Выставка «АРТ МИР» проходит на Нижегородской ярмарке с 4 по 12 февраля. В этом году она объединила 162 художников более чем из 35 городов России и мира. Одна из организаторов выставки куратор галереи «Луна» Ксения Федосеева-Царицынская рассказала, что в этом году очень многие художники изъявили желание привезти свои работы в Нижний Новгород, поэтому некоторым приходилось даже отказывать. Корреспондент ИА «В городе N» посетила открытие мероприятия и пообщалась с некоторыми ее участниками.
Александр Федоров — потомственный художник из Чувашии — уже не первый года возвращается на «АРТ МИР». В этот раз он приехал со своей ученицей Ольгой Петровой, которая, как и ее наставник, привезла свои натюрморты.
Я был несколько раз на предыдущих. Мне здесь нравится: и атмосфера, и меня узнают. Я с удовольствием сюда приезжаю. Это в первую очередь общение. Художник занимается в основном индивидуальной работой, он зачастую закрыт от внешнего мира. Эти встречи дают внешние импульсы. Это то же самое образование. Ты здесь что-то увидишь, новых авторов, новые произведения. Образовательный процесс у художника происходит всю жизнь. Каждый день, в каждой новой работе ты открываешь что-то для себя новое, — объяснил Александр Федоров.
На большинстве картин Федорова цветы. Он объяснил, что предпочитает писать в мастерской, не привязываясь к натуре, а следуя своему настроению, впечатлению.
Я нахожу настроение, пятна, цветовую форму. Мне абсолютно неважно, какой цветок, все стихийно получается. Отталкиваешься от чего-то, и оно само, без меня, несет куда-то, порой не знаешь, куда вынесет. Стараюсь работать в сеанс, потому что потом тяжело заходить в то же состояние. Но и у природы все-таки тоже надо учиться. Сколько бы ты ни фантазировал на букетах, все равно надо идти смотреть состояние, краски, цвета, — рассказал художник.
Совсем по-другому творят живописцы из Подмосковья Александр Бобров и Юлия Андреева. Они пишут с натуры на пленэрах.
Я к живописи и творчеству отношусь так, что каждая работа должна быть разной. Само состояние природы диктует технику. Задача — передать это состояние. Разумеется, такие работы — как отпечаток пальца. Такого нет и не будет. Этюд — это что-то мимолетное. Вышел и написал. Три, максимум четыре часа, — рассказал Александр Бобров.
На большинстве картин, которые привезли эти художники, можно увидеть воду. Бобров объяснил, что учился в Крыму и полюбил море, поэтому его тянет к воде, а Юлия Андреева призналась, что ее вдохновляют Волга и Клязьма.
Алекс Ростоцкий из Москвы нашел свое вдохновение в африканской Уганде. Он рассказал, что ездит в эту страну с концертами — он пишет и исполняет джаз.
В одной небольшой стране живет 50 племен, у каждого есть идентичность. Можно туда ездить все оставшуюся жизнь, там невероятно. В любой стране африканской масса интересного. Просто Уганда очень музыкальная, я там и пластинки писал, и документальное кино снимал. Я рассматриваю то, что я делаю в комплексе, все соединяется с музыкой, с видео, — рассказал художник.
Африканские мотивы отразились и в его картинах. Он пишет их маслом, а потом с помощью специального оборудования печатает копии на хлопковых полотнах. Он объяснил, что это делается в том числе для того, чтобы его искусство становилось более доступным людям с разным достатком.
Многие художники, представленные на выставке, поднимают в своих работах социальные темы. Так, Мария Колыванова из Перми привезла на «АРТ МИР» картины из серий «Не-он» и «Недетские игры», объединенные общим названием «Ненужное подчеркнуть».
Серия «Не-он» в основном включает в себя женские портреты, некоторые из которых выполнены на световых коробах, благодаря чему светятся, еще раз отсылая зрителя к названию.
Это история, с одной стороны, про брендовость. Мы сейчас смотрим на внешнюю оболочку, оцениваем во что человек одет, на чем он ездит, где он живет, путешествует ли, с кем общается, а про внутренний мир мы забываем. Соцсети направлены только на наружное изучение человека. С другой стороны, здесь все девушки в фуфайках. Это отсылка к советскому прошлому, когда был больше акцент на человека, на личность, но в то же время, это некая уравниловка. Получается, что в одном образе, казалось бы, крайне несовпадающие вещи — бренды и фуфайка. Но с другой стороны, это про наше прошлое. Советское время было совсем недавно. Многие там родились, родители многих с советским воспитанием. Это все равно отложилось. Это две личности, которые живут в каждой из нас, — рассказала художница.
