Сувениры с корпоративной символикой вручили участникам программы наставничества на Горьковском автозаводе. Движению наставничества на предприятии уже несколько десятков лет. Но летом 2023 года, когда в компании разработали и запустили новую программу обучения будущих наставников, оно вышло на новый этап развития. Новая программа обучения наставников была разработана в рамках фирменной системы подготовки кадров предприятия, введенной по инициативе промышленника Олега Дерипаски.
Освоиться сотруднику на новом рабочем месте всегда непросто, будь он профессионалом со стажем или выпускником вуза. Поначалу ему очень нужна поддержка опытных коллег, поэтому адаптации новичков наша компания уделяет пристальное внимание, — говорит директор по персоналу «Группы ГАЗ» Елена Марштупа. — В этой области у нас сложились многолетние традиции, которые мы обогащаем новыми знаниями и современными технологиями. Делаем все, чтобы новые члены нашей большой семьи прониклись ценностями компании, остались здесь надолго и развивались вместе с нами.
В дирекции по персоналу разработали обновленную мотивационную политику и программу обучения будущих наставников, определили категории подопечных, сроки и формы работы с ними.
Мы проанализировали подходы к выбору наставников, сформулировали компетенции, которыми они должны владеть, ввели оценочные критерии, чтобы понимать, все ли получается, а также разработали курс и обучили первых наставников, — рассказала Елена Марштупа.
Легкий старт
Чтобы отметить первых выпускников программы и наставников со стажем, им вручили сувенирную продукцию компании.
За время действия новой программы я помогла освоиться в компании двоим сотрудникам, — говорит главный специалист дирекции по персоналу Марина Швец. — Но на самом деле вопросы адаптации входят в мои функциональные обязанности. С 2018 года я отвечаю за программу студенческих стажировок, которая предполагает, что за каждым стажером закрепляется сотрудник соответствующего подразделения. На начальном этапе я координировала эти процессы, проводила обучение наставников. Теперь все наши наработки стали единой программой.
Задача наставника — помочь новичку вникнуть в тонкости профессии и познакомить с компанией, чтобы он как можно быстрее начал эффективно выполнять свою работу. Впервые попадая в такую крупную компанию и видя огромное технологичное производство с высоким темпом работы, многие чувствуют себя неуверенно, поэтому период привыкания от первых трех месяцев до года — наиболее сложный. Чтобы помочь подопечному быстрее почувствовать себя частью большого коллектива, важно обладать эмпатией, терпением и быть готовым делиться знаниями.
Растем вместе
С другой стороны, наставничество как вид деятельности помогает самореализовываться и самим наставникам. По словам Марины Швец, сотрудники в компании проходят несколько стадий развития: сначала они растут профессионально, а когда достигают определенного уровня мастерства, у них часто возникает потребность передавать свои знания другим. Работа с людьми помогает развивать универсальные навыки, к которым относится мастерство межличностного взаимодействия, управления, передачи знаний.
У каждого из нас есть свой опыт и свое понимание того, что нужно сделать, чтобы адаптация проходила максимально эффективно, — говорит главный специалист дирекции по корпоративной политике и коммуникациям, наставник Максим Карпухин. — Вводить в курс дела сотрудников я начал достаточно давно, но новая программа обучения наставников дала немного другой взгляд на эту работу, помогла взглянуть иначе на некоторые процессы, например, на специфику обучения взрослого человека со сложившимся жизненным опытом. Это был очень хороший тренинг и полезные практические упражнения.
В программу подготовки наставников входит электронный курс и тренинг «Я - наставник».
Главный специалист дирекции по закупкам Ирина Маклакова, наставник с большим стажем, работает на Горьковском автозаводе с 1990 года. Скольким коллегам она помогала освоиться в профессии — уже и не сосчитать. Но со своим наставником — Верой Михайловной Крыловой, которая давно находится на заслуженном отдыхе, поддерживает отношения до сих пор.
Я пришла на предприятие в непростые годы и очень благодарна Вере Михайловне за то, что она помогла мне здесь остаться, — говорит Ирина Ивановна. — Мне нравится моя работа, и я стараюсь донести все ее нюансы до тех, кто к нам трудоустраивается, чтобы они, в свою очередь, передавали следующему поколению и наши знания, и свои.
Из стажеров — в наставники
Есть среди наставников и совсем молодые сотрудники. Ведущий специалист дирекции по закупкам Андрей Корзин работает в компании неполных два года, но уже помогает осваиваться новичкам, а также является амбассадором Горьковского автозавода.
Мой опыт адаптации пришелся на время, когда я еще был участником программы стажировок, — рассказывает Андрей. — Сам решил стать наставником, потому что мне это интересно, но кроме того, это было еще и решение моего руководителя: он считает, что я уже могу помогать новым специалистам. Учить людей — это большой труд, потому что к каждому нужен индивидуальный подход. Но я люблю коммуникации. Наверное, поэтому стал еще и амбассадором. В результате обучения на двух курсах я стал более открыто разговаривать. Это, кстати, хорошо сказалось и на моей работе: как специалист дирекции по закупкам я много общаюсь, договариваюсь.
Впервые система наставничества появилась на Горьковском автозаводе 27 октября 1966 года, когда передовики предприятия — Герои Социалистического Труда Софья Кузнецова, Иван Пермяков и Александр Косицын — вышли с инициативой создания движения «Ни одного отстающего рядом». Целью движения было закрепление за молодыми работниками шефов-наставников. Позднее это движение распространилось на все предприятия страны.
Подводя итоги первого года работы новой программы наставничества, Елена Марштупа отметила, что за это время количество желающих стать наставниками выросло, и поблагодарила собравшихся за поддержку традиций и участие в формировании корпоративной культуры — культуры доверия, поддержки и открытости.
Источник: