Top.Mail.Ru

Шкальный балл

Наука
2

Реформа российской школы пусть медленно, черепашьим шагом, но все–таки продвигается. После введения обязательного Единого государственного экзамена (ЕГЭ), ставшего одновременно вступительным экзаменом в теоретически любой российский вуз, в этом учебном году начался новый эксперимент. Вместо прежней пятибалльной шкалы школьных оценок вводится шкала десятибалльная.

От такой новации сюжет знаменитой картины Федора Решетникова «Опять двойка» принципиально не изменится. А вот «пятерками» теперь прежние отличники удовлетворены не будут. Потому что по десятибалльной шкале это всего лишь «удовлетворительно». То есть «крепкий», но все же – в прошлой жизни – «трояк».

Глава Рособрнадзора Любовь Глебова объяснила резоны этого эксперимента тем, что дети должны привыкать к многобалльной шкале оценок по ЕГЭ. Возможно, новый рефлекс у школьников выработать и удастся, хотя прямой связи между десятибалльной шкалой оценок и стобалльной шкалой ЕГЭ я не усматриваю. И по мне позитив этого нововведения состоит несколько в ином.

Во-первых, имея в своем распоряжении вместо прежних пяти – десять баллов, школьный учитель теперь сможет фиксировать те полуоценки, которые он и так на практике всегда выставлял. Кто из нас не помнит все эти «пять с минусом», «четыре с плюсом» или спасительную «троечку» с огромным минусом? А ведь, строго говоря – все это было нелегально и легко тянуло на «произвол», за который учитель в любую минуту мог поплатиться. Настойчивые и юридически искушенные родители в случае недовольства оценкой своего чада легко могли за все эти «плюсы» и «минусы» учителя и в суд притянуть.

Нынче же располагая десятью баллами, можно значительно точнее учесть как достоинства, так и недостатки и устного ответа, и письменного задания. И, например, в группе «отличников» различать тех, кто выполняет минимум с оценкой «8», от тех, кто поталантливей – с оценкой «9». Ну и, наконец, просто вундеркиндам можно смело ставить «10».

У прежних «хорошистов» теперь будет две оценки – «6» и «7», а «троечники» это нынче «5» и «4». Все, что ниже – неуд.

В общем, новая система рассчитана на то, чтобы повысить как точность, так и справедливость выставляемых в классе оценок. Что, конечно, не произойдет автоматически, если учителя не выработают как для себя, так и для своих подопечных четкие критерии выставления той или иной текущей, а так же финальной оценки. Понятно, что речь не о подсчете средней, а о том, как и себе, и детям объяснить, почему за «хороший» ответ ставится только «6», а не «7». Или в чем разница между ответом на «8» и на «9». Так что мороки у учителей прибавится, но не без очень важной пользы.

Дело в том, и это, во-вторых, что в вузах (как, например, в моей Высшей школе экономики) с первого же курса применяется именно десятибалльная шкала. И вчерашним школьникам будет значительно легче адаптироваться к студенческой жизни, если оценивать их будут по знакомой системе. По крайней мере, хотя бы с этой стороны не будет помех переходу на совершенно новый уровень социализации и собственного развития. Помех взрослению, проще говоря.

Однако не слишком ли далеко идущие следствия я пытаюсь выводить из простого шкального балла? Ведь такая, кажется, мелочь. Нет – не слишком. Потому что на деле всякая продуктивная реформа состоит из мелочей. И успешная модернизация образования никаким штурмом не сделается, а именно и только – эволюционно, накоплением критической массы микронововведений. А основной урок, извлекаемый из всех наших прежних как бы модернизаций, в том и состоит, что чем больше перемен и чем они быстрее, тем меньше что–то изменяется на самом деле. Пора этот урок усваивать. Хотя бы в экспериментальном порядке.

По материалам АНО «Верное решение»