Top.Mail.Ru

Выставка художника Оганеса Мазманяна

Культура
32

Выставка нижегородского художника Оганеса Мазманяна посвящена 10-летию со дня его смерти, откроется в Киноцентре «Рекорд» 7 апреля в 17:00.

Это творческий отчёт о пути, который начался в 1970-е годы. До этого были школа, служба в армии и учёба в Горьковском художественном училище. За прошедшие годы Мазманян вырос в художника, имеющего свой ярко выраженный почерк. Круг его интересов составляют сюжетно-философские композиции и пейзаж во всех его разновидностях - от лирического до эпического. Большого значения при этом не имеют размер и техника исполнения. Как в скромных акварельных работах, так и в больших тематических композициях художник умеет достичь глубокой значительности, смысловой содержательности и образной выразительности.

Привлекают внимание акварели, посвященные городским видам Нижнего Новгорода. Дома, дворики, улицы, откосы, памятники древней архитектуры Мазманян изображает с особой отточенностью, изяществом и лиризмом. Малый формат не мешает достичь своеобразной монументальности при сохранении нежной деликатности кисти. А выход на большой размер позволяет обрести ёмкую символическую образность. Так, живописное полотно "Нижний Новгород. Стрелка." с изображением тревожного вечернего заката становится символом нашего трагического времени. Композиционные работы живописца чаще всего вырастают в циклы, каждый из которых имеет своё внутреннее развитие. Не могут не вызвать эмоционального отклика серии, посвященные природе и зодчеству Армении, похоронам отца, бабушке, землетрясению 1988 года. Две вещи в живописи равно волнуют художника - композиция и колорит. Слитые с природой армянские храмовые ансамбли - рушащиеся, сдвинутые с вертикальных осей - воплощают образ современного пошатнувшегося мира. А колористические созвучия чёрных, жёлтых, оливково-зелёных, горящих красных тонов исполнены внутренней силы и излучают особый энергетический импульс. Раздумья о природе и людях в картинах Мазманяна носят глубоко личный характер. Мазманян - мыслящий художник. Его пример опровергает предубеждение, что живописцу не обязательно иметь интеллект. Чисто эмоциональная интуиция, соединённая через мифологическую сюжетику и образы мировой художественной культуры с рациональной продуманностью, помогает обрести богатые подтексты и значения.

Творческий метод художника гармонично соединяет в себе чувство и логику. Мучительно долго вынашивая замысел каждой работы, автор, в тот момент, когда образ дозрел, спонтанно выплёскивает его на холст или бумагу. При этом творческий импульс всегда исходит от натуры, но в готовом виде, преодолевая описательность, прорастает новыми эмоциональными смыслами. Как и всякое искусство, живопись Мазманяна содержит нечто большее, чем простое подтвеждение самотождественности реального. В ней через изобразительное сходство идёт процесс претворения, преобразования действительности. Идеалом в этом процессе представляется достижение некоего универсального, доступного зрителю эстетического откровения. Манера художника вобрала в себя все открытия живописи XX века - от Сезанна, Гогена и Матисса до Руо, Сарьяна и Аветисяна. При этом в картинах Мазманяна начисто отсутствует агрессивность, ныне столь распространённая и характерная для , повышенного тонуса современной жизни. Темперамент южанина здесь как бы остужен высокой интеллектуальной культурой личности. Он горит и прорывается в колорите картин, который завораживает и покоряет каждого знатока живописи. Не в пример людям, которые в наше лихое и смутное время ищут конфронтации на политической, идеологической или национальной почве, культуры не могут враждовать. Они могут жить только взаимодействуя и обогащая друг друга. И творчество Оганеса Мазманяна - армянина и нижегородца, прекрасного человека, замечательного педагога и интересного художника яркое тому подтверждение.

Агентство Алика Якубовича