3 августа 2010 г. в пресс-центре газеты «АиФ в Нижнем Новгороде» состоялся «круглый стол» по проблемам приватизации комнат в общежитии.
На вопросы жителей общежитий и представителей риэлторских контор ответили Ирина Викторовна Бердникова - руководитель Управления Росреестра по Нижегородской области и Наталья Евгеньевна Корионова – заместитель руководителя Управления Росреестра по Нижегородской области.
Положениями статьи 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее – Закон о приватизации) установлено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Жилищный кодекс Российской Федерации определяет жилое помещение, как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
При этом, согласно п. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
В пункте 4 указанной статьи предусмотрено, что комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Согласно Закону о приватизации, не являлись объектами приватизации жилые помещения, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий.
В связи с этим, государственная регистрация прав, возникающих на основании договоров о безвозмездной передаче в собственность, не проводилась.
Вместе с тем, статьей 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 189-ФЗ (далее – Вводный закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях "койко-места", также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий без каких-либо изъятий и ограничений.
Из этого следует, что гражданам, проживающим в таком жилом помещении на условиях "койко-места", должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними должен заключаться один договор социального найма как с сонанимателями.
Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона о приватизации в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.
Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение, если это жилое помещение на момент вступления в силу указанной статьи Вводного закона не было предоставлено в установленном порядке в пользование нескольких лиц, либо право пользования жилым помещением других лиц прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (выезд в другое место жительства, смерть и т.п.)».
Следовательно, государственная регистрация права собственности либо общей долевой собственности граждан на помещения в общежитии, в котором они занимают «койко-места» не противоречит нормам действующего законодательства.
Данная позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2009 № 77-В09-5В.
Также Ирина Бердникова рассказала о том, что по данным на 23.07.10 г. в Автозаводском районе из 1620 комнат (в 12 общежитиях) ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИВАТИЗАЦИИ, зарегистрировано 984 (60%).
Справка:
Документы, представляемые на государственную регистрацию права собственности на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан (приватизация).
- Заявление о государственной регистрации права собственности;
- Заявление органа местного самоуправления о переходе права собственности;
- Документ об уплате государственной пошлины;
- Документ, удостоверяющий личность гражданина;
- Основание для государственной регистрации прав - договор на передачу жилого помещения в собственность граждан;
- Копия поквартирной карточки, заверенная компетентным органом;
- Договор социального найма жилого помещения, а при его отсутствии ордер на жилое помещение;
- Документы, содержащие сведения об участии всех проживающих (зарегистрированных) в приватизируемом жилом помещении граждан в приватизации этого помещения или подтверждающих отказ граждан от участия в приватизации;
- Документы, подтверждающие однократность приобретения жилого помещения в собственность бесплатно.
Согласно перечню общежитий, находящихся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, подлежат приватизации (в ред. постановлений Администрации г. Н.Новгорода от 30.10.2007 N 5068, от 26.02.2008 N 772):
Автозаводский район – 12 общежитий;
Ленинский район - 3 общежития;
Советский район - 9 общежитий;
Московский район - 7 общежитий;
Нижегородский район - 1 общежитие;
Сормовский район - 5 общежитий;
Канавинский район - 4 общежития;
Приокский район - 5 общежитий.
Источник: Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области