Страховые компании смогут самостоятельно определять стоимость полиса ОСАГО для автомобилистов. Об этом сообщает «Российская газета».
Новые правила расчета стоимости ОСАГО вводятся в рамках так называемой либерализации автогражданского страхования в России. В первую очередь для страховщиков будет расширен тарифный коридор ОСАГО, к тому же они получат право самостоятельно определять коэффициенты, на которые умножается тариф. Сейчас разработкой «дорожной карты» либерализации занимается Минфин совместно с Центробанком. Предполагается, что в документе будут обозначены сроки, а также тарифы и коэффициенты на каждом из этапов программы.
По мнению экспертов, изначально страховые компании не получат полной свободы в формировании тарифов ОСАГО. Поскольку страховщики уверены, что нынешний тариф сильно недооценен, это может обернуться катастрофой для российских водителей. Но их возможности наверняка будут расширены: если сейчас базовый тариф установлен в пределах 3 432 и 4 118 рублей, то в будущем верхний предел, скорее всего, будет увеличен.
Что касается коэффициентов, на которые умножается тариф, то их тоже предлагается передать страховым компаниям (сейчас такие коэффициенты регулируются Центробанком). Фиксированным останется только коэффициент за безаварийную езду и новый коэффициент за нарушение ПДД в случае его введения.
В целях контроля цен на ОСАГО для страховщиков определят максимальную стоимость полиса, а также минимальную величину страховой премии — чтобы предотвратить случаи мошенничества. На втором этапе планируется полностью убрать верхние лимиты цен на ОСАГО. В целом дорожная карта вероятнее всего будет рассчитана на 4 года.
И хотя все это однозначно приведет к повышению стоимости автогражданки, эксперты из Российского союза автостраховщиков считают, что это будет временным явлением, а впоследствии цена даже снизится, как это было в Германии. К слову, там свободные тарифы действуют уже 24 года.
Однако в России такие действия могут привести к резкому росту тарифов в регионах, где распространена деятельность автоюристов и мошенников. При этом страховщики отмечают, что в результате введения натурального возмещения по ОСАГО сумма страховых выплат в первом квартале 2018 года снизилась на 30% по сравнению с прошлым годом, а потому рост тарифов не будет столь велик. Также в РСА утверждают, что либерализация ОСАГО будет гарантировать справедливое тарифообразование в первую очередь для самих автомобилистов, потому что стоимость полиса будет определяться индивидуально. Сейчас же опытные и аккуратные водители переплачивают за автогражданку, находясь практически в равных условиях с нарушителями и неопытными автолюбителями, на которых повышение цен на ОСАГО и должно отразиться в большей степени.
Главное, что может угрожать российским автомобилистам в результате либерализации автогражданки, — очередной сговор страховых компаний и установление максимальных тарифов даже для безаварийных водителей.