Президент России Дмитрий Медведев распорядился провести комплексную проверку госкорпораций (ГК), особый акцент будет сделан на эффективности и целевом характере использования переданных им госимущества и финансов. По итогам проверки будет поднят вопрос о целесообразности дальнейшего использования госкорпораций в нынешней организационно-правовой форме. Особый статус госкорпораций — максимум полномочий при минимуме открытости — давно вызывает вопросы, считают эксперты.
В России все госкорпорации (за исключением Агентства по страхованию вкладов) создавались в 2007 году, в период накопления в стране значительных резервных средств. Призванные стать локомотивами российской экономики, ГК были наделены особым статусом и полномочиями. Они подотчетны только правительству, на них не распространяется положение о раскрытии информации и закон о банкротстве, переданные им имущество и финансы освобождены от налогов. ГК выведены из-под прямого контроля Счетной палаты.
Ревизию деятельности госкорпораций Дмитрий Медведев доверил генпрокурору Юрию Чайке и своему помощнику — начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко. Основной вопрос, на который им предстоит ответить: соответствует ли деятельность ГК поставленным целям. «По итогам проверки президент поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как госкорпорация», — сообщает пресс-служба Кремля.
Первые заявления о необходимости упразднить госкорпорации прозвучали в Кремле в марте из уст экспертов президентского совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. «Росатом» и «Олимпстрой» предлагалось преобразовать в органы госвласти, Банк развития, Агентство по страхованию вкладов, «Ростехнологии» и «Роснано» — в ООО или АО со стопроцентным госучастием, а Фонд ЖКХ — в классический фонд. Экспертов смущало, что ГК совмещают функции коммерческой организации и органа госвласти: в конечном счете ответственность за результаты их хозяйственной деятельности ляжет на государство.
Нагнетание ситуации вокруг ГК закономерно, считают эксперты. «Фактически им дали зеленый свет: делайте все, что угодно, лишь бы во благо родины, — говорит главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин. — Пришла пора оценить результаты». Кстати, в апреле Генпрокуратура обнародовала неоправданные бонусы членам правления Фонда ЖКХ (55 млн руб. за 2008 год). В конце июля правительство решило выводить из ГК деньги. Имущественные взносы государства в «Роснано», «Олимпстрой» и Фонд ЖКХ будут уменьшены на 160,4 млрд руб. Но вовсе отказываться от госкорпораций Кремль не станет, считает г-н Надоршин, ведь на данный момент идет речь о создании еще двух — «Росавтодора» и ГК на зерновом рынке.
Каждая госкорпорация создавалась отдельным законом, и регулировать их деятельность сложно даже правительству, отмечает президент ГК «АВИС» Наталья Яковлева. «Хозяйственные функции ГК четко не определены, при этом они наделены достаточной властью и влиянием, что создает поле для коррупции, — отмечает г-жа Яковлева. — Сегодня объем имущества в собственности государства и госкорпораций составляет не менее 75% от всего имущества, годного к гражданскому обороту. При этом в тех секторах экономики, где действуют ГК, их взаимоотношения с рыночными структурами регулируются отнюдь не рыночными механизмами».
Назначив ревизию, Кремль заинтересован в выработке инструментов для повышения эффективности расходования средств ГК, полагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «Несколько месяцев назад прокурорская проверка уже доказала, что ГК работают неэффективно», — заявил РБК daily председатель комитета Госдумы по экономполитике Евгений Федоров. Пристальный интерес Кремля к целевому характеру использования средств, на его взгляд, вполне понятен: 960 млрд руб. в качестве имущественного взноса в ГК — это 10% бюджета. По данным г-на Федорова, ГК уже готовят предложения по изменению в уставные документы.
В новейшей истории России уже был опыт создания Государственной инвестиционной корпорации в 1993 году. В уставный капитал Госинкора, который должен был использовать активы для гарантий под иностранные инвестиции в экономику, были внесены драгметаллы и камни, недвижимость и денежные средства на сумму 1,25 млрд долл. При ликвидации Госинкора в 2003 году Минимущество выяснило, что значительная часть активов была передана в частные руки и исчезла в неизвестном направлении.
По материалам РосБизнесКонсалтинг