный эксперимент с точки зрения голоса, но я была в декрете и могла себе это позволить.»
О публике и пути к успеху
«Публика всегда принимает меня замечательно. Но сложно представить, какой большой труд стоит за этим. Я начала петь в три года, закончила с отличием центральную музыкальную школу. По первому образованию я пианистка, и всегда могла себе позволить выучить партию самостоятельно, без концертмейстера. Многое было спето, с 2009 года я работаю в Мариинском театре, веду программу „Романтика романса“… Всегда стараюсь сама себя увлекать, чтобы процесс носил творческий характер.»
Записала Надежда Кей
Фото автора