Серия «Недесткие игры» состоит из портретов мальчиков и девочек в полный рост. У каждого ребенка завязаны глаза или рот, связаны руки или ноги.
Это про наши внутренние установки, ограничения, которые зачастую идут из детства. В основном, они рождаются от каких-то простых, незамысловатых фраз, например, «Алиса, не трогай» или «Катя, тише». Если человек слышит это часто или в какой-то неподходящий момент, он может тихо говорить или не может кричать, например, высказывать какие-то свои эмоции. Это рассуждение про наши несвободы, например, школа, институт, даже детский сад, — это тоже институции несвобод, куда тебя помещают, не спрашивая, хочешь ты или нет. Я не рассуждаю, плохо это или хорошо. Но то, что они есть — это факт, и в «свободы» их не записать. Самая большая «институция несвободы» — это государство. Это какая-то часть ограничений. Спорный вопрос, во благо или нет. Просто факт, что это есть, — объяснила Колыванова.
Она добавила, что идея возникла у нее очень давно, но к работе над этой серией ее потянуло только начале прошлого года, а последнюю картину она завершила 24 февраля.
Некоторые художники, представленные на выставке, своими работами привлекают внимание к проблемам экологии. Среди них московский проект «Осознанность», который состоит не только из художников, но и дизайнеров, скульпторов и философов. В своем творчестве они часто используют отходы, в том числе бутылки, пакеты, текстиль. В день открытия выставки на Ярмарке они создали новый арт-объект — огромное сердце из старой одежды. Также один из участников проекта Сергей Кожуховский привез на «АРТ МИР» уже готовые работы, например «Фестиваль», созданный из разбитой бутылки и застежек для пакетов с хлебом.
«Фестиваль» символизирует то, что маркетинговая индустрия вкладывает большие бюджеты в создание бренда, в привлечение внимания людей, но потом остается много одноразовой посуды, много предметов с их стендов, много мерча, который не раздали или не использовали. Обычно это не сортируется, отправляется на полигон. Эта работа привлекает внимание к экологической особенности в маркетинговой отрасли, — рассказал философ проекта Ксения Семенова.
Социальные проблемы отражены и в некоторых картинах индийских художников, которые на «АРТ МИР» привез Аакшат Синха из Дели. Например, одна из работ поднимает проблему мигрантов во времена локдауна в Индии, а на других картинах — опустевший из-за конфликтов с Пакистаном Кашмир. В то же время на работах Шардхи Бансал и Хармандила Кирти можно увидеть пейзажи и архитектуру российской провинции: в 2018 году они приезжали на пленэры в города Золотого кольца.
Я уже второй раз на этом мероприятии. В 2017 году привозили большую выставку. В этот раз более скромную, но все равно девять художников, 31 работа, в том числе четыре мои, — рассказал Аакшат Синха. — Я специально привез разные работы, разные по технике, по концепции. Я создал два проекта: «Сказочное чудо бытия» и «Старый город — новые сказки». В любом городе новые сказки появляются каждый день, но есть и отпечатки старых. Поэтому я сделал работы, в которых видно и старое, и то, что происходит сейчас, и «предвидение» будущего. Это абстракция, чисто эмоции.
Игорь Берсенев из Трехгорного Челябинской области также представил нижегородцам абстрактные работы — не только графику, но и керамику. На них он изображает черно-белые круги, которые, создаются и пером, и ножом, и мастихином. Одну картину, как рассказал автор, не имея других инструментов, он нарисовал палочкой от лапши быстрого приготовления.
В чем суть моих произведений? Человек становится сам творцом своей картины, но картину эту никто не видит, кроме вас. Вы смотрите, у вас получается первоначальная мысль, образ, а потом он превращается в картину. Черно-белый дает личную реальность, реальность, которую не увидит никто, которая потом становится картиной у вас в голове. Вы становитесь творцом своей картины и мудрецом, потому что у вас появилась сначала первородная мысль, не взятая из внешнего мира, личная, — объяснил Берсенев.
Всего площадь выставки составляет более 7 тысяч квадратных метров. Для посещения экспозиции необходим билет, который можно приобрести на сайте мероприятия или в кассе. Для участия в некоторых мастер-классах, лекциях и других мероприятиях параллельной программы нужно пройти предварительную регистрацию.