Юрий Шалабаев руководит Нижним Новгородом уже год: сначала он стал исполняющим полномочия главы, а в сентябре 2020 года был избран мэром. Как коренной нижегородец, он осведомлен о проблемах города и наблюдает за происходящими изменениями. В интервью информационному агентству «В городе N» он рассказал о том, как Нижний готовится к празднованию юбилея, о проблемах транспорта, ливневой канализации, а также о планах, как сделать город более привлекательным.
В этом году у Нижнего Новгорода юбилей. Как мы видим, подготовка грандиозная — благоустройство идет на многих общественных пространствах. Не получится ли так, что 800-летие Нижний Новгород встретит перекопанным и со строительными заборами или благоустройство произведут «на скорую руку»? Как этот процесс контролируется со стороны мэрии?
Объем работ действительно большой: благоустройство общественных пространств, капитальный ремонт дорог, фасадов и объектов культурного наследия, проекты по энергосервисному контракту, по проекту «Чистое небо». Также не нужно забывать про работы ресурсно-снабжающих организаций, которые традиционно летом проводят ремонт для подготовки к осенне-зимнему сезону и реализуют свою инвестиционную программу. Вот этот огромный массив работы мы постарались синхронизировать.
Фактически, у нас расписаны все работы по дням: когда одни заказчики заканчивают, когда будут выходить другие, заказаны ли необходимы материалы, кто является поставщиком. К юбилею города все необходимые работы будут закончены. Другой разговор, что масштабное благоустройство приводит к определенным ограничениям для жителей. Поэтому поставлена задача завершить работы в кратчайшие сроки, в том числе, для того чтобы нижегородцы меньшее количество времени испытывали эти трудности.
Думаю, что мы все успеем, но это никак не должно сказаться на качестве. Оно — первостепенно, потому что главная задача — создать объекты, которыми нижегородцы могли бы пользоваться долгие годы.
На примере благоустройства сквера на Звездинке, которое вызвало немало споров и вопросов, возникает опасение за другие территории, на которых ведутся работы. Какие гарантии подрядчики дают городу, что проект будет реализован качественно и вовремя, а заборы не заржавеют через пару месяцев?
Я встречался с нижегородцами, которые живут рядом со Звездинкой, и многие из них довольны.
Там были серьезные проблемы с ограждением, оно плохо пережило зиму и покрылось ржавчиной. На все работы, не только по благоустройству, у нас есть контракты, которые включают гарантийные обязательства в течение пяти лет. И на этот сквер тоже.
Мы регулярно контролируем и осматриваем благоустроенные пространства. Если находим недочеты, подрядчик устраняет их за свой счет, как, например, на той же Звездинке. Кроме того, там выбран комплексный подход, и сейчас идут работы по благоустройству внутридворовых территорий, которые находятся между улицей Горького и Звездинкой. Там заменят асфальт и выполнят дополнительное озеленение, а также установят лавочки и урны.
Разработаны ли уже планы по монетизации функционирования новых общественных пространств, и как планируется решить проблему всех нижегородских набережных, у которых нет инфраструктуры?
Мы делаем благоустройство не для коммерциализации, а для того, чтобы нижегородцы могли жить в комфортных условиях. Конечно, вопрос зарабатывания дополнительных средств актуален, потому что любое благоустроенное пространство требует больше денег для его качественного содержания.
Например, чтобы приведенная в порядок территория на Мещере соответствовала заявленным качествам, требуются средства на его нормальное содержание.
Где это возможно и где это не будет нарушать комфортность, коммерциализация будет произведена и будет дополнять комфорт: человек придет в сквер и сможет купить мороженое или кофе. Все должно выглядеть цивилизованно и соответствовать дизайн-коду этого пространства. У нас создано муниципальное автономное учреждение по управлению парками и скверами, которое как раз этими вопросами и занимается.
Планируется ли создать структурное подразделение в городе, которое будет следить за состоянием набережных — их у нас в Нижнем очень много, рассматривается ли вариант привлекать инвесторов для их развития? Может уже есть подвижки в этом направлении?
Мы рассматриваем возможность того, чтобы набережными занималось муниципальное учреждение по управлению парками и скверами. Оно будет вести вопросы содержания, наполнения активностями и проведением мероприятий. Сейчас часть пространств содержат городские районы как муниципальные заказчики. В основном это небольшие территории, которые не требуют проведения регулярных, больших мероприятий. Крупные же объекты благоустройства передаются муниципальному учреждению «Парки и скверы». Можно подумать о том, чтобы переименовать это учреждение — «Парки, скверы и набережные».
800-летие — это, по сути, тотальная перезагрузка Нижнего Новгорода как города в целом. Какие планы по развитию на 2022 год? Появятся ли новые общественные пространства?
Я думаю, что 800-летие Нижнего Новгорода — это только начало. В этом году мы благоустраиваем 36 общественных пространств, которые находятся в зоне ответственности городской администрации. Плюс ключевыми пространствами города занимается «Центр 800».
Основное благоустройство идет через национальный проект «Жилье и городская среда» федеральной программы «Комфортная городская среда». Жители сами выбирают приоритетные места для реконструкции. В мае закончилось голосование, были отобраны 30 общественных пространств, которые будут благоустроены в 2022 году.
По опыту могу сказать, что мы возьмем еще несколько территорий, которые были заявлены, но набрали меньшее количество голосов. Я думаю, что планку этого года мы снижать не будем.
В отношении других направлений расходов, например, капитальный ремонт автомобильных дорог по нацпроекту «Безопасные качественные автомобильные дороги» у нас уже предусмотрены средства на следующий год. И они не меньше, чем в нынешнем году.
Многих возмущают огромные суммы на благоустройства парка «Швейцария». Объясните, из чего складываются такие суммы? Люди думают, что именно так и «пилятся» деньги.
Мы под таким микроскопом контролирующих органов, что термин «пилят» — это откуда-то совсем из прошлого.
Таких масштабных объектов благоустройства, как парк «Швейцария» за всю историю Нижнего Новгорода еще не было. 52 га лесного массива в городской черте, который является объектом культурного наследия. Этот статус накладывает необходимость предусмотреть дополнительные средства, потому что привлекаются специализированные организации, имеющие необходимый опыт реставрации объектов ОКН.
Кроме того, почти все, что было в «Швейцарии» до благоустройства, находилось в аварийном или полуаварийном состоянии, то есть все это нужно было делать заново. Коммуникаций в парке также не было совсем или они были полуразрушены.
При этом реконструкцию нужно проводить деликатно, потому что это зона отдыха горожан, которые привыкли, что «Швейцария» — это островок леса недалеко от центра города, где можно насладиться природой. Отмечу, что даже работы по прокладке коммуникаций проводятся через проспект Гагарина проколами, чтобы не доставлять неудобство нижегородцам и не перекрывать движение.
Из совокупности всех этих моментов и складывается стоимость. Если смотреть по объектам-аналогам в других регионах с такой же площадью, изначальным состоянием и статусом объекта ОКН, то стоимость сопоставимая.
Кроме того, все расходы на благоустройство парка «Швейцария» и другие проекты, которые реализуются муниципальными заказчиками, проходят сметную проверку. Поэтому, если где-то были завышения цен, то их бы «порезали» еще на стадии проверки документации.
Заказчик и подрядчик регулярно прислушиваются и взаимодействуют с Общественным советом при парке «Швейцария», с ТОСами, которые находятся рядом с парком, с представителями школ, ученики которых, возможно, будут заниматься физкультурой в нем, и с различными общественными организациями. В проект было внесено десятки, если не сотни изменений, по настоянию общественности.
Планируется ли развитие сети ливневых канализаций и в чем это будет выражаться?
Ситуация с ливневыми канализациями в Нижнем Новгороде не сильно отличается от той, что в других крупных городах страны с такой же проблемой. Город обеспечен ливневыми канализациями на четверть, в водосбор дождь поступает с половины территорий города.
Сейчас мы выделяем средства на наиболее проблемные точки действующей ливневой канализации. Это довольно большие затраты, выделено более 100 млн рублей.
Хочу заметить, что в этом году определенные работы уже были проведены. И во время сильных ливней на улице Алексеевской и Черном пруду никто не плавал, как это было в прошлом году.
Тем не менее этот комплекс не решает в целом проблему ливневой канализации. Нужен ремонт действующей и строительство новых линий ливневки. Этот процесс довольно дорогостоящий. Мы проработали вопрос о заключении концессионного соглашения с крупным финансовым и технологическим партнером. Думаю, до конца года доработаем основную канву этого соглашения и к 2022 году выйдем на его подписание и фактические работы.
Стало известно, что на развитие забытого центра в Автозаводском районе «Юный автомобилист» выделяется 40 млн рублей. Расскажите, что это за проект, на что пойдут средства и что получит город от модернизации объекта?
Я, как коренной автозаводец, прекрасно знаю, что такое «Юный автомобилист». Это знаковый для Автозаводского района центр дополнительного образования. В последние годы он был незаслуженно забыт.
На данный момент разработана концепция развития «Юного автомобилиста». Принято решение выделить 20 млн рублей не только на ремонт здания, но и на наполнение необходимым техническим оборудованием, обучение персонала учреждения.
Также планируем, что дополнительные средства в размере 20 млн рублей будут выделены из областного бюджета. Хотелось бы сделать это заведение одним из лучших центров дополнительного образования не только Нижегородской области. Посмотрим, как пройдут первоначальные этапы, и если потребуется, то будем направлять еще дополнительные средства. Сейчас центр пользуется популярностью среди автозаводцев, а будет интересен для всех жителей города.
В числе главных проблем города вы называли недостаточное освещение. В настоящее время проводится работа по замене светильников, однако, вдали от центра Нижнего Новгорода кое-где их попросту нет. Каким образом планируется решать проблему с темными улицами?
До начала реализации энергосервисного контракта город был недоосвещен на 30%. Мы заключили контракт с корпорацией «Боос Лайтинг Групп» о замене 65 тысяч светильников на энергосберегающие. Они более яркие и дают экономию. За счет этого мы и реализуем данный проект без дополнительной нагрузки на местный бюджет. Уже сейчас заменено более 30 тысяч световых точек, то есть процесс идет достаточно активно. До 1 августа контракт будет завершен.
Что касается тех мест, где в принципе нет освещения, то здесь мы прорабатываем вопрос использования инструмента концессии. Думаю, что в этом году мы выйдем на определенное решение по строительству новых сетей освещения по концессионному соглашению.
Напрямую затратами только местного бюджета в короткие сроки комплексно решить эту проблему нам не удастся. Придется строить участки сетей уличного освещения выборочно, а нам нужно решать эту проблему в комплексе, потому что она, действительно, актуальна.
Расскажите о планах развития трамвайной линии.
Электротранспорт для города в приоритете, и мы совместно с правительством Нижегородской области разрабатываем концепцию развития этого вида транспорта и даже новых линий.
В Сормове и Приокском районе совершенно понятны перспективные пути развития трамвайного сообщения. В Приокском районе они разгрузят проспект Гагарина, а в Сормовском — решат проблему пробок возле Седьмого микрорайона. Для принятия решения, в любом случае, нужно разрабатывать технико-экономическое обоснование, которое показывает, насколько правильно строить линии в том или ином направлении. В рамках развития концепции электротранспорта мы все эти моменты оценим, и из полученных результатов будут приниматься решения.
Сейчас мы закупаем 11 новых трамваев.
У нас есть трамваи, которым 30 и более лет, есть также исторический трамвай, 30-х годов выпуска, который мы хотим поставить на Рождественскую. У нас есть специалисты, которые качественно обслуживают технику. Поэтому, думаю, те вагоны, которые мы закупим, прослужат долгие годы.
Зачем мэрия продает Канатную дорогу? Что это может значить для простых нижегородцев? И правда ли, что уже готовиться проект по созданию еще одной?
Канатная дорога является межмуниципальным объектом, который соединяет Нижний Новгород с городским округом Бор. Наверное, не совсем правильно, когда мэрия города владеет межмуниципальным объектом.
Администрация не продает канатную дорогу, а лишь ту часть акций АО «Нижегородские канатные дороги», которая ей принадлежит. На нижегородцах это никак не отразится, так как это не контрольный пакет.
В городской администрации планов по строительству других канатных дорог нет, хотя если поступят какие-то предложения, то мы будем их рассматривать.
Благодаря соцсетям у горожан есть возможность общаться с представителями разных ведомств почти напрямую. Расскажите, как вы выстраиваете коммуникацию с жителями Нижнего Новгорода? Планируются ли реальные встречи с нижегородцами?
Сейчас Instagram стал одним из основных каналов коммуникаций между жителями и представителями власти. У меня тоже есть соцсети, туда поступает много сообщений и комментариев. Стараюсь все читать, а что не успеваю — отрабатывают помощники.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Кроме того, узнаю о проблемах, которые до меня не доходят или до меня не доносят специалисты и подчиненные.
Но уходить полностью в онлайн, на мой взгляд, нельзя. Живые встречи необходимы, но сейчас действуют «ковидные» ограничения, которые постепенно снимаются. Думаю, мы с коллегами выберем удобный формат для регулярных встреч с жителями. Понять проблему человека глубоко можно лишь при очном разговоре, этого никакой Instagram не заменит.
Как относитесь к внедрению проката самокатов в Нижнем Новгороде? Про прокат велосипедов принято говорить, что это здоровая и экономичная для людей мера, а самокаты вызывают негодование из-за массы неприятных ситуаций (нарушение ПДД, наезды).
Конечно, электросамокаты — это экологический, современный транспорт. Он присутствует во всех крупных городах России и Европы, поэтому запрещать его нет никакого смысла. Другой разговор, что поступают нарекания по поводу безопасности, связанной с передвижением на электросамокатах.
Человек на электросамокате — уже не совсем пешеход и может нанести вред другому человеку, если в него врежется. Мы с коллегами прорабатывали возможность введения мер, которые бы повысили безопасность. В частности, на определенных участках необходимо ограничить скорость передвижения. Думаю, мы примем такие решения по пешеходным улицам, потому что пешеходы должны иметь приоритет.
Расскажите, как идет работа по помощи пострадавшим жителям на улице Краснодонцев?
После взрыва в доме № 17 по улице Краснодонцев была объявлена чрезвычайная ситуация. Жители обращаются в департамент социальной политики за оказанием помощи. Поступило всего 74 обращения, и было выделено 1,378 млн рублей. Также 70 семей получили выплаты в размере десяти тысяч рублей на основании решения губернатора. Кроме того, город компенсирует пострадавшим жителям средства за найм жилья. Только с начала этого года жителям дома № 17 на ул. Краснодонцев в качестве компенсации за найм жилья выплачено 5 656 466,72 рублей. Сейчас идет подготовка к укреплению аварийных конструкций дома, чтобы жители могли забрать свои вещи, которые не смогли забрать ранее.
Вопрос об ускорении сроков расселения решается в правительстве. Есть два варианта: строительство нового жилья или выплаты выкупной стоимости. В зависимости от их решения будут определены сроки.
Если оценить инициативы других российских мэров, про какую вы бы сказали: «Жаль, это сделано не в Нижнем»?
Когда я бываю по работе в командировках в Москве, я все время смотрю и жалею, сколько станций метро у них открывается в год. Конечно, хочется перенести этот опыт в Нижний Новгород, но построить такое в других российских городах мало вероятно. Тем не менее мы встали на этот путь.