Никиту Михалкова, с завидной регулярностью посещающего наш регион, скоро можно будет назвать нижегородцем. Режиссер приезжал на дивеевские торжества, на празднование Дня улицы Рождественской, принимал участие в кинофестивале «Горький fest» и даже хотел создать под Горбатовым туристический кластер «Цитадель».
13 ноября Михалков в очередной раз приехал в Нижний Новгород и привез вторую часть спектакля «Метаморфозы», в которой сыграли выпускники Академии кинематографического и театрального искусства.
Перед спектаклем он рассказал нижегородским журналистам как сделать так, чтобы актер «взлетел», и почему Станиславский — это ПТУ.
Изящный эксперимент
Академия, созданная режиссером в 2015 году, уже третий год помогает профессиональным актерам повысить уровень своего мастерства. Первый спектакль «Укрощение строптивой», зрители увидели 14 апреля 2016 года на сцене Театра киноактера в Москве. Классическую историю Шекспира артисты представили в тематике Дикого Запада, а жанр обозначили как «спагетти-вестерн».
В Нижний Новгород выпускники академии привозят спектакли во второй раз. В этом году, как и в прошлом, зрителю представили постановку по произведениям Чехова и Бунина. На следующий год режиссер планирует обратиться и к другим русским классикам.
Михалков говорит, что «процесс обучения — очень тяжелая работа»:
«С этого года, все учащиеся занимаются у нас бесплатно и даже получают стипендию. За год ученики проходят гигантский курс: общаются с интереснейшими людьми, работают с камерой, тренируются в пластике. Мы проводим персональную и индивидуальную работу . В гости к актерам приходят самые разные люди — от физиков-академиков до священников и писателей, известных актеров, режиссеров, причем не только наших, но и зарубежных — например, Эмир Кустурица.
Конкурс здесь очень суровый: из 216 желающих мы отобрали только 19 человек. Конкуренция жестокая и она справедлива — только лучшие из лучших попадают в нашу академию. За год артисты ставят три спектакля, снимают пять-шесть короткометражных картин и один полнометражный фильм».
Один из видеороликов, снятый учащимися в рамках работы в Академии, был принят зрителями всерьез и поднял волну слухов. Ученики сняли «рекламу» барбершопа «Le Barbier de Siberie» с участием Михалкова, после чего общественность решила, что режиссер действительно открывает парикмахерскую.
Худрук академии в свою очередь заявил, что видео было шуточным и представляет собой «изящный эксперимент, который показывает, как легко можно погрузить зрителя в вымышленный мир».
Выпускники привыкают к жизни в режиме постоянной работы и личностного роста, и не хотят расставаться друг с другом и с Академией.
«Для нас самый главный показатель успеха состоит в том, что это — третий набор, а мы до сих пор не можем избавиться от первых двух. Люди не хотят уходить — они сидят на мастер-классах, просятся работать. Артисты даже организовали Клуб выпускников. Это очень трогательно, не смотря на то, что мы не сможем взять в наш театр всех, когда его помещение будет отремонтировано и реконструировано», — говорит режиссер.
Станиславский — это ПТУ
В работе с актерами Никита Сергеевич хочет выйти за рамки стандартных форм обучения. Режиссер уверен, что системы Станиславского недостаточно, чтобы вырастить настоящего актера.
«Станиславский придумал гениальную систему для людей с ограниченными актерскими способностями. Станиславский — это ПТУ, а вот Михаил Чехов и Питер Брук — уже высшая школа, лишь частично основанная на Станиславском. Мы работаем именно по их учениям.
Каждый актер требует своего подхода, у меня были самые разные случаи. Но самое главное — артист должен чувствовать, что его любят. И сами артисты должны любить тех, с кем они работают, потому что без этого... взлететь нельзя, можно лишь сыграть по тексту. Мы пытаемся взлететь, но пока только разбегаемся», — рассказал Михалков о своих подопечных.
Наша задача — вооружить актеров
Общая картина с актерами в стране складывается неутешительная, считает режиссер. Виной тому — малое количество стоящих режиссеров. Для того, чтобы поднять общий уровень профессионализма в театре и в кино, необходимо вырастить самостоятельных актеров, которые способны играть в любых обстоятельствах.
«Мы все это делаем не для славы, заработка или еще чего-то. Мною движет желание помочь актерам, которых не способен раскрыть режиссер. К сожалению, сегодня режиссеров, которые не могут помочь актеру, намного больше, чем актеров, которые могут играть. И наша задача — вооружить актеров технически и энергетически, обучить их концентрации, для того, чтобы они имели возможность при слабой режиссуре из самих себя создать настоящий образ, который будет интересен зрителю», — заявил Михалков.
Театр со вкусом кино
Спектакль, который Михалков привез в этот раз, был нестандартным в плане выбора материала — «Метаморфозы» ставили не по драматургии, а по прозе Бунина и Чехова. Рассказы на сцене можно интерпретировать любым образом, что дает режиссеру определенную свободу. Однако вместе с тем, такую постановку довольно сложно реализовать:
«Простую фразу, которая в литературе имеет огромное значение и передает энергию, перенести на стену очень трудно. Наша цель — минимальным средствами создать атмосферу. Атмосфера — самое главное в спектакле, можно сказать единственно важное. Михаил Чехов говорил, что если взять прекрасных актеров, прекрасную пьесу и поместить их в неправильную атмосферу, — все рухнет. В нашем спектакле есть все: и драма, и буффонада, и условность. Единственное, чего тут нет — нелепых интерпретаций текста и современного режиссерского „я так вижу“».
«Метаморфозы-2» были заявлены нижегородскому зрителю, как открытая репетиция, и не назывались полноценным спетакем, потому что Михалков сидел в зрительном зале, руководил процессом и корректировал действие.
«Я сижу в зале с микрофоном, наушником и рацией. Каждый раз в новой обстановке чрезвычайно трудно все сконцентрировать, собрать все в кулак, чтобы был и свет, и звук, и точность. После каждого спектакля, мы проводим разбор полетов и какие-то вещи придумываются на ходу, а потом воплощаются. Мы не выдаем это за окончательный результат и просим у зрителя снисхождения», — говорит режиссер.
В постановке активно используются видеоинсталляции и 3D-декорации. Выбор таких средств выразительности связан с тем, что режиссер хотел настроить зрителя на обостренное восприятие.
«Я делаю театр со вкусом кино. Мне хочется создать некую иллюзию — я все-таки кинорежиссер. Неуловимое сочетание видеоинсталляций и актерской игры дает мне свободу. Как сказал Чехов: „Относитесь к Гамлету как угодно, только делайте это так, чтоб Шекспир не обижался“. Для нас принципиально важно, чтоб ни Бунин, ни Чехов не обижались», — поделился Михалков.
«Шоколадный револьвер» в Нижегородской области
Про свои будущие планы режиссер говорит открыто: помимо продолжения «Метаморфоз», у Михалкова есть и задумки кинокартин.
«В следующий раз, может быть, мы возьмем Лескова. В „Метаморфозах“ мы вырабатываем метод и стиль, в которых будем продолжать заниматься русской литературой на сцене. Этот спектакль — своего рода конструктор.
Что касается кино, сейчас мы закончили сценарий фильма „Шоколадный револьвер“. Возможно, он будет снят в Нижегородской области. С кастингом актеров мы еще окончательно не определились, хотя собирались сделать это до начала зимы. Есть несколько уникальных ролей, на которые я никак не найду актеров. В одном из героев должно быть такое актерское сочетание, которое я еще нигде не встречал. Наметки есть, но это для меня настолько серьезная картина, что тут не должно быть случайностей», — поделился Никита Сергеевич.
Режиссер признает, что «не придумал ничего нового» и всего лишь хочет вырастить добросовестного артиста:
«Как-то раз мне сказали, что „метаморфозы - это новое слово“. Какое новое слово? Это все старое, просто мы стараемся, чтобы артисты играли по школе, любили свое дело и не делали ставку на голую задницу, потому что на этом не проедешь долго».
Напомним, Народный артист РФ и художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин рассказал о том, чем сегодня живет театр.
Фото: Дарина Куликова