В Госдуме прошли парламентские слушания на тему "Создание сети высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения – ключевой элемент роста экономики России". На них поддержали необходимость скорейшей реализации пилотного проекта на линии Москва – Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань.
"Мировой опыт говорит о том, что высокоскоростные железные дороги - это не только серьезное улучшение транспортной доступности и повышение уровня жизни граждан, это также серьезный вклад в модернизацию экономики, привлечение современных технологий и создание новых высокотехнологичных рабочих мест", - отметил первый заместитель председателя Государственной Думы Александр Жуков.
По информации РЖД, проект создания высокоскоростного железнодорожного движения между Москвой и Казанью был назван в числе крупных инвестиционных проектов. А для их реализации Владимир Путин разрешил использовать средства накопленных государственных резервов, в частности средства Фонда национального благосостояния.
Новая высокоскоростная железнодорожная линия свяжет крупнейшие агломерации Центрального, Приволжского и в перспективе Уральского федеральных округов. Добираться из города в город можно будет за 1-1,5 часа, их скорость составит от 200 до 400 км/ч днем и от 140 до 200 км/ч ночью. Стоить проезд на «сверхскоростях» будет от 1 до 10 рублей за километр.
Также, как рассказывают на РЖД, в систему высокоскоростного сообщения будет интегрирована система скоростных маршрутов, которые соединят линию ВСМ и ближайшие региональные центры. Освободившиеся мощности железнодорожных линий будут задействованы для наращивания пригородного сообщения и грузоперевозок.
Депутаты Государственной Думы отметили, что реализация проектов ВСМ требует и совершенствования действующего законодательства. Среди необходимых законодательных инициатив были названы нормы о резервировании земель для проекта ВСМ, подготовке схем рационального налогообложения подобных проектов и их финансировании с участием средств бюджетов разных уровней и частного бизнеса.
Первоочередным проектом строительства ВСМ в России станет магистраль Москва – Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань. В перспективе ее продлят до Екатеринбурга, а также подключат Пермь, Уфу и Челябинск. Запуск высокоскоростных поездов между Москвой и Казанью сократит время движения для пассажиров более чем на 10 часов. Протяженность вновь построенной выделенной линии составит 803 км.
Общая стоимость строительства линии Москва - Казань предварительно оценивается в 928 млрд рублей (с учетом инфляции). При этом потребность в государственном финансировании составляет 650 млрд рублей, и может быть снижена до 371 млрд рублей за счет таких инструментов, как льготное налогообложение и привлечение возвратных средств накопленных государственных резервов